Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Последние комментарии
  • 27 сентября 2011 года 14час.07мин.   12 лет 46 недель назад

    спасибо!

  • Делегация учителей возвратилась из ЦЕРНа в Ульяновск!   12 лет 46 недель назад

    В 2010 году в такой школе приняла участие Ольга Анатольевна Морозова из СОШ №1 пос. Радищево, с которой Лаборатория космических исследований сотрудничает несколько лет.

    Ольга Анатольевна привезла много  материалов ( на флешке 16 Гигабайт). Побывать на Коллайдере, постоять одновременно на территории Франции и Швейцарии (есть такое место в ЦЕРНе) - впечатлений хватит надолго.        http://www.spacephys.ru/radishchevo-ulyanovsk

  • Задать вопрос нелегко - ответить еще труднее   12 лет 46 недель назад

    Рахиль Менашевна, большое спасибо за ответ!
    У меня возник еще один вопрос: почему среди названных Вами химических элементов нет водорода и гелия, наиболее распространенных в межзвездном пространстве?
     

  • ЦЕРН (Швейцария, Франция) - Ульяновск (Россия) 31 марта, 2011год. Интернет-конференция № 2   12 лет 46 недель назад

    Срочно!!!  Письмо из ЦЕРНа (Франция - Швейцария):

    Обращаюсь к Вам с просьбой сообщить всем своим коллегам, особенно из удаленных районов России о том, что состоится школа для учителей физики в ЦЕРНе с 30 октября по 5 ноября. Программа финансируется министерством.
    Мы к сожалению не приглашаем для участия в школе учителей, которые уже побывали в ЦЕРНе -- надо предоставить такую возможность тем, кто еще не был у нас.

    Для регистрации остались считанные дни -- до 3 -4 октября.

    Надо сначала зарегистрироваться на сайте учителей ОИЯИ, а потом, следуя указаниям, подать заявку на участие в школе.
    http://teachers.jinr.ru/

    Спасибо за Вашу помощь и понимание.

    С уважением,
    Марина Савино, ЦЕРН, 29 сентября 2011 г., 11час. 41 мин.

  • Задать вопрос нелегко - ответить еще труднее   12 лет 46 недель назад

    Рахиль Менашевна, спасибо за такой подробный познавательный ответ. И вопрос интересный.

  • Задать вопрос нелегко - ответить еще труднее   12 лет 46 недель назад

    BlueFlame пишет:

    А как можно обнаружить межзвездный газ, если он так разрежен?

    Да, безусловно, это очень трудная задача, тем более, что в межзвездном пространстве так темно и холодно, как было бы у нас, если бы светили и согревали только далекие звезды. Температура опускается до 10 – 4 градусов Кельвина. Но астрофизики, не имея возможности ставить эксперименты, изобретают остроумные методы исследования далеких космических объектов. Обнаружение и получение разнообразных характеристик межзвездного газа – очень богатая и интересная тема, поэтому трудно перечислить все методы.

    Первым был обнаружен ионизированный кальций, так как его резонансная линия (самая яркая линия в спектре данного химического элемента) находится в видимой области спектра. Эту линию поглощения наблюдают на фоне спектров горячих звезд. Как же ее отличить от линий поглощения в спектрах самих звезд?

    Есть несколько признаков того, что линия ионизированного кальция – «чужая» для спектра данной горячей звезды.

    Во-первых, в атмосферах горячих звезд температура достигает 10000 – 30000 К, поэтому их спектр состоит из линий с высокой энергией возбуждения, а линии ионизированного кальция появляются при низкой температуре, значит, в холодном межзвездном газе на пути от звезды к наблюдателю.

    Во-вторых, линия межзвездного ионизированного кальция по форме отличается от линий в спектре звезды, на фоне которого она наблюдается, ведь ширина спектральных линий, прежде всего, зависит от температуры и плотности излучающего объекта. Узкая спектральная линия межзвездного ионизированного кальция еще раз подтверждает его низкую температуру и свидетельствует о его низкой плотности.

    На рисунке представлена часть регистрограммы спектра горячей звезды с широкими и глубокими спектральными линиями поглощения. На этот участок спектра накладывается узкая резкая линия поглощения межзвездного ионизированного кальция.

