Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Последние комментарии
  • Какой должна быть творческая Лаборатория?   12 лет 50 недель назад

    Ученик должен найти Учителя, а Учитель – Ученика.

    Список можно продолжить. Верующие ищут своего духовника, мужчины и женщины - свою половинку. Но поиск может затянуться надолго, и это поиск взрослых людей. У детей поиск ограничен, и им легче навязать своё мнение, хотя бы на некоторое время.

    С материалами по предложенным ссылкам обязательно ознакомлюсь, чтобы иметь своё представление об астропсихологическом центре.

  • Конференция "Первый шаг в Космос". 2012 год.   12 лет 50 недель назад

    Уважаемый Валерий!

    1. Проведение Интернет-конференции ЦЕРН-Ульяновск требует серьёзного согласования. В первый раз понадобилось отключить большинство компьютеров университета от Интернета. Во второй раз не было сбоев, тестирование проходило через ОИЯИ г. Дубна. Мы выясним в группе технической поддержки ответ на Ваш вопрос.

    2. Конференция специально организовывалась для внимательного рецензирования всех представленных работ. Побывав однажды на конференции, на которой на 2 часа было заявлено 25 докладов, Лаборатория космических исследований решила создать свой формат конференций с обязательным обсуждением каждого выступления. На первой конференции были тезисы, рады были всем заявкам, но, к сожалению, большая часть докладов представляла обычные рефераты. Но несколько выступлений были выдающимися с точки зрения самостоятельного исследования и с авторами этих работ Лаборатория продолжает работать.

    3. Предварительное прослушивание работ сложилось из-за необходимости уделить  достаточное количество времени каждой работе. 5-6 выступлений наиболее оптимально. Такое прослушивание, конечно, не является пропуском на Интернет-конференцию. Это скорее, подарок для всех, кто интересуется передним краем науки. Принять участие может каждый. Первый раз мы не были уверены, что сеанс связи действительно состоится, поэтому не проводили широкую рекламу. Интернет- конференция прошла на огромном эмоциональном подъёме. Впечатлений хватило надолго. Если Вы ещё не прочли репортаж, обратите внимание на комментарии участников: http://www.spacephys.ru/tsern-ulyanovsk-internet-konferentsiya     Второй раз оповестили где только могли, но к удивлению, зал был заполнен не полностью. Поэтому, приглашаем всех без всяких условий.

    4. Прекрасный чёткий вопрос. Даже творческий процесс необходимо упорядочить. Давайте определим дату - 21 марта 2012 года. В прошлом году некоторые работы Лаборатория заслушивала и позже установленного срока.

    5. Это вопрос немного озадачил. Конференции "Первый шаг в Космос" прошли несколько вариантов представления материалов: тезисы, текст выступлений, презентации. Учитывая мнение участников в анкетах, пришли к выводу, что презентации наиболее удобны: http://www.spacephys.ru/prezentatsii-vystuplenii-na-konferentsii-pervyi-shag-v-kosmos-2011-goda

    Информация структурирована, наглядно представлена. Фактически, это тезисы в иллюстрированном виде. Нам показалось, что это наиболее удобно. Но условия не окончательные, подлежат обсуждению и изменению.

    Первая конференция проводилась для школьников, потом для школьников и учителей, в прошлом году принимали участие студенты, магистранты, аспиранты, преподаватели, инженеры. Ограничений нет ни по какому критерию. Необходимое условие одно - самостоятельная исследовательская работа, которая должна быть интересно представлена для других.

    Валерий, если Вас больше интересует именно ЦЕРН, то с ними можно связаться и напрямую: http://teachers.jinr.ru/schools/cern11   http://www.spacephys.ru/delegatsiya-uchitelei-vozvratilas-iz-tserna-v-ulyanovsk

  • Конференция "Первый шаг в Космос". 2012 год.   12 лет 50 недель назад

     

    Здравствуйте, 
    1) Конференцию ЦЕРН (Швейцария, Франция) – Ульяновск (Россия) можно будет увидеть и/или участвовать в онлайне ? 
    2) Участники конференции - на семинаре в январе, феврале  по субботам -  это предварительные выступления (пропуск) для  ЦЕРН конференции?
    3) Они (январские, февральские, мартовские) как-то связаны с Интернет-конференцией ЦЕРН – Россия? 
    4) Когда последний срок подачи заявки? 
    5) Что значит презентация работы в электронном виде (это д.б.  лицензируемый научный журнал типа УФН  http://ufn.ru/ , или сайт с материалом?).
    - Валерий-
  • Какой должна быть творческая Лаборатория?   12 лет 50 недель назад

    Полина пишет:
    Если бы понимать глубинные мотивы и подстелить соломку. Наверное, направлять таких как Эйнштейн и Ньютон, только портить.

