22 сентября 2014 года в Лаборатория космических исследований провела заключительный семинар конференции Космос и наука - 2014. Встреча состоялась в читальном зале библиотеки Ульяновского государственного университета. Были представлены три исследовательские работы учащихся школ
В 2014 году конференция, которую Лаборатория космических исследований проводит с 2009 года, растянулась практически на 7 месяцев. А необходимое условие для участия в конференции - творческая исследовательская работа - распространилось и на организаторов конференции. Каждый раз приходится вносить коррективы по мере наступления новых обстоятельств.
СОШ № 15 имени Героя Советского Союза Д.Я. Старостина принимала участие во ВСЕХ конференциях Лаборатории. Это уникальный случай. За 6 лет в Лаборатории встречались с различными учениками этой школы. Но неизменными оставались научные руководители - удивительные для нас учителя физики и информатики Ольга Александровна Рыжкова и Елена Валерьевна Быкова. Фактически в этом году конференция состоялась благодаря энтузиазму и настойчивости этих энергетических доноров.
Есть ещё одно, уже ставшее постоянным, сотрудничество Лаборатории со специализированной школой-интернат № 26 V вида г. Ульяновска. В этом полностью заслуга учителя физики Алсу Шамильевны Нуртдиновой. Неравнодушный искренний человек увлекает и других. На конференции 2014 года выступление ученика этого интерната поразило всех.
Впервые семинар конференции проходил в читальном зале библиотеки Ульяновского государственного университета. Помещение Лабораторрии, хотя и уютное, но очень маленькое (это продолжает давать надежду на совершение больших открытий согласно мировой статистике), поэтому и вышли "за пределы собственного пространства". Правда, проектор и компьютер, с помощью которых выступающие демонстрировали презентации, приобретены на грант Лаборатории и подарены читальному залу. Но независимо от этого, сотрудники читального зала всегда доброжелательно принимают и откликаются на реализацию всех предложений Лаборатории космических исследований.
Несмотря на доброжелательную атмосферу и далеко не первую встречу в Лаборатории космических исследований, будущие докладчики волновались, даже возникла небольшая заминка, кому выступать первым.
Космофизический практикум "Спутник - на урок!"разработан 5 лет назад. Это был самый первый проект Лаборатории для школьников. Уникальность его в том, что техническую реализазацию самостоятельно и творчески выполнил ученик 11 класса одновременно с учёбой на золотую медаль и подготовкой к ЕГЭ. Работа талантлива, что подтверждено наградами и отзывами. Весной 2014 года на встрече в Лаборатории ученикам 9 и 10 класса СОШ № 15 был передан "Спутник - на урок!" для применения на уроках в школе.
Валерия Магадеева, Дарья Краморова, Ксения Сорокина, Наталья Журавлева провели в трёх классах своей школы первое занятие Космофизического практикума "Введение в физику Космоса". Фёдор Карпухин и Алексей Антонов выполняли лабораторную работу "Определение ускорения свободного падения" новым "спутниковым" методом.
С самой первой конференции Лаборатория проводит своеобразное письменное оценивание выступлений и представленных работ. На фотографии видны листы, в которых участники записывают свои впечатления. Это дисциплинирует и докладчиков, и слушателей, создаёт атмосферу внимательной заинтересованности и искренности (анкеты анонимные). Идея принадлежит сотруднику Лаборатории Натали.
Из отзывов о выступлении "Космофизический практикум":
Девушки излагали свою точку зрения о практикуме чётко и с интересом. Сама презентация была, по-моему, слишком коротка, мало графиков и данных. Тема очень важна, и мне понравилось, но хотелось бы больше информации и продолжения работы.
Актуальная тема в образовании. Для статистики точек очень мало.
Материал излагался доступно, лаконично. К сожалению девочки плохо владели изученным материалом.Хотелось бы, чтобы презентация и комментарии были детальнее. Тема была раскрыта уже после презентации при ответе на вопросы.Тема важна для привлечения к исследовательской деятельности, пропаганде знаний о Космосе. Спасибо!