    В-третьих, лучевые скорости звезды и межзвездного газа, как правило, разные, поэтому и доплеровские сдвиги их спектральных линий – разные. Более того, если луч, идущий от звезды к наблюдателю, проходит через несколько межзвездных облаков, движущихся с различными скоростями, межзвездная линия расщепляется на несколько компонентов.

    В-четвертых, в спектрах спектральнодвойных звезд происходят периодические сдвиги линий. Когда звезды движутся перпендикулярно лучу зрения, их линии находятся в несмещенном положении, а когда движутся вдоль луча зрения, линии раздваиваются: линии звезды, движущейся к наблюдателю, смещаются в коротковолновую сторону, а той, которая движется от наблюдателя, - в длинноволновую. Это происходит с периодом, равным периоду обращения звезд вокруг общего центра масс. Линии межзвездного газа не участвуют в этом «танце звездных линий», и поэтому можно определить, что они не принадлежат звездам.

    Такими методами были обнаружены в видимом диапазоне калий, натрий, железо, углерод, азот, кислород, магний, кремний и др.

    При такой низкой температуре способны образовываться молекулы, их линии поглощения и излучения наблюдаются в инфракрасном и радиодиапазонах (вода, углекислый газ, метан, соединения с серой, кремнием и др.), всего примерно 90 видов химических элементов и их соединений. Среди них и сложные органические молекулы, содержащие до 13 молекул. Из плотных газовых облаков в радиодиапазоне можно «услышать голоса» предбиологических молекул.

    В настоящее время используется много и других методов исследования межзвездного газа.

  • 27 сентября 2011 года 14час.07мин.   12 лет 46 недель назад

    Руководитель Лаборатории погружен в высокую науку. Служение науке (Топологическая квантовая теория. Материя, Пространство, Гравитация ) отрешает от суеты повседневной жизни. Для сайта пока не хватает времени, хотя идея создать сайт Лаборатории принадлежит ему.

  • 27 сентября 2011 года 14час.07мин.   12 лет 46 недель назад

    Полина пишет:
    Андрей, руководитель Лаборатории космических исследований отметил, что у тебя снимки со спутников стали очень качественными.

    А почему сам руководитель Лаборатории давно не пишет на сайте? Я уже соскучился по его постам! :)

  • Молодежная конференция "Космические исследования"   12 лет 46 недель назад

    Студенты, которые едут в Кострому, пожалуйста, подайте срочно!!! заявки.

    Письмо из орг.комитета конференции:

    Уважаемый Виктор Михайлович!
    Пожалуйста, попросите Ваших студентов и сопровождающего, собирающихся посетить костромскую школу, срочно выслать регистрационную информацию (см. сайт http://space.msu.ru/events/kostroma2011/ ).

    Все желающие могут подать тезисы. Участие может быть заочным.

    Эта научная школа очень значима для Лаборатории космических исследований. Первые пять научных школ проходили в Ульяновске на базе отдыха "Чайка" Ульяновского государственного университета. И Лаборатория была создана как реализация основной цели данной научной школы.

  • 27 сентября 2011 года 14час.07мин.   12 лет 46 недель назад

    Андрей, руководитель Лаборатории космических исследований отметил, что у тебя снимки со спутников стали очень качественными.

    Сам проект до сих пор вызывает удивление, что с помощью простейшей самодельной антенны  в  квартире обычного жилого дома можно получать фотографии с американского (!) спутника регулярно, когда спутник пролетает над антенной. Причем снимки принимаются, даже когда Андрея нет дома, например, как сегодня, 27 сентября. В это время он был в университете.

    Андрей, выздоравливай! Удачной сдачи последнего экзамена.

  • Бури на Солнце   12 лет 46 недель назад

    А есть возможность подержать магнитометр некоторое время в Солярисе?

    Конечно! Именно на такое добровольное желание и была надежда. Энтузиасты по-прежнему в остром дефиците, поэтому предложение оформлено в виде "ненавязчивого сервиса".

  • Бури на Солнце   12 лет 47 недель назад

    Полина пишет:
    Вы не подскажете, где можно приобрести хороший компас?

    Я купил в магазине типа "Спорттоваров" или "Охотник и рыболов" достаточно хороший, китайский. Это - без шуток, ведь китайцы изобрели компас, у них целая культура использования компасов и не только в навигации, но и, например, в искусстве фэн-шуй.

