Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Японский корабль-грузовик впервые стартовал к МКС

10 сентября в 21:01 по московскому времени с космодрома Танегасима (Tanegashima) успешно взлетел грузовой корабль HTV, ознаменовав новый этап в развитии космической отрасли Страны восходящего солнца, а также — в жизни МКС. 

Японское космическое агенство (JAXA) планирует запускать по одному HTV ежегодно до 2015 года (фото JAXA) 

 

HTV (он же H-II Transfer Vehicle) призван составить компанию бессменным "Прогрессам", а также европейскому грузовику ATV, впервые побывавшему на МКС в прошлом году. Ещё на подходе частный космический грузовик Cygnus, создаваемый совместно специалистами из США и Европы. На этих "лошадках" на орбитальную станцию и будут доставляться различные материалы, оборудование, топливо, еда и вода. 

Длина HTV равна примерно 10 метрам, диаметр — 4,4 метра. Полная стартовая масса корабля достигает 16,5 тонн, из которых до 6 тонн может приходиться на груз. Но в первом полёте полезная нагрузка составляет только 3,5 тонны, уточняет Space.com, — это различное оборудование для станции, предметы первой необходимости для экипажа и пища. 

HTV перед стартом, сброс обтекателя и отделение корабля от последней ступени. Внизу: схема грузовика. 1 – герметичный отсек, 2 – негерметичный отсек, 3 – электроника и авионика, 4 – двигатели, 5 – палета с оборудованием для экспериментов в вакууме, 6 – стыковочный узел (иллюстрации JAXA).

HTV перед стартом, сброс обтекателя и отделение корабля от последней ступени. Внизу: схема грузовика. 1 – герметичный отсек, 2 – негерметичный отсек, 3 – электроника и авионика, 4 – двигатели, 5 – палета с оборудованием для экспериментов в вакууме, 6 – стыковочный узел (иллюстрации JAXA).

 

От предшественников японский грузовик отличает ряд особенностей. Во-первых, метод стыковки. Аппарат должен автоматически приблизиться к станции с нижней стороны и зависнуть на расстоянии около 10 метров от стыковочного узла. Далее манипулятор самой станции захватит грузовик за специальный фиксатор и мягко подведёт его к станционному люку. Такой метод для космических кораблей применяется впервые. Кстати, японский грузовик станет первым беспилотным кораблём, который пристыкуется к американскому сегменту станции. 

Во-вторых, HTV обладает сразу двумя крупными отсеками для грузов, один из которых — герметичный, а второй — нет (и это также осуществлено впервые). В первом отсеке может находиться груз, весом до 4,5 тонн, во втором — до 1,5 тонн. При этом герметичная секция корабля непосредственно соединяется с помещениями станции. И, это ещё один плюс новичка, соединяет их прямоугольный люк, с поперечником 1,2 х 1,2 метра. Что больше, к примеру, чем круглый люк у грузовика ATV, который насчитывает 0,8 метра в диаметре. Соответственно, это расширяет возможность японского грузовика по доставке крупногабаритных гостинцев в орбитальный дом. 

Негерметичный грузовой отсек "японца" обладает люком на боку корабля. Его размер ещё больше — 2,7 х 2,5 метра. Через этот люк оборудование для экспериментов при помощи манипуляторов станции может быть передано на внешнюю платформу японского модуля МКС — Kibo Exposed Facility

В небо грузовик подняла новая японская ракета-носитель <a href="http://www.jaxa.jp/countdown/h2bf1/overview/h2b_e.html" _fcksavedurl="http://www.jaxa.jp/countdown/h2bf1/overview/h2b_e.html" />H-IIB</a>. Для неё это также дебют. Но японцы были оптимистичны насчёт первого старта сразу к МКС, поскольку эта ракета разделяет очень много общих деталей с куда более лёгкой и давно отработанной H-IIA. И это, несмотря на то, что новый носитель поднимает на околоземную орбиту в два с лишним раза большую полезную нагрузку, чем H-IIA и может даже быть применён для пилотируемых полётов. Сам грузовик HTV в будущем может быть модифицирован под пилотируемую программу — тогда герметичный отсек станет кабиной и будет изменён так, чтобы "научиться" возвращаться на Землю. Пока же HTV – одноразовый и после выполнения миссии сгорит в атмосфере (иллюстрация JAXA).

В небо грузовик подняла новая японская ракета-носитель H-IIB. Для неё это также дебют. Но японцы были оптимистичны насчёт первого старта сразу к МКС, поскольку эта ракета разделяет очень много общих деталей с куда более лёгкой и давно отработанной H-IIA. И это, несмотря на то, что новый носитель поднимает на околоземную орбиту в два с лишним раза большую полезную нагрузку, чем H-IIA и может даже быть применён для пилотируемых полётов. Сам грузовик HTV в будущем может быть модифицирован под пилотируемую программу — тогда герметичный отсек станет кабиной и будет изменён так, чтобы "научиться" возвращаться на Землю. Пока же HTV – одноразовый и после выполнения миссии сгорит в атмосфере (иллюстрация JAXA).

 Источник: www.membrana.ru