Тема сложная, изложена доступно. Тема очень интересна, востребована. Есть возможность дальше вести исследования по теме. С интересом преподносили информацию, грамотно отвечали на вопросы. Видно, что ученицы приложили усилия по исследованию в данной теме.
Всё понятно. Хотелось бы больше наглядности. Общее впечатление хорошее. Интерес к теме есть.
Айрат Ялалдинов представил свою работу Космонавтика: История, проблемы и перспективы. Такие работы важны прежде всего выбором из огромного массива информации тех сведений, которые интересны молодым людям, которые родились в то время, когда достижения космонавтики стали привычными. Поэтому работа, проделанная Айратом, интересна Лаборатории космических исследований. Айрат пришёл в Лабораторию в начале года, руководитель Лаборатории провёл несколько занятий с ним, была начата совместная работа. Но о семинаре Айрат узнал буквально накануне, презентацию пришлось готовить быстро. Надеемся, что только поэтому Айрат читал текст с листа, что совершенно не принято на конференции. Конечно, можно было и не писать такие замечания, но иногда критика приносит гораздо больше, чем похвала, особенно незаслуженная. У Айрата чувствуется внутренний потенциал для достижения высоких целей, честолюбие. Есть ощущение, что публичное чтение текста Айрат вычеркнет из своей деятельности.
Отзывы на выступление Айрата:
Понравились перспективы космонавтики. Общее впечатление на "4", нет исследовательской работы. В большей части реферативное изложение.
Всё понятно. Если бы Айрат выступал без конспекта, получилось бы эмоциональнее. Презентация продумана. Айрат хорошо обосновал иллюстрационный материал. К сожалению, не было элементов исследования. Понравился раздел "Проблемы освоения". Айрат выделил несколько направлений из множества возможных. Презентация хорошая. Общее впечатление приятное. Пожелание - в следующий раз выступать без конспекта.
Айрат с интересом излагал информацию из своей работы, но слишком много читал. Презентация весьма обширная и интересная, но хотелось бы побольше исследовательской информации.
Лично для меня информация, собранная в работе Айрата, была очень интересна и актуальна. Хотелось бы, чтобы мир тоже заинтересовала данная проблема.
Тема важна, но это реферат.
Идея проводить такие семинары в Лаборатории космических исследований возникла после посещения одной конференции в 2009 году, на которой ученики школ выходили и по очереди быстро читали текст, практически не отрываясь от заготовленного текста. Презентации почти никто не подготовил, вопросы не задавали никому, так как аудитория была арендована в престижном зале на ограниченное время.
Это настолько поразило, что Лаборатория провела в этом же 2009 году свою конференцию, на которой каждому выступающему задавали много вопросов, выясняющие суть работы с перспективой на дальнейшее исследование. Обсуждение каждого доклада заняло больше времени, чем само выступление. Конференция затянулась до позднего вечера, но большинство ребят были удивлены и благодарны за внимание к своим работам. Тем более, что участвовали в дискуссии доктора и кандидаты наук университета.
С тех пор Лаборатория космических исследований Ульяновского государственного университета проводит конференции, каждый раз внося изменения в проведение в зависимости от ситуации и состава участников. К школьникам добавились студенты, магистранты, аспиранты, учителя и просто независимые исследователи из различных городов (и не только России), которые присылают свои творческие работы на сайт.
И, что удивительно, каждый раз на семинаре конференции, как награда, - встреча с истинным талантом, даром, который дан свыше. В этот раз радость такого общения подарил ученик начальной специализированной (коррекционной) школы-интерната № 26 V вида г. Ульяновска Степан Волков.
Степана мы впервые увидели на семинаре 22 сентября 2014 года. В Лаборатории и раньше были выступления учеников начальной школы, как исключение из правил. В данном случае мы откликнулись на просьбу Алсу Шамильевны Нуртдиновой поддержать ученика интерната. Приготовились вежливо послушать, но с первой же минуты маленький паренёк завладел искренним вниманием всех присутствующих. И совсем не понадобилось изображать интерес. Он был неподдельным. Пролистайте слайды презентации. Если в презентациях первых участников было 11 и 9 слайдов, то в презентации Степана подготовлено 20! И почти половина - самостоятельно изготовленные иллюстрации, взяты не из интернета.