    Думаю, главный механизм здесь – резонансность, эмпатия Ученика и Учителя. У них должны быть общие глубинные мотивы, общая психологическая сущность. Иначе взаимопонимания и эффективного процесса воспитания и научения не получится. Если самых разных учеников механически объединять в класс, как это делается в нашей «механической» педагогике, то это будет нечто аморфное, противоречивое, конфликтующее и неспособное к коллективному осуществлению роли Ученика. Нужна специализация, выделение специализированных малых и больших групп по принципу близости фундаментальных мотиваций - как между учениками, так и между учениками и Учителем. Ученик должен найти Учителя, а Учитель – Ученика. Вот интересные материалы на эту тему: http://www.aquarun.ru/ped/mv/mv3.html, http://www.aquarun.ru/ped/mv/mv4.html, а также http://www.aquarun.ru/ped/mv/mv2.html и др.

  • «Суперлуние», но не «суперперигей»   12 лет 50 недель назад

    К слову, прецессия лунной орбиты происходит следующим образом:

    http://www.spacephys.ru/luna-balansiruet-zemnuyu-os

    а расстояние Луны от Земли изменяется вот так:

    http://www.spacephys.ru/rasstoyanie-ot-zemli-do-luny-tri-garmoniki-tri-sily

  • РАССТОЯНИЕ ОТ ЗЕМЛИ ДО ЛУНЫ. ТРИ ГАРМОНИКИ - ТРИ СИЛЫ.   12 лет 50 недель назад

    Это аппроксимация данных полученных с сайта NASA. А вот наблюдаемые они там или рассчитанные по рядам Шапрон-Тузе я не знаю. А Вы как думаете? Давайте найдем данные наблюдений и сравним. Меня другое занимает. Движение Луны во вращающейся вокруг Солнца системе отсчета происходит под действием силы гравитации Земли, Солнца и силы Кориолиса. Какая сила какой гармонике соответствует?

  • Команды на Первый Российский чемпионат CanSat   12 лет 50 недель назад

    Команда "Гагарин" - это действительно интересно! Именно участие вашей команды в открытом чемпионате Норвегии и привлекло впервые внимание к CanSat. На сайте Лаборатории космических исследований была выставлена информация

    http://www.spacephys.ru/kazanskie-shkolniki-vyigrali-serebro-na-chempionate-mira-po-zapusku-mikrosputnikov

    Удачи на первом Российском чемпионате!

  • Команды на Первый Российский чемпионат CanSat   12 лет 50 недель назад

     

    Команда: «Гагарин», Казань

    Руководитель: Васильев Игорь Иванович

    Состав команды:

    • Бус Михаил (капитан)
    • Клочко Юрий
    • Малышев Антон
    • Васильев Тимур
    • Григорьев Дмитрий

     

    История команды:

    Команда «Гагарин» имеет за плечами некоторый опыт создания атмосферных зондов в формате CanSat. Мы были образованы в феврале 2011 года на базе КНИТУ-КАИ.

    Тогда мы разрабатывали наш первый спутник на открытый чемпионат Норвегии.  Россияне, представленные командами из трех городов, (Казани, Москвы и Санкт-Петербурга)  впервые попробовали себя на соревновании по разработке и запуску этих спутников. Тогда мы, гагаринцы, взяли почетное второе место. А Федерация Космонавтики России признала нас лучшей российской командой! :)

    Чемпионат CanSat в России – наше второе соревнование и наш второй спутник. Мы надеемся не подвести тех, кто возлагает на нас надежды!

     

    Интервью с участниками:

    Юрий, почему ты решил поучаствовать в работе над проектом CanSat «Гагарин»?

    Я увлекаюсь электроникой и программированием. При работе над спутником этому уделяется большое внимание. И мне это нравится.

