Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Запущен первый американский беспилотный орбитальный самолет

X-37B. Фото ©AFPСегодня, 23 апреля в 03:52 по московскому времени ВВС США (USAF) успешно запустили в космос экспериментальный беспилотный многоразовый челнок X-37B OTV-1.

Шаттл-робот отправился в свой первый полёт с космодрома ВВС во Флориде (Cape Canaveral Air Force Station), который соседствует со знаменитым космическим центром Кеннеди (NASA KSC).

X-37B OTV-1 — проект, развиваемый под эгидой американских военных. Но этот крылатый космический аппарат — универсален. Он обладает небольшим грузовым отсеком, прикрытым створками, как у "взрослых" шаттлов, и умеет выполнять автономный полёт как в космосе, так и в атмосфере, вплоть до приземления на посадочную полосу. OTV означает Orbital Test Vehicle, и этот экспериментальный аппарат является последней итерацией конструкции, развиваемой с 1999 года в рамках проекта орбитального самолёта Boeing X-37.

Первоначально проект X-37 находился в ведении NASA, позже он перешёл под крыло пентагоновского агентства по передовым исследованиям DARPA, а ныне руководят этой программой ВВС США (USAF), что прозрачно намекает на военные возможности машины, хотя она проектировалась как универсальная.

Специалисты NASA, впрочем, остаются в контакте с ВВС, рассчитывая получить от теста OTV-1 свою порцию новых знаний о разных аспектах работы такого челнока, особенно его теплозащиты. Керамические плитки и композитные элементы теплового щита нового аппарата – следующий шаг в технологии, они более долговечны и стойки к ударам, чем те, что применялись на шаттле.

Построила X-37B группа <A<br />
href="http://www.boeing.com/phantom/index.html">Phantom _cke_saved_href="http://www.boeing.com/phantom/index.html">Phantom _cke_saved_href="http://www.boeing.com/phantom/index.html">Phantom _cke_saved_href="http://www.boeing.com/phantom/index.html">Phantom _cke_saved_href="http://www.boeing.com/phantom/index.html">Phantom _cke_saved_href="http://www.boeing.com/phantom/index.html">Phantom _cke_saved_href="http://www.boeing.com/phantom/index.html">Phantom _cke_saved_href="http://www.boeing.com/phantom/index.html">Phantom _cke_saved_href="http://www.boeing.com/phantom/index.html">Phantom _cke_saved_href="http://www.boeing.com/phantom/index.html">Phantom _cke_saved_href="http://www.boeing.com/phantom/index.html">Phantom<br />
Works</A> – отделение передовых исследований компании Boeing. На<br />
фото – финальная проверка X-37B OTV-1 перед отправкой на космодром (фото<br />
 USAF).

Построила X-37B группа Phantom Works – отделение передовых исследований компании Boeing. На фото – финальная проверка X-37B OTV-1 перед отправкой на космодром (фото USAF).

В целом же по конструкции X-37B напоминает привычный всем шаттл, но новичок намного меньше и легче него. Это и понятно – "птаха" X рассчитана на куда меньшую полезную нагрузку (точное её значение неизвестно, но соответствующий отсек в X-37B обладает размерами примерно как у кузова американского пикапа). И к тому же аппарат не несёт никакого экипажа.

Насчёт последнего, кстати, есть интересные соображения. ВВС США давно мечтают получить в своё распоряжение лёгкий пилотируемый многоразовый шаттл, способный быть подготовленным к старту в минимальные сроки и умеющий быстро достигать удалённых районов земного шара.

читать далее...

А посадку в полностью автоматическом режиме так и не сделали :)

Почти через 22 года после "Бурана" — он совершил свой первый космический полёт 15 ноября 1988 года.