А в конце был продемонстрирован своими руками изготовленный телескоп, применённый для реальных наблюдений. Для Степана публичное выступление даже в родном классе - огромное напряжение и волнение. Поэтому рядом находилась мама. Слушать Степана было необыкновенно интересно, от него распространялась особая энергетика. Внешне он держался очень уверенно, его стремились сфотографировать с нескольких фотоаппаратов, но он с таким достоинством остановил любопытствующих, что следили с этого момента только живыми глазами. Удалось лишь вначале сделать 2 снимка.
Отзывы, которые заслужил Степан Волков. Некоторые участники ставили просто оценки. Степан - единственный на этом семинаре, кто удостоился только пятёрок.
Молодец!!!
Отлично! Развивает человека, его способность творить руками.
Для ученика начальной школы мальчик очень интересно рассказывал. Хотя и волновался, рассказывал он всё наизусть. Презентация на "5+"!
Мальчик сконструировал прекрасный телескоп! А доклад у него был очень интересный, и рассказывал он с заразительным увлечением!
Хорошо изложена история телескопа. Доклад отлично визуализирован. Выполнена основная цель работы - сделан телескоп из подручного материала. Для ученика 4 класса - отлично!!!
Надо отметить, что телескоп был сделан, когда Степан учился ещё в третьем классе! На самой первой конференции Лаборатории выступал Сергей Дроздов из пос. Вешкайма Ульяновской области, который привёз свой телескоп, сделанный из кастрюли. Он приехал рано утром, задолго до начала конференции, выступал последним, но просто поразил всех своей увлечённостью астрономией.
Так как конференция продлилась до конца сентября, впервые дипломы успели подготовить заранее и вручили всем участникам на семинаре.
Свой первый диплом из рук профессора Ульяновского государственного университета, доктора физико-математических наук Виктора Михайловича Журавлева получает Степан Волков.
Нельзя не сказать добрых слов в адрес учителей. Эта работа выходит за пределы их прямых обязанностей. Оценивается работа учителя по результатам ЕГЭ и олимпиадам. Участие в конференции - второстепенная деятельность, требующая затраты времени и сил. Поэтому Лаборатория очень благодарна учителям, которые понимают ценность творческих исследований. Дипломы заслуженно получают учителя СОШ № 15 имени Героя Советского Союза Д.Я. Старостина, как научные руководители: Ольга Александровна Рыжкова, учитель физики и
Елена Валерьевна Быкова, учитель информатики. Благодаря Елене Валерьевне внесены изменения в выполнение практикума "Спутник - на урок!" Работу можно выполнять на компьютере с построением графика. Лаборатория надеется на совместные работы по внедрению геопортала и "Спутник - на урок!"
Молгачёва Ирина Николаевна - учитель начальных классов специализированной школы-интерната № 26 V вида. Конечно, презентацию Степану Волкову делали взрослые, в презентацию вложены силы, время учителя и родителей. Но самое главное, надо было обратить внимание на желание ребёнка. Как рассказала Ирина Николаевна, всем третьеклассникам было дано задание - сделать аппликации цветов. Но Степан не захотел делать "цветочки", и учитель поддержал! Из письменных замечаний Ирины Николаевны:
Это первое публичное выступление ребёнка. Степан волновался. Для него это большая школа, опыт общения. Возможность оценить себя и сравнить с другими. Спасибо за возможность выступить и поделиться своими незначительными наработками, услышать и посмотреть на творческие работы учащихся других школ.
Валерия Рибенек ждала заслуженного диплома почти 3 месяца после своего выступления на научном семинаре НИТИ. Валерия - настоящее открытие этой конференции. И на данный момент Валерия Рибенек - самый юный сотрудник Лаборатории космических исследований.
Впервые работы школьников, которые были связаны с проектами Лаборатории космических исследований, поддержаны материально.
Фотографии: Михаил Петряков
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 7071 просмотр