     

    Антон, что тебе кажется самым сложным в твоей работе над атмосферным зондом CanSat?

    Поначалу сложно было освоиться в программной среде Solid Works. Всё-таки это инструмент для студентов и профессионалов! Но я бы не сказал, что есть какие-то архисложные аспекты. Когда работа увлекает, она становится несложной!

     

    Михаил, как ты думаешь, какие перспективы есть у вашей команды и у движения CanSat в России, в целом?

    Мы оцениваем свои перспективы как положительные. У нас есть небольшой опыт создания атмосферных зондов. Но, что самое главное, у нас есть талантливые, активные, мотивированные члены команды!

    Я верю, что ребята из других команд тоже целеустремленные! Самое главное сейчас, чтобы все заинтересованные школьники могли узнать о проекте, о чемпионате. Вообще, у России есть сейчас огромный шанс с помощью таких соревнований вырастить новое, молодое и патриотично настроенное поколение тех, кто будет покорять космос! Будущее за нами, новые горизонты за нами!

     

    Учебное заведение:

    Участники команды "Гагарин" представляют сразу несколько школ:

    • Михаил Бус, Тимур Васильев и Дмтрий Григорьев - 11-классники гимназии № 102 им. М.С. Устиновой
    • Юрий Клочко - 11-классник из гимназии № 140
    • Антон Малышев - ученик 9 класса лицея № 145

    Местом встреч и самым настоящим нашим штабом стал Казанский Национальный Исследовательский Технический Университет - Казанский Авиационный Институт имени Туполева  (КНИТУ-КАИ). Собственно, именно с КАИ, а не со школами мы связываем наше участие в проекте.

     

    Спасибо! Думаю, Вам было интересно прочитать про нашу команду!
    С уважением, коллектив команды.

     

    P.S. Обязательно посетите наш блог! Команда CanSat "Гагарин" рада поприветствовать Вас на Тумблере! :) http://cansat.tumblr.com/

     

  • Какой должна быть творческая Лаборатория?   12 лет 50 недель назад

    Уважаемый Sol, как всегда, обстоятельный ответ.

    чтобы усилия родителей (воспитателей) шли в унисон с глубинными мотивами ребёнка

    Если бы понимать глубинные мотивы и подстелить соломку. Наверное, направлять таких как Эйнштейн и Ньютон, только портить. Но гении появляются не каждый век.

    «...участия в конкурсах, ориентации на победу...» ... требует наша система образования.

    К сожалению. Обидно, когда конкурсы необъективные, несправедливые, даже бывают с коррупционной составляющей. Но к группе Солярис претензий нет. Она всегда побеждала честно. Для меня самое лучшее доказательство успешности работы - искренняя любознательность ребят. В Солярисе ребята приобретают Мечту. В современных условиях это лучшая форма обучения, правда, так было и в Древней Греции. Где только найти бескорыстных энтузиастов?

    в системе высшего образования другая ситуация?

    В любой системе сложилась система рейтингов, рангов, званий. Как-то мне подвели под это базу: лауреату или кандидату, доктору наук легче продвигать свои идеи.

    ЛКИ сталкивается с этой же проблемой, когда отчитывается о своей работе

    В этом плане Лаборатории космических исследований повезло: она, как учебная структура, нигде не числится в официальных документах, ни в штатном расписании, ни в ведомости. Условно, это только помещение. Так себя назвала группа студентов вместе с руководителем.

  • Какой должна быть творческая Лаборатория?   12 лет 50 недель назад

    Полина пишет:
    В последнее время меня заинтересовала проблема раннего развития: это благо или вред? ... Вы, конечно, знаете о семье Никитиных: с родными детьми проводили образовательные эксперименты родители.

    Думаю, здесь самое важное то, чтобы усилия родителей (воспитателей) шли в унисон с глубинными мотивами ребёнка. А иногда бывает так: родители, исходя из своих желаний, своих несбывшихся надежд, комплексов, социальной «моды» хотят насильно сделать из ребёнка то, чем он быть не хочет (не предрасположен от рождения, у него иная миссия, иное предназначение). Это, помимо психотравматизации ребёнка, кончается тем, чем кончилось у Никитиных. А именно – когда дети выходят из под давления родителей, они становятся самими собой (если, конечно, не были окончательно сломаны «любящими» и «желающими добра» родителями). Хорошо, если это происходит плавно и с пониманием родителей. А ведь возможен и «взрывной» вариант. Если сильно сжимать тугую пружину, можно а) её сломать; б) не удержать её, и, распрямляясь, она нанесёт травму сжимающему и окружающим людям.

