Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Научный семинар 31 марта 2012 года

 

На экране галактика. До столкновения с другой галактикой остаются секунды. Процессом управляет Александр Бызыкчи, магистрант-физик, правда, пока в своей презентации с помощью мышки компьютера.

Это было последнее выступление научного семинара 31 марта 2012 года в рамках двух конференций "Первый шаг в Космос" и "Космос и наука". Теперь обо всем с самого начала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этот раз конференция началась в штатном режиме: аудиторию никто не занял, все пришли вовремя, аппаратура не подвела. Первыми выступили ребята из Исследовательской творческой Группы Солярис.

Муравьёв Евгений  и Сеначин Нестор  6-А класс Лицей № 40 при УлГУ.

Исследование поверхностной микроструктуры шунгита.

Шунгит, который подвергался изучению, ребята принесли с собой. На просьбу передать и подержать в руках, небольшие колебания у выступающих были. Чувствовалось, что исследуемый образец дорог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Докладчики говорили по очереди со знанием дела и пониманием. Несмотря на юный возраст, работу можно считать научно-исследовательской работой, причем на хорошем уровне. Важен практический результат. В настоящее время шунгит стали продавать в качестве лучшей очистки воды. В работе же сделан вывод, что известный давно березовый уголь гораздо лучше очищает воду, чем шунгит.  Наверное, стоит прислушаться к этому результату. Рекламирование и продажа шунгита, скорее всего коммерческий проект, выгода от которого только у продавца.

На конференции принято, что каждый участник в анкете оценивает работы. Мнения по первому выступлению из различных анкет:

Устранить маленькие недочеты, и будет очень здорово!  Просто и со вкусомРебята доказали, что "первый блин" может быть не всегда комом.  Общее мнение самое положительное. Представляет большой практический интерес. Ярко, четко, очень динамично. Интересно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Левченко Владимир, 11-Б класс СОШ №6 им. И.Н. Ульянова

Санитарно-экологическое состояние реки Свияги

Сама тема никого не оставила равнодушным, тем более, что Свияга была за окном, пробы воды производились вблизи моста, который также был виден. Выступление было построено очень грамотно с точки зрения эмоционального воздействия на слушателей. Сначала был показан фильм, созданный автором. Этот фильм надо посмотреть всем, чтобы посмотреть, к чему приводит оставленный "безобидный" мусор любителями отдохнуть на природе.

Владимир сначала быстро пролистал слайды подготовленной презентации, возможно, чтобы не утомлять слушателей. Но благодаря Вадиму Владимировичу Самойлову, который попросил вернуться к таблицам на слайде, выяснилась, что это тщательно проведенная научно-исследовательская работа. Владимир длительное время брал регулярные пробы воды из Свияги, определяя жесткость, прозрачность, запах. Даже преподаватели университета  не знали методику определения прозрачности воды. Оказалось, что очень просто и достаточно объективно.

Конечно, выяснилось, что Свияга загрязнена, и процесс с течением времени только ухудшается. Со стороны может показаться, а зачем проводить длительные исследования, и так ясно, что экология не улучшается. Но для предъявления штрафов предприятиям, загрязняющим реки, необходимы объективные факты. В работе Владимира главное не указать недостатки, а исправить их. Предприятия загрязняют реки, сбрасывая сточные воды, которые проходят очистку перед попаданием в реку. Владимир предложил реальные способы защиты реки Свияги от загрязнений. В целом исследование, проведенное в течение трех месяцев, является начно-практической работой, выполненной на высоком уровне.

Мнение из анкет: Очень актуальная тема. Надо уважать Землю, не сорить. Использовано много приборов. Увлечен темой. Представляет большой практический интерес. Отлично! Но и замечание - Стоит быть более эмоциональным во время выступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белов    Никита,   7-а  класс, школа-интернат  №  26   V  вид

Выращивание  кристаллов

Для нас очень важно участие в конференции школы-интерната  №  26   V  вида. Алсу Шамильевна Нуртдинова, учитель физики, в третий раз принимает участие в конференциях Лаборатории, второй год со своими учениками. Для Никиты, его родителей, бабушки, которая была на конференции и вместе со всеми оценивала выступления, очень важно, что Никита говорил при всех. Ещё полгода назад он не мог и слова сказать в присутствии других в классе. Для Никиты такая встреча - это действительно первый шаг в окружающий мир. А мы становимся добрее, терпимее, внимательнее.