    Вот только я оставил его в Солярисе, а дома ничего нет. Хоть бы буря продлилась до завтра! :)

    Полина пишет:
    В Лаборатории космических исследований есть магнитометр. Виктор Михайлович приобрел его в СГАУ. Его надо откалибровать, инструкция есть. Если бы нашелся энтузиаст, кого привлекает эта работа... можно было бы измерять магнитное поле более точно, чем компас.

    А есть возможность подержать его некоторое время в Солярисе? Ведь мы не можем бежать в ЛКИ каждый раз, как только начинается магнитная буря (да и ЛКИ не всегда открыта).

  • Бури на Солнце   12 лет 47 недель назад

    Вы не подскажете, где можно приобрести хороший компас? Я хотела купить в магазине. Мне показали сувенирные образцы, в которых северные полюса были окрашены красным цветом и стрелки двух компасов не были параллельны. Завтра можно будет попросить в университете, но сегодня, к большому сожалению, наблюдать нечем.

    В Лаборатории космических исследований есть магнитометр. Виктор Михайлович приобрел его в СГАУ. Его надо откалибровать, инструкция есть. Если бы нашелся энтузиаст, кого привлекает эта работа... можно было бы измерять магнитное поле более точно, чем компас.

  • Бури на Солнце   12 лет 47 недель назад

    Геомагнитная буря уровня 9 (по 10-балльной шкале) идёт сейчас:

    У кого-нибудь есть под рукой компас? Положите его на стол и понаблюдайте за стрелкой - будут ли колебания?

    (картинка с сайта http://www.swpc.noaa.gov/)

  • Мощная вспышка вызвала цунами на Солнце   12 лет 47 недель назад

    Цунами на Солнце - это серьезно. Раньше регистрировались такие мощные волны? Даже если выбросы не достигли Земли, для самого Солнца - это событие.

  • Бури на Солнце   12 лет 47 недель назад

    Я уже перенёс туда, если не возражаете, материал

    Спасибо, что Вы откликнулись. Никаких возражений, Вы формируете проект по своему усмотрению. Вся проблема в том, что некоторые проекты со временем "зависают". Ребята начинали с энтузиазмом, но систематическая работа по проекту требует ответственности, творчества и постоянного наполнения.

  • Замечания по сайту   12 лет 47 недель назад

    Уважаемая Натали, замечание своевременное. Сайт с каждым днем приобретает все больше популярности по числу посетителей и просмотров. Среднее время пребывания на сайте 8-10 минут. Но среднее число просмотренных страниц 2-3. Поэтому Главная страница - лицо сайта, конечно, она должна быть интересной всегда. Натали, у тебя есть права на сайте изменять расположение материалов. Если не понравится, остальные критически поправят.

    любое изменение фиксируется

    К сожалению, даже перемещение материала из одной рубрики в другую воспринимается сайтом как изменение. Admin сообщил, что это регулируется автоматически. Для постоянных посетителей надо вручную делать пометку, что изменение техническое.

  • Бури на Солнце   12 лет 47 недель назад

    Полина пишет:
    Уважаемый Sol, для Вашего материала Бури на Солнце открыт новый проект Жинь Солнца. Всё, что происходит на Солнце, очень важно и надо знать. В новую рубрику можно помещать материалы, которые Вы считаете нужными.

    Хорошо! Я уже перенёс туда, если не возражаете, материал http://www.spacephys.ru/moshchnaya-vspyshka-vyzvala-tsunami-na-solntse

    Полина пишет:
    Есть предложение для группы "Солярис". Провести исследование, как влияет деятельность Солнца  на жизнь людей, животных, растений. Следить за одним или  некоторыми параметрами в группах, которые знают о вспышках на Солнце и теми, кто не информированы. Измерять показания каждый день, чтобы сравнить с влиянием активного и спокойного Солнца.

    Это предложение адресуется для всех желающих. Можно обсудить на семинаре в Лаборатории возможную методику исследования.

    Такие исследования сложны в том смысле, что требуют наблюдения за большим массивом людей или за не очень большим, но - долго. И ещё нужен объективный контроль состояния организма с помощью каких-либо приборов. Если этих условий не будет, то результаты будут статистически недостоверны. Мы не сможем наверняка сказать - происходят те или иные изменения самочувствия под влиянием солнечной активности или под влиянием других факторов, коих - тысячи для такой сложной системы, как человек. По себе знаю, как нужно спокойно садиться, например, вечером и, скрупулёзно перебирая все события дня (и то, только известные мне), пытаться тонко уловить, какое из них как на меня повлияло.