    Полина пишет:
    ...никогда знания большинства молодых людей не были такими поверхностными: ничего обо всём. Конечно, знания накапливаются в геометрической прогрессии, необходимо все больше и больше времени, чтобы усвоить, но не за счет игнорирования глубины понимания.

    Чтобы этого не было, нужно приучать детей искать во всём главное, сущностное, нужно взращивать в них философов. Тогда, в любом потоке информации они смогут увидеть глубину. Ведь глубинные основания, аксиомы, постулаты – это самое интересное в любом знании! А, с другой стороны, глубокого – мало, поверхностного – гораздо больше (и всё больше и больше). На запоминание всех частных случаев никакой человеческой памяти не хватит. Сейчас, действительно, имеет место увеличения знания, но – вширь. Скорость движения вглубь, по-моему, не меняется на протяжении веков. Для движения вглубь нужны гении, а они рождаются нечасто и с постоянной частотой.

    Полина пишет:
    Победы в конкурсах поощряют гордыню или формируют здоровое честолюбие? Как это влияет на дальнейшую жизнь молодых людей?

    По моему опыту, если человек изначально склонен к гордыне, он её разовьёт. А если для него важнее что-то другое, никакие победы его не испортят. Именно изначальные склонности «влияют на дальнейшую жизнь молодых людей».

    А по поводу «...участия в конкурсах, ориентации на победу...» могу сказать, что этого от меня требует наша система образования. Я бы рад не делать много той рутины, которая связана с подготовкой и участием в различных конкурсах и конференциях. Но если не будет «участия в конкурсах» и побед на них, то по итогам моего годового отчёта это будет означать, что я «плохо работаю» и что Солярис – «плохая группа». Чтобы этого не было, нужно менять критерии в системе образования. Думаю, и ЛКИ сталкивается с этой же проблемой, когда отчитывается о своей работе, в т.ч. по грантам? Или в системе высшего образования другая ситуация?

    Полина пишет:
    ...творческие лаборатории и их сайты...

    По-моему, имеет место терминологическое взаимонепонимание. Под «творческой лабораторией» я имею ввиду аспект, сторону, миссию любой (социальной) группы исследовательского направления. Также и слово «лаборатория» в данном словосочетании не имеет прямого отношения к Лаборатории Космических исследований. И я, соответственно, ни в коей мере не говорю, что одна лаборатория – творческая, а другая – нетворческая.

    Sol пишет:
    Сайт – это техническое средство

    Полина пишет:
    Не соглашусь. Практически всё, что нас окружает, - технические средства. На тех сайтах, которые Вы анализируете, сайт - это прежде всего общение.

    Сайт – это техническое средство для общения (также как и для просветительства, для рассказа о своих хозяевах и т.д.). Интересно, как будет протекать общение на сайте, если не будет серверов, сетей, и другой техники? :)

    Полина пишет:
    ...никакого давления по вертикали...

    Недавно в какой-то радиопередаче я услышал: «любое управление людьми – это их подавление». Сначала я подумал, что категорически не согласен с этим. Но потом понял, что нечто интересное в этом высказывании есть. А именно, руководитель должен подавлять энтропию группы, иначе волны хаоса захлестнут её, и она превратится в нечто бесформенное и диссонансное. Сейчас мы обсуждаем проблему сущности Жизни, то, что она противодействует росту энтропии. Так вот руководитель, будучи внутренне более упорядоченным, организованным, низкоэнтропичным, помогает ученикам усмирить их энтропию и осознать им собственные глубинные мотивы, предназначение. Они часто хотят этого, но сами не могут без помощи Учителя. Конечно, эти глубинные мотивы должны быть одинаковыми у ученика и Учителя, чтобы было взаимопонимание между ними и чтобы не было «эффекта Никитиных».

