Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
ЗАТМЕНИЕ ЗА ЗАТМЕНИЕМ

 

В Ульяновске очень скоро, 4 января, можно будет увидеть частное затмение Солнца. Смотреть на Солнце можно будет ТОЛЬКО через темные плотные фильтры (стекла или пленки).   Но удобнее следить за затмением на экране, укрепленном за окуляром телескопа, нужно только окуляром сфокусировать изображение Солнца на экране. Сам экран должен быть в тени, чтобы изображение было более контрастным. Экран удобен еще и тем, что дает возможность видеть затмение сразу нескольким наблюдателям.

Очень интересно наблюдать, как Солнце заходит за диск Луны. Вокруг становится все темнее (в середине дня!). В момент наибольшей фазы затмения Солнце будет выглядеть лодочкой. Диск Луны, продолжая смещаться, будет освобождать Солнце. Начинает «светать». Частное затмение длится довольно долго.

По ульяновскому времени

начало затмения ‑в 10 часов 53 минуты,

наибольшая фаза – в 12 ч.19 м.,

конец затмения ‑ в 13 ч. 43 м.

Когда диски Луны и Солнца точно совпадают, фаза затмения считается равной 1.00. В Ульяновске наибольшая фаза данного затмения будет равна 0.75. К сожалению, яркий серп Солнца не даст возможности увидеть протуберанцы и солнечную корону.

Затмение Солнца 4 января 2011 года во всех пунктах Земли, где его можно будет увидеть, будет только частным.

23:52 Мск (через 30 минут после начала фазы полного затмения и за 20 минут до момента прохождения Луны через центр земной тени - наиболее "тёмного" момента затмения):

P.S. Две горизонтальные линии - это провода уличного освещения, а не следы от пролёта НЛО :) 

23:40 Мск (через 18 минут после начала фазы полного затмения):

23:15 Мск (за 7 минут до начала фазы полного затмения):

Небо над нами сжалилось.

Судя по погоде, нам не удастся сегодня понаблюдать полное лунное затмение. :(

Вот здесь можно посмотреть его компьютерную анимацию.

Обязательно выйдем посмотреть. Лишь бы небо было безоблачным.

Пожалуйста, напомните еще раз накануне события. В суете дел можно забыть и пропустить время наблюдения.

 

Полное лунное затмение 15-16 июня 2011 года

Полное лунное затмение 15 - 16 июня 2011 года - относительно редкое лунное затмение, когда Луна проходит через центр тени Земли. Последнее подобное лунное затмение было 16 июля 2000 года, а следующее центральное полное лунное затмение произойдёт лишь 27 июля 2018 года.

В Российской Федерации затмение можно будет наблюдать почти на всей территории, за исключением Дальневосточного федерального округа, севера Сибирского федерального округа, севера Уральского федерального округа, Мурманской области и Новой Земли.

На границе зоны условия для наблюдения неблагоприятные, например во Владивостоке полное затмение начнётся в момент заката Луны и продлится несколько минут.

Наилучшие условия для наблюдения в Северо-Кавказском, Южном, Приволжском федеральных округах и юге Уральского федерального округа.

P1 Начало полутеневого затмения 17:23 UTC
U1 Начало частного затмения 18:22 UTC (15 июня в 22:22 по Московскому времени)
U2 Начало полного затмения 19:22 UTC (15 июня в 23:22 по Московскому времени)
Максимальная фаза 20:12 UTC (16 июня в 00:12 по Московскому времени)
U3 Конец полного затмения 21:03 UTC (16 июня в 01:03 по Московскому времени)
U4 Конец частного затмения 22:02 UTC (16 июня в 02:02 по Московскому времени)
 P4 Конец полутеневого затмения 23:02 UTC

(по материалам сайта http://meteoweb.ru/astro/ast024.php)

Солнечное затмение 4 января 2011 года

Солнечное затмение 2 июня 2011 года

Солнечное затмение 1 июля 2011 года

Солнечное затмение 13 ноября 2012 года

Наглядные картинки, но хочется посмотреть затмение в реальности. Сегодня в Ульяновске было очень облачно, поэтому не было видно не только затмения Солнца, но и самого Солнца.

Заменяет ли иллюстрация затмения Солнца само наблюдение затмения?

