Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Внедрение космофизического практикума в школе

Результаты внедрения задач практикума
“Космофизика-2007” в  учебную  программу  школы в форме
факультатива

 Бороненко М.П.,
Першина Л., Кирилов С., Филиппова Ю., Бороненко М.
СШ-И с углубленным изучением отдельных предметов,
ХМАО Тюменской области, Г. Горноправдинск
Email:  Marina87@yandex.ru

       В связи переходом общеобразовательных школ на профильное обучение и возрастающими требованиями к выпускникам  мы считаем, что ещё учась в школе, дети должны получать представление  о выбранной профессии, или ,  хотя бы  получать представление о том, с чем придётся столкнуться  в институтах или университетах. Ведь бывает, что обучаясь в школе, ребёнок имеет неверное представление о своих возможностях  или  не готов прилагать усилия, чтобы преодолеть возникающие  трудности  при усвоении ВУЗ -овского материала. Поэтому,  решая задачи космофизического практикума в школе, решается  сразу несколько задач, которые ставит перед собой учитель: 
-происходит расширение кругозора, ЗУН  учащихся, если они просто заинтересовались и   выполнили  задачи практикума;
- те учащиеся, которые осознанно делают выбор, пробуют свои силы, тренируют волю и  задумываются над тем, что необходимо  «подтянуть», к примеру,  математику. Т. е. для учащихся  уже не будет  «сюрпризом»  сложный математический аппарат.
        Но это, конечно, не значит, что весь материал, который включает в себя  Космофизический практикум,  мы  «обрушиваем» на головы детей, нет!  Весь материал  «просеивается», т.е. учитель, зная на что способен класс, регулирует объём и глубину преподаваемого материала.  В слабых классах можно  весь материал  излагать на научно – популярном уровне, включив обязательные конечные формулы, по которым производятся расчёты.  Обработка совсем не представляет собой сложности для учащихся, если их снабдить соответствующими указаниями к выполнению работы. Практически, возможно, что ученик, имея на руках не только письменный вариант, но и видеоуказания  к работе,  обрабатывает  данные дома, у своего компьютера. Таким образом,  учитель выступает в роли консультанта,  помощника.  Выполнив работу, учащиеся оформляют её  в форме проекта,  web-страницы, а затем выступают на школьных научных конференциях с докладом.
           Материал космофизического практикума можно применять  на любом уроке, конечно, не в полном объёме.   Проблемные вопросы, основанные на материале практикума, заинтересовывают, заставляют задуматься, а,  следовательно,  развивают  мышление учащихся.
       Так же,  в нашей школе, на кустовом семинаре (декабрь 2007 г.), состоялся открытый урок, на котором учащиеся аппроксимировали данные спутника NOAA о вековых возмущениях  средней аномалии  по методу наименьших квадратов.  На небольшое  сообщение кратких теоретических сведений и  обработку данных ушло менее 40 минут и все учащиеся справились с заданием.