    Впрочем, в ЛКИ – более взрослые и сознательные люди, возможно здесь проблема упорядочения хаоса не так актуальна, как в Солярисе с его более молодым и несознательным населением. Когда человек сформировался и осознанно действует в соответствии со своими глубинными мотивами, предназначением, миссией, он сам подавляет в себе энтропию и внешняя помощь Учителя ему уже не нужна. В этом случае действует правило П.Капицы: «хороший руководитель тот, кто не мешает работать хорошим людям».

  • Какой должна быть творческая Лаборатория?   12 лет 50 недель назад

    Твоя логика восстановлена. Но кто возьмёт ответственнось стрелять в музыкантов?

  • Какой должна быть творческая Лаборатория?   12 лет 50 недель назад

    Ничего неожиданного. Просто, чтобы не засорять сайт, можно все это аккуратно сложить в мусорное ведро песочницу ;)

  • Какой должна быть творческая Лаборатория?   12 лет 50 недель назад

    Можно просто организовать на сайте эдакую "песочницу", где каждый вправе высказывать любые идеи и гипотезы.

    Мысль более, чем интересная, особенно, если учесть, что она, неожиданно с логической точки зрения, вышла из суждения:

    забыли еще об одной опасности - опасности превращения сайта в мусорный ящик.

  • Какой должна быть творческая Лаборатория?   12 лет 50 недель назад

    Сайт может создаваться..., чтобы потешить чувство собственного достоинства («вот какие сайты Я умею создавать!»)

    Спасибо, что Вы сами подняли этот вопрос. В последнее время меня заинтересовала проблема раннего развития: это благо или вред

    1. Вы, конечно, знаете о семье Никитиных: с родными детьми проводили образовательные эксперименты родители. С трех месяцев дети ползали и стояли на ножках, для них были созданы развивающие игры и игрушки, они перепрыгивали учебные классы и поступали гораздо раньше своих сверстников в университеты. Мне удалось побеседовать с мамой этой семьи - Леной (почему-то именно Лена) Никитиной. В доверительной беседе в узком кругу было очень искренне сказано, что сейчас она бы растила детей как все, не опережая время развития. Учитывая, что  указана фамилия, более подробно раскрывать не буду.

    2. В настоящее время стали доступны информационые ресурсы для всех. Казалось бы, можно развиваться в любом направлении. Но никогда знания большинства молодых людей не были такими поверхностными: ничего обо всём. Конечно, знания накапливаются в геометрической прогрессии, необходимо все больше и больше времени, чтобы усвоить, но не за счет игнорирования глубины понимания.

    3. Победы в конкурсах поощряют гордыню или формируют здоровое честолюбие? Как это влияет на дальнейшую жизнь молодых людей?

    Эти вопросы ни в коем случае не должны задевать творческие лаборатории и их сайты. Это вопросы из серии, не имеющие однозначных ответов.

    Сайт – это техническое средство

    Не соглашусь. Практически всё, что нас окружает, - технические средства. На тех сайтах, которые Вы анализируете, сайт - это прежде всего общение. Совершенно не случайно, на сайте Соляриса самые популярные темы по ответам и просмотрам - Психология.

    на сайте Соляриса исчезла реклама. Это будет стоить нам около 100 рублей в месяц

    Это хорошая новость. Сайту Лаборатории это обходится на порядок выше.

  • Какой должна быть творческая Лаборатория?   12 лет 50 недель назад

    Почему возникла проблема анализа концепции и миссий сайта? Те 3 миссии, которые я перечислил, реализуются в любой группе исследовательского направления и безо всякого сайта.

    Творческая лаборатория может реализовываться на семинарах, общих собраниях, теоретических и практических занятиях с мелом, ручкой или паяльником в руках. Для этого не нужна интернетовская публичность (кстати, обсуждения на сайте можно делать и закрытыми). Но, если речь идёт о группе, о коллективном творчестве в ней, то общение нужно. Это творец-одиночка может «вариться в собственном соку» и ему не нужно общение. Но, такой режим работы таит в себе определённые опасности.

    Просветительская миссия может протекать в форме публичных лекций (пример – замечательные лекции Виктора Михайловича по Космосу для школьников).

    И заявлять, рассказывать о себе («визитная карточка») также можно без интернета.

    Сайт – это техническое средство, который (как и любая техника) должен помогать людям в реализации их миссий. Но, как и любое техническое средство, сайт требует создания, поддержки, настройки, на что уходит время, энергия и деньги.

