Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Космический грузовик ATV-2 "Иоганн Кеплер" отправился к МКС

ATV-2Европа запустила свой второй космический грузовой корабль ATV-2, взявший курс на МКС. В 0:50 мск с космодрома Куру в Южной Америке стартовала ракета-носитель Ariane-5 с аппаратом ATV-2 "Иоганн Кеплер". Ряд систем грузовых кораблей ATV поставляется российской стороной. В Европейском космическом агентстве сообщили, что стыковка ATV-2 с МКС запланирована на 24 февраля к стыковочному отсеку служебного модуля "Звезда".


Фото: © AFP/ Jody Amiet


Изначально грузовик планировалось запустить еще вчера, но программная ошибка, возникшая в топливной системе не позволила этого сделать. В Европейском космическом агентстве говорят, что за 4 минуты до старта система выдала сбой, связанный с оценкой объемов топлива и давлением в топливных баках.

Новый корабль ATV-2 стал первым "полностью операционным" европейским грузовиком, так как первый полет, совершенный в 2008 году европейские космические специалисты в большей степени называли "квалификационным полетом". Еще одной особенностью аппарата является его рекордная масса, которая на старте составит около 20 тонн. Таким образом, Кеплер становится самым тяжелым грузовым модулем из всех когда-либо ранее запущенных к станции.

Новый корабль имеет около 10 метров в длину и около 4,5 метров в диаметре, тогда как общий объем сжатых грузов составляет около 45 кубических метров. Длина ферм солнечных батарей в развернутом состоянии превышает 22 метра - втрое больше, чем у российского Прогресса. Масса доставляемых европейским аппаратом грузов также втрое превышает подъемную массу российских аппаратов.

В качестве автоматизированной системы управления стыковкой тут применяется аналогичная российской системе Курс технология, которая также позволяет ATV-2 полностью самостоятельно пристыковаться к МКС и потом отстыковаться от нее.

В рамках полета ATV-2 должен будет доставить на станцию более 7 тонн грузов, в том числе 4534 кг топлива для МКС. После стыковки это топливо будет использоваться двигателями Кеплера для подъема на орбите МКС. Из других значимых грузов можно выделить 1600 кг сухих грузов, 850 кг топлива для российского модуля Звезда и 100 кг кислорода для станции.

Перед тем, как отстыковаться от МКС в июне этого года в европейский грузовик будет загружен мусор со станции, а затем Кеплер будет сожжен при входе в плотные слои атмосферы нашей планеты, тогда как возможные несгоревшие фрагменты грузовика упадут в Тихий Океан. Кроме того, двигатели ATV-2 будут использоваться для коррекции орбиты полета МКС.

До 2014 года ЕКА намерено запустить к станции ещё четыре ATV (приблизительно по одному каждые 17 месяцев). В зависимости от того, будет ли (и как именно будет) продолжена эксплуатация МКС после 2015 года, и от успешности научных исследований, проводимых европейцами в своём модуле Колумбия, могут быть построены дополнительные автоматические грузовые корабли. Полезные грузы на МКС доставляются также российскими кораблями Прогресс, и также будут доставляться японскими грузовыми кораблями (в настоящее время запланировано девять полётов японских грузовых кораблей).

Европейское космическое агентство стало разрабатывать возможные варианты модификаций космического корабля, особенно после решения НАСА прекратить использование шаттлов к 2010 году. Проект PARES (англ. PAyload REtrieval System) посвящён разработке баллистической капсулы, которая будет возвращаться на Землю с несколькими килограммами груза. Проект CARV (англ. Cargo Ascent and Return Vehicle) направлен на разработку возвращаемой баллистической капсулы, которая сможет возвратить на Землю несколько тонн грузов.

В ЕКА также рассматривается вариант корабля способного пристыковываться к американскому сегменту МКС, а также возможность стыковки нескольких кораблей и создание небольшой космической станции. Прорабатывается и возможность преобразования корабля в пилотируемый вариант — программа: Crew Return Vehicle Programm (CRV). Проработкой пилотируемого варианта занимается компания EADS Astrium. Специалисты фирмы пришли к выводу, что нет никаких принципиальных препятствий для создания пилотируемого корабля на базе автоматического грузового корабля. В течение ближайших четырёх — пяти лет, возможно создание возвращаемого на землю транспортного корабля. Первый полёт пилотируемого варианта возможен в 2017 году.

источник: cybersecurity.ru