На этом сайте была поднята тема "Стиль подачи информации"
http://www.spacephys.ru/tema-dlya-obsuzhdeniya-stil-podachi-informatsii
Сейчас подумалось, что "комиксы" входят в нашу жизнь, как это повлияет на нашу психологию в дальнейшем?
Новые поколения будут читать "Евгения Онегина", "Войну и мир" в кратком изложении?
Молодые люди получают огромное количество информации, поданной красочно (мультимедийные презентации, видеоролики, Интернет...), но эта информация не усваивается!
Этот феномен учителя школ и преподаватели университетов обсуждают с удивлением, не находя объяснения.

У Элвина Тоффлера есть книжка "Шок будущего", где он доказывает, что информации становится слишком много и человек за ней не успевает, будущее наступает слишком быстро - "шок будущего". Вал информации преобразует и социальные структуры, и  соц-е отношения, в том числе, конечно, и преподавание..

Уважаемый Алексей, приятно, что Вы снова на сайте. И в номере "Вестника" за 17 июня Ваша фотография.

Спасибо за информацию о книге "Шок будущего". Есть ли у Вас эта книга в печатном варианте? Мне эта тема более, чем интересна. В электронном виде воспринимается гораздо сложнее.

Наверное, решение это проблемы состоит в том, чтобы сделать акцент в образовании на общих идеях и фундаментальных принципах, на выработке навыков их поиска, а переработку частной, конкретной информации постепенно передавать различным системам искусственного интеллекта. Ведь основной прирост информационного потока происходит именно за счёт частной, конкретной информации. Новые общие, фундаментальные идеи появляются почти также редко, как и раньше.

С другой стороны, именно общие идеи и принципы наиболее важны для творческой деятельности - высшей и собственно человеческой (а не машинной) формы умственной деятельности. Предназначение мозга человека - быть не компьютером, перелопачивающим гигабайты конкретной информации, а смотреть на этот информационный поток "сверху", выбирая из него главное, сущностное, предлагая новые, структурирующие его общие, фундаментальные идеи и принципы.  

К тому же, частная информация быстро устаревает, уже к окончанию вуза требуется переучивание. А общие принципы долго не стареют (некоторые - тысячи лет!).

И, наконец, лучшие образцы традиционного российского классического университетского образования соответствуют этому подходу. Ему свойственны общность, широта и фундаментальность.

Корректная иллюстрация, конечно, не заменяет, но ДОПОЛНЯЕТ наблюдение и объяснение. Особенно она важна для детей и для людей со слабым воображением. Но, с другой стороны, кое-что мы непосредственно наблюдать не можем в принципе (столкновение адронов в БАК, 11-мерное пространство и т.п.), а потому вынуждены отражать их в понятных нам иллюстрациях. При этом мастерство иллюстратора (вообще – популяризатора науки) заключается в том, чтобы в простых и понятных образах, словах максимально точно отразить главное, сущностное в объекте. Этим мастерством обладает отнюдь не каждый. Недаром говорят, что популяризировать науку должны сами учёные. Но и среди даже выдающихся учёных дар популяризации встречается нечасто.

«Молодые люди получают огромное количество информации, поданной красочно (мультимедийные презентации, видеоролики, Интернет...), но эта информация не усваивается!»

Почему не усваивается? Разве иллюстрации мешают усвоению? Может быть, она не усваивается по другой причине – школьникам не интересен материал в принципе?

Об этом надо говорить, выясняя разные мнения, подходы
и ... думать, анализировать, находить решения.
В большинстве рассматриваемых вопросов согласна с Вами, но достучаться и привлечь внимание к информации становится все сложнее.
Несмотря на накопленный профессиональный опыт именно преподаватель должен перестроиться в современных условиях.

«В большинстве рассматриваемых вопросов согласна с Вами»

А в чём – не согласны? Именно, несогласие порождает дискуссию и движение вперёд в понимании.

Давно слежу за группой "Солярис", есть небольшое несогласие по конкретным делам.
Если другая точка зрения Вам помогает двигаться вперед, постараюсь высказываться более активно и искренне.
Сейчас уезжаю на 3 дня, не знаю, будет ли там возможность выйти в Интернет.

Эх, а я буду в поезде ехать в это время:(

Наконец-то появился уважаемый Folko. Очень не хватает твоих искренних комментариев.
А в поезде нельзя будет наблюдать? Солнце сейчас низко над горизонтом. Лишь бы облака не закрывали.
Ты все-таки смог увлечь астрономией, твои труды не пропали даром. И Вешкайма помнит.
Мы очень ждем твоих сообщений на сайте.