    (Лирическое отступление о деньгах. Если кто-нибудь заметил, на сайте Соляриса исчезла реклама. Это будет стоить нам около 100 рублей в месяц. Но, в последнее время, реклама стала просто нестерпимой: кровавые девочки, покалеченные своими родителями, компромат на Путина и т.п.)

    Вопрос – насколько сайт помогает реализации перечисленных 3-х миссий группы? Насколько он эффективен и окупает затраты на его поддержание?

    И напоследок – ложка дёгтя. Сайт может создаваться с учебной целью – с целью научиться его создавать. Это тоже полезно, но нужно это осознать. Или – для того, чтобы потешить чувство собственного достоинства («вот какие сайты Я умею создавать!»). В обоих случаях сайт может быть бесполезной «колыбелью для кошки».

    Вот поэтому и нужно понять мотивы создателей сайтов и реальную ценность сайтов. Потому я и завёл этот разговор.

  • Какой должна быть творческая Лаборатория?   12 лет 50 недель назад

    fundaev пишет:
    Впрочем, такой взвешенный анализ натолкнул меня на интересную, на мой взгляд, мысль. Можно просто организовать на сайте эдакую "песочницу", где каждый вправе высказывать любые идеи и гипотезы. Девиантную науку, ведь, никто не отменял. Т.е. можно просто создать новый тип материала: Ересь Мысли вслух, предположения, гипотезы.

    Да, это хорошая идея. Думаю, вообще нужно классифицировать материалы по миссиям-функциям (например, по 3-м предложенным мною), а внутри миссий – по темам или другим подразделениям. Тогда, например, Ваша «песочница» - будет частью творческой лаборатории. Так сказать, «девиантной», «маргинальной» частью. Только лучше назвать её не «песочница» (это как-то унизительно, мы же не знаем изначально – какие там будут люди). Лучше – что-нибудь типа «Трибуна безумных идей» или ещё как-то. Нужно подумать.

    На сайте ЛКИ уже очень много блогов, неплохо бы их как-то сгруппировать. Или ввести поисковую систему на сайте. Даже мне – уже не последнему пользователю сайта – иногда приходится перебирать много страниц, помня, что где-то был такой-то нужный мне сейчас материал. А что уж говорить о гостях сайта...

    fundaev пишет:
    При этом все же статьи, написанные гуманоидами (нет, я ничего не имею против гуманоидов, мутантов, роботов и т.п., но все же), а так же статьи, в которых автор проявляет агрессию и/или недопустимый тон, должны удаляться.

    Это – однозначно.

  • Какой должна быть творческая Лаборатория?   12 лет 50 недель назад

    Sol пишет:
    Творческая лаборатория (точнее, участие в ней) содержит в себе опасность «потери лица»

    Мне кажется, Вы забыли еще об одной опасности - опасности превращения сайта в мусорный ящик. Существует несколько сайтов, которые сначала содержали очень полезную информацию, потом стали приходить творческие и не очень люди, и сегодня там больше бесполезной ерунды, чем полезной информации.

    Впрочем, такой взвешенный анализ натолкнул меня на интересную, на мой взгляд, мысль. Можно просто организовать на сайте эдакую "песочницу", где каждый вправе высказывать любые идеи и гипотезы. Девиантную науку, ведь, никто не отменял. Т.е. можно просто создать новый тип материала: Ересь Мысли вслух, предположения, гипотезы. В начале такого материала всегда (не зависимо от желания автора) будет выводиться предупреждение о том, что изложенный ниже материал нельзя считать научным, он содержит лишь гипотезы, предположения и/или просто мысли автора. При этом все же статьи, написанные гуманоидами (нет, я ничего не имею против гуманоидов, мутантов, роботов и т.п., но все же), а так же статьи, в которых автор проявляет агрессию и/или недопустимый тон, должны удаляться.

  • Какой должна быть творческая Лаборатория?   12 лет 50 недель назад

    Полина пишет:
    Уйдут руководители, вряд ли останутся группы.

    Хотелось бы надеяться, что, хотя бы, останутся энергия, огонь, увлечённость, которые породят новые группы в будущем. Эволюционное движение продолжится.

