Недавно в интернете появилась статья с таким заголовком. Привожу её с незначительным сокращением.
Тайны первого полета в космос, что от нас скрыли?
В начале 90-х годов правительство рассекретило ряд документов, связанных с первым полетом человека в космос.
Проблемы поджидали уже на самом старте.
Инженеры сошлись во мнении, что идеальной формой для корабля является шарообразная, но изготовить такой корабль не представлялось возможным. Было решено собрать его из двух отдельных частей. Приборный отсек (сгораемый после отделения в атмосфере) и сферический спускаемый аппарат (с пилотом на борту). Также было предложено разработать систему, способствующую катапультированию пилота и спускаемого аппарата на высоте порядка 7-8 километров.
В качестве проверки было вынесено постановление об изготовлении трех различных кораблей серии «Восток». В 1958 году завершилось их проектирование.
1КП (простейший), 1К (экспериментальный беспилотник), 3К – (пилотируемый). Различие между этими кораблями было довольно значительно, начиная внутренней компоновкой и заканчивая наличием используемых систем. Общим оставалась схема выхода на орбиту и последующий спуск с неё.
В теории все расчеты были произведены идеально, но с началом испытаний на голову конструкторов посыпалась гора трудностей.
Первый стартовал корабль 1КП 15 мая 1960 года. Подъем прошел успешно. И спустя 4 дня был запланирован спуск с орбиты, но из-за сбоев в системе ориентации он поднялся выше и до 1965 года оставался в космосе.
Дефицит во времени диктовал свои правила. И следующим к запуску готовили 1КП с собаками на борту (Чайка и Лисичка). Недалеко от стартового комплекса ракета взорвалась, так и не добравшись до нашей орбиты. Это произошло 26 июля 1960 года. Обе собаки погибли.
Корабль 1К совершил успешный выход на орбиту уже 19 августа. Там он пробыл чуть больше суток. За это время ему удалось обогнуть землю 17 раз. На борту находили две подопытные собаки (Белка и Стрелка). После чего произошло удачное приземление в указанном районе, с незначительным отклонением в 10 километров. Данный полет доказал, что живое существо без проблем может находиться в состоянии невесомости.
Следующий запуск корабля 1К произошел 1 декабря. На борту снова находились две собаки (Мушка и Пчелка). В целом полет проходил отлично, но при спуске выяснилось, что произошел сбой в траектории, корабль мог упасть на территории враждебного государства. Военные приказали уничтожить корабль, при помощи аварийного подрыва.
И вот уже четвертый запуск корабля 1К 22 декабря. На борту снова пара собак (Жулька и Жемчужина). Испытание завершилось неудачно, не состоялся выход на орбиту. Но большим плюсом стала сработавшая система аварийного спасения. Спускаемому аппарату удалось приземлиться в тайге. Его быстро отыскали. Собаки были живы и здоровы. Их отвезли в Москву.
9 и 25 марта 1961 года запустили еще 2 корабля 3КА с собаками на борту и манекеном Иваном Ивановичем. Все эти полеты выступали в качестве генеральной репетиции перед пилотируемым полетом. В целом они принесли положительные плоды. И было решено отправлять следующий корабль с человеком на борту.
Что происходило на орбите?
Инженеры трудились не покладая рук. Но даже после всех проделанных титанических усилий корабль «Восток» оставался с большим количеством недоработок. В моменты последних подготовок на полигоне обнаружили и устранили более 70 неисправностей. На контрольном взвешивании появилась еще одна проблема: превышение веса в 14 килограммов. Первой идеей была замена космонавта. Дублер Гагарина Титов Герман был легче. Но в последствии решили облегчить корабль путем снятия аппаратуры. Инженеры всю ночь отключали беспилотное оборудование, в связи с чем повредили датчики температуры и давления.
Несмотря на все неполадки старт Ракеты-носителя произошел 12 апреля 1961 года в 9:07 по Москве. Корабль удачно вышел на орбиту, высота в перигее составляла 181 километр в апогее 327. Вот и первая серьезная проблема: высота апогея оказалась завышена на 80 километров. Расчет апогея был произведен по следующему принципу: при внезапном отказе тормозного двигателя ТДУ-1 при помощи естественного торможения в слоях атмосферы корабль сможет сойти с орбиты в течении недели. 7 дней - именно на такой срок составляли запасы жизнеобеспечения на корабле. Естественный сход с нынешней орбиты по расчетам инженеров составлял бы не менее двух недель - печальный расклад для космонавта.