  • Замечания по сайту   12 лет 47 недель назад

    Да, я согласна, если любое изменение фиксируется, это не очень понятно. К тому же в последнее время есть необходимость, как мне кажется, каким-то образом задавать приоритет для первой полосы новостей по степени важности. Потому что новость "висит" долго вверху списка, и такое количество растет, а при выставлении другой новой интересной новости она либо пойдет на самый верх, а если это нежелательно, в последствии будет задвинуто другими более новыми новостями. Либо то, что должно быть первым материалом, мне кажется, нужно "навечно" закрепить за своим местом.

  • Видео с МКС стало интернет-сенсацией   12 лет 47 недель назад

    Очень интересно, красиво! Я думаю, если что-либо подобное показать на большом экране, то дух будет захватывать! Да еще и в 3-D формате.

    Не верится, что сделано из стационарных снимков!

  • Бури на Солнце   12 лет 47 недель назад

    Уважаемый Sol, для Вашего материала Бури на Солнце открыт новый проект Жизнь Солнца. Всё, что происходит на Солнце, очень важно и надо знать. В новую рубрику можно помещать материалы, которые Вы считаете нужными.

    Есть предложение для группы "Солярис". Провести исследование, как влияет деятельность Солнца  на жизнь людей, животных, растений. Следить за одним или  некоторыми параметрами в группах, которые знают о вспышках на Солнце и теми, кто не информированы. Измерять показания каждый день, чтобы сравнить с влиянием активного и спокойного Солнца.

    Это предложение адресуется для всех желающих. Можно обсудить на семинаре в Лаборатории возможную методику исследования.

  • Бури на Солнце   12 лет 47 недель назад

    Ещё одна солнечная вспышка класса X произошла вчера в 13 ч. 40 мин. по Московскому времени в районе группы пятен 1302:

    Количество низкоэнергетичных протонов в магнитосфере Земли возросло за последние 3-е суток почти в 100 раз:

    (материалы с сайтов http://www.swpc.noaa.gov/ и http://spaceweather.com/)

  • Начал работу первый в мире завод частных космических кораблей   12 лет 47 недель назад

    Полина пишет:

    Цитата:
    Бизнес и увлечённость специалистов не противоречат друг другу.

    Не соглашусь, если имеется в виду увлеченность наукой.

    Уважаемая Полина, посмотрите, пожалуйста, на Ваш монитор. Повнимательнее. Еще внимательнее. Видите, на нем название какой-то фирмы написано? Вы ведь не будете утверждать, что это название благотворительной организации, раздающей мониторы всем всем людям? Вероятно люди, работающие там, с этих продаж что-то имеют. Разве это не прямая и непосредственная связь наука - деньги? Если слово "деньги" не нравится, я готов заменить его на что-то другое, например "покушать" ;)

    Впрочем, если речь о том, что бизнес и увлеченность наукой не могут сосуществовать в одном человеке, пожалуй, соглашусь. Тут либо одно, либо другое. Иначе просто не хватит времени.

     

    Полина пишет:
    В деньгах есть скрытое коварство.

    Думаю, министры образования, финансов и экономразвития планируют затраты на науку и образование исходя из этого утверждения. Приятно видеть, что взгляды "верхов" и "низов" совпадают.

  • Видео с МКС стало интернет-сенсацией   12 лет 47 недель назад

    На Земле есть Жизнь! Идея замечательная, видео вдохновляющее.

  • 2011 год - семинары Лаборатории космических исследований   12 лет 47 недель назад

    без организации ничего невозможно реально сделать - ни в теории, ни в практике, ни в Космосе, ни на Земле.

    Есть замечательные преподаватели, которые систематизируют знания и раскладывают все по полочкам для учеников. Для такой организации знаний требуется энергия интеллекта, а на создание нового знания уже не остается сил. Ученые же часто не могут спланировать свою работу, у них в голове происходит стихийный творческий процесс. Рассеянность многих выдающихся ученых вошла в легенды. Они действительно забывают обо всем ради выстраивания новой теории. Поэтому Ваше высказывание достаточно спорно. Для Эйнштейна, Максвелла, Бора умение организовать явно не выполняется.