  • Что же произошло с межпланетной станцией "Фобос-Грунт" ?   12 лет 50 недель назад

    «Фобос-Грунт» упал из-за вспышки на Солнце

    Москва. 26 января. INTERFAX.RU - Межведомственная комиссия по анализу причин нештатной ситуации, возникшей в процессе вывода на отлетную траекторию к Марсу российского космического аппарата «Фобос-Грунт» представила в Роскосмос результаты своей работы. Как сообщил «Интерфаксу-АВН» источник в космической отрасли, комиссия признала в качестве основной версию возможного «воздействия на космический аппарат плазменного образования в магнитосфере Земли».

    По словам собеседника агентства, межведомственная комиссия, сопоставив дату запуска «Фобос-Грунта» (9 ноября) с произошедшей на Солнце 4 ноября мощной вспышкой класса X, констатировала, что солнечная активность была аномальной в пределах 10 суток и, возможно, повлияла на работу станции.

    (http://www.interfax.ru/politics/news.asp?id=227662)

    Ученые опровергли «плазменную» версию аварии «Фобос-Грунта»

    Магнитное образование в ионосфере не могло стать причиной аварии «Фобос-Грунта». Об этом РИА Новости заявил заведующий лабораторией динамики ионосферы Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн имени Пушкова (ИЗМИРАН) профессор Марат Деминов.

    «Такого типа плазменные образования могут возникнуть на определенной высоте, и они обычно на порядок более слабые чем нужно, чтобы оказать какое-то воздействие. Это в принципе невозможно», - приводит агентство слова Деминова. Он пояснил, что плазменные образования могут возникать из-за выхлопов ракет, но они очень слабые.

    Кроме того, разогревать плазму в ионосфере может, например, американский нагревной стенд HAARP, расположенный на Аляске. «Он может нагреть ионосферу в очень узкой области на определенных высотах - от 90 до 200 километров - в высоких широтах. Она будет немного более разогретая, но ее энергии не хватит, чтобы она как-то повлияла на электронику внутри спутника», - сказал собеседник агентства. По его словам, установка HAARP работает очень редко, потому что это очень дорого - нужно очень много электроэнергии.

    Кроме того, еще раз подчеркнул ученый, она никак не может влиять на спутники. Естественных же плазменных образований, способных повлиять на космический аппарат, по его словам, просто не бывает.

    «Когда говорят о плазменных образованиях, которые не связаны с человеческой деятельностью - это просто фантастика, подтвержденных фактов такого нет», - заключил он.

    Также агентство со ссылкой на руководителя центра прогнозов космической погоды ИЗМИРАН Сергея Гайдаша сообщает, что межведомственная комиссия делала запрос о ситуации с погодой. «И они получили официальный ответ: в указанный интервал времени космическая погода была нормальной. Все параметры находились на уровне фоновых значений. Ничего, что могло повлиять хоть как-то на «Фобос», не происходило», - приводит агентство слова Гайдаша.

    Источник в ракетно-космической отрасли пояснил РИА Новости, что в числе возможных версий рассматривалось воздействие на станцию галактических космических лучей - тяжелых частиц очень высоких энергий, источниками которых могут быть вспышки сверхновых. Удары таких частиц могут приводить к пробоям в микросхемах. «Однако эта версия недоказуема», - сказал источник.

    (http://lenta.ru/news/2012/01/26/noway1/, http://www.ria.ru/science/20120126/549161519.html)

    P.S. Следующая версия будет: «Фобос-Грунт» сбит инопланетным кораблём с Марса. :)

  • Бури на Солнце   12 лет 50 недель назад

    Вспышка на Солнце класса М произошла 23 января 2012 года:

    За ней в течение нескольких дней последовали геомагнитные возмущения:

    (по данным с сайта http://www.swpc.noaa.gov/)

  • Какой должна быть творческая Лаборатория?   12 лет 50 недель назад

    Полина пишет:
    Вы сравниваете группу "Солярис" и Лабораторию космических исследований. ... Вопрос Что лучше? не имеет смысла.

    Ваши сравнения 1. – 5. интересны, однако, я ни в коей мере не ставил вопрос: «Что лучше – ЛКИ или Солярис?». Я всего лишь попытался проанализировать концепции сайтов этих групп по предложенной мной классификации миссий сайтов любой группы исследовательского направления.

    Кстати, Миша Романов предложил интересные идеи в плане миссии «творческая лаборатория» для сайта Соляриса.