Об этом решили не докладывать Юрию. Он спокойно продолжал полет и выполнял поставленные задачи. Кроме этого особых затруднений не возникало. В невесомости улетел карандаш, и нечем было записывать показания приборов.
Трудности с посадкой
После выхода из тени земли у корабля включился тормозной двигатель ТДУ-1. Его работа была прописана ровно на 41 секунду. Но отключение произошло на секунду раньше. В связи с этим магистрали надува продолжали оставаться открытыми. Спровоцировавшее поступление большого количества азота - как следствие раскрутки корабля. Все это спровоцировало еще большие проблемы: команда, отвечающая за разделение отсеков, вышла из строя. Спустя 11 минут отсеки разделились, благодаря сигналам внешнего термодатчика. В атмосфере вращение замедлилось, но возросли перегрузки. Ярким светом озарилась вся кабина. И звуки, предположительно от теплового расширения, были слышны более чем отчетливо. Но все это оказалось такими мелочами, по сравнению с перегрузками в 12g которые пришлось пережить космонавту. По расчетам они не должны были превышать 9g. А в результате сбоев траектория спуска была очень крутой.
Еще через 8 минут на высоте в 7 километров отстрелила крышка люка, и космонавта катапультировало вместе с креслом. В мгновение сработал тормозной парашют. Вслед за ним раскрылся основной, выдернувший Юрия из кресла. Вместе с креслом улетел контейнер необходимого аварийного запаса, хотя он должен был висеть неподалеку от космонавта. Конструкторы не снабдили скафандр баллонами с кислородом, и чтобы дышать нужно было открыть специальный клапан дыхания. Его притянуло демаскирующей оболочкой и на открытие ушло ещё несколько минут дополнительно. На высоте 3000 метров сработал запасной парашют. Юрий Алексеевич спускался под двумя куполами с вертикальной скоростью 5 м/с. Управлять ими было невозможно. И практически весь оставшийся полет он летел спиной вперед. На высоте 30 метров ветер удачно развернул его и позволил осуществить мягкую посадку.
Земля
Юрий Гагарин благополучно коснулся земли в 10:53. Всего 106, а не 108 минут продолжался полёт. Из-за ошибки пришлось врать еще полвека. По первоначальному расчету выявили новую точку приземления с перелетом в 180 км. Получилось в точности наоборот: недолет составил 180 км. Так как на земле ошиблись, встречать героя было некому, и ему пришлось самому гасить купола парашютов и выдвигаться на поиски людей.
Первым, кто встретился на пути оказалась Анна Тахтарова, жена местного лесника, вместе с внучкой. Прибежали люди из села. Они сообщили, что о полете передают по радио. Через несколько минут из соседнего села прибыл майор Ахмед Гассиев и в 11:15 доставил Юрия Алексеевича в часть, где он доложил о своем благополучном приземлении.
Уже на следующий день Юрий Гагарин выступал перед Госкомиссией с докладом о полете и замеченных проблемах за это время. В дальнейшем его отчет очень помог конструкторам в доработках систем «Востока».
14 апреля Герой прибыл в Москву и встретился с восторженными гражданами. Так начиналась новая эра человека в космосе.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 5330 просмотров
Как отличается реальный репортаж от официальной версии. Можно только поразиться самообладанию всех причастных к первым полетам в Космос.
Запомнились слова Б. Е. Чертока на конференции в Калуге в 2011 году. Ему было тогда 99 лет:
Впервые узнаю, что полет Юрия Гагарина длился 106 минут. Значит, из-за недолета 180 км не был совершен полный оборот вокруг Земли? Это не очень существенное отклонение для такого события. Но американцы что-то писали по этому поводу. Особенно после того, как были опубликованы доказательства, что американцев на Луне не было.
Также неожиданно было узнать, что по радио передали о полете до того, как нашли Юрия Гагарина после приземления. Разумнее было сообщить только после успешного завершения полета. Это всегда подчеркивали очевидцы тех событий.