    Полина пишет:
    Уважаемый Sol, чтобы не получилось плагиата, перенесите, пожалуйста, свой материал в свой блог.

    Не стоит беспокоиться, пусть всё остаётся, как есть. Я считаю, что мои авторские права соблюдены. :)

  • Что такое Жизнь?   12 лет 50 недель назад

    UFOlats пишет:
    ...Ж и М.

    Я вчера подумал, что речь идёт о мужчинах и женщинах, а сегодня понял, что, возможно, ты имел ввиду живое и  мёртвое. Так что, дискуссия продолжается.

    UFOlats пишет:
    ...по мере приближения к уровню "неживой материи", понятие "живой материи" теряет былую четкость. Непременно наступит тот момент, когда мы не сможем  четко идентифицировать объект (то-ли живой, то-ли мертвый).

    Во-первых, любое явление (в данном случае – Жизнь) удобнее изучать, когда оно проявлено наиболее ярко, а не находится на грани своего проявления.

    Во-вторых, в твоих рассуждениях подразумевается, что есть шкала, по которой можно определить степень «живости». Какой параметр задаёт эту шкалу? Изменчивость? Но, разве не нужно учитывать направление этой изменчивости: распад трупа или регенерация повреждённой ткани живого организма?

    UFOlats пишет:
    Вот последний пример: http://www.ufo.lv/rus/news/world/2012/index.php?45490 И это обнадеживает.

    Интересная статья! Жаль, что Ксанфомалити не определяет, что такое «свойства живых существ». Тогда, можно было бы понять, являются ли любые движущиеся объекты живыми существами.

    Конечно, пока мы ищём Жизнь в Космосе по принципу наличия тех или иных веществ (воды, органических веществ, сульфид карбонила и др.), определённых интервалов температуры, давления и т.п. Это – очень ненадёжные критерии. :(

    UFOlats пишет:
    ...я бы прежде всего разобрался с земными формами жизни и социальными высокоорганизованными системами.

    Я тоже так думаю. Собственно говоря, те фундаментальные свойства живого, которые я вынес на обсуждение – это обобщение опыта исследования земных форм жизни.

  • Какой должна быть творческая Лаборатория?   12 лет 50 недель назад

    Уважаемый Sol, чтобы не получилось плагиата, перенесите, пожалуйста, свой материал в свой блог.

  • Какой должна быть творческая Лаборатория?   12 лет 50 недель назад

    Уважаемый Sol, для ответа на такой материал необходимо время для осмысления.

    творческая лаборатория предполагает «запрещённые» вопросы и «некорректные» ответы, полёт фантазии, «безумные» (в смысле Н.Бора) гипотезы и их критический анализ.

    Возражений быть не может. Именно так формировались Квантовая теория  и Теория относительности. В бескомпромиссных спорах ученых рождалось верное решение. Планка высокая - Альберт Эйнштейн, Нильс Бор.

    Вы сравниваете группу "Солярис" и Лабораторию космических исследований. Фактически это сравнение различных стилей управления руководителей:

    1. Чёткая организация, планирование, требование исполнения в одной группе - никакого давления по вертикали в другой.

    2. Разнообразие исследовательских тем по инициативе снизу - бескорыстный дар научных идей руководителя.

    3. Участие в конкурсах, ориентация на победу, реклама группы на профессиональном уровне - "скромное обаяние" и ценность научно-исследовательской работы в познании мира как Цели. (дипломы, медали, победы в конкурсах вопреки протесту руководителя).

    4. Умение и желание руководителя проанализировать деятельность группы и сайта по пунктам и миссиям - непрерывный собственный научный поиск без четких рамок и просто надежда увлечь других.

    5. Целенаправленный поиск новых ребят и новых тем - терпеливое ожидание завершения начатых исследований.

    Вопрос Что лучше? не имеет смысла. Невозможно объединить личные качества руководителей для создания лучшего варианта. Творческая Личность уникальна. Уйдут руководители, вряд ли останутся группы.

     

  • РАССТОЯНИЕ ОТ ЗЕМЛИ ДО ЛУНЫ. ТРИ ГАРМОНИКИ - ТРИ СИЛЫ.   12 лет 50 недель назад

    Т.е. это аппроксимация наблюдаемых данных, или же математическая модель?