Мнения участников: Получен конечный результат в виде кристалла. Для первого раза хорошо. Исправить текст презентации (есть ошибки). Молодец, что вырастил кристалл. В презентации слишком много текста. Понравилась заинтересованность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этот день выступали ученики школ, студенты, аспирант. Самый старший из докладчиков Павел Миронов после третьего доклада задал, казалось бы, справедливый вопрос: "Но ведь работы никак не связаны с Космосом?" И это Павел ещё не знал тему следующего выступления:

Радинский Александр Романович, 8 класс, Гимназия №1 им. В.И. Ленина

Связь динамики романо-греческих заимствований русским литературным языком с ключевыми событиями русской истории

Александр не смутился, что его работа не связана с Космосом. Для него проделанное исследование дает новое понимание окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чувствовался неподдельный интерес Александра к своей работе, энергетика увлеченности перешла в зал.  Обсуждение по времени и количество заданных вопросов Саше было  максимальным на этом семинаре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саша брал литературное произведение, выбирал произвольным образом 50 страниц и считал слова, заимствованные в русском языке из греческого и романского языков, сверялся с этимологическим словарем по каждому найденному слову. Обработка каждой страницы занимала примерно 1 час. Получается 50 часов на один литературный источник, а всего их в работе 15. А еще анализ связи с историческими событиями, подсчеты, оформление в виде графиков. Сотни часов кропотливой однообразной работы за полгода. Кто станет добровольно заниматься такой работой? Конечно, большую роль сыграл руководитель Соляриса и несколько лет общения в созданной творческой группе. Но всё-таки это редкий дар - интерес к кропотливой обработке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мнения участников: Тема очень оригинальная и новая. Не очень правильная обработка результатов. Хорошая работа, но, скорее всего, "не по зубам" восьмикласснику. При поступлении на филологический факультет можно развить данную тему. Очень наглядная презентация. Недостаточная выборка. Интересная своеобразная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время кофе-брейка, но обсуждение продолжалось и в перерыве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На конференции уже сложилась традиция складывать слова из букв на печенье. Павел внимательно следит: хотя бы слова составляли, связанные с Космосом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Макогонюк Григорий, Родионов Кирилл, 10-А класс  Решетов Игорь, 9-Б класс Лицей № 40

Робот-сортировщик

Роботы - это всегда интересно. Отличное видео робота, который сортировал разноцветные кубики по размерам и цвету  http://www.spacephys.ru/prezentatsii-vystuplenii-na-konferentsii-pervyi-...

Лучше один раз увидеть, чем описывать словами. Ребята все сделали своими руками и побывали с этим роботом на Всемирной олимпиаде в Объединенных Арабских Эмиратах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка работы: Коротко! Ясно! Понятно! Отвечали четко на поставленные вопросы. Ребята знают, над чем работать. Нет слов! Супер! Не всегда интересно смотреть текстовый блок в презентации. В 10 классе можно создавать более сложные презентации, оформление презентации на уровне 6 класса. Следует развивать интеллектуальную составляющую процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Миронов Павел, аспирант ИФФВТ УлГУ

Космическое излучение и атомная кластеризация под действием радиации

Конечно, работа Павла гораздо выше того математического уровня, который проходят в школе. Павел пропускал математические выкладки, но формулы на слайдах были. Любознательные соляристы обратили внимание на непонятные знаки и спросили, что они обозначает. Это были производные, которые раньше изучали в университете, а сейчас в старших классах. Удивило, что об этом спросили совсем юные ребята, а Павел попытался объяснить. Оживил выступление воздушный шарик, который поднимался на слайде. Именно на воздушном шаре с приборами в руке и было открыто космическое излучение.

Несмотря на различный уровень подготовки, общение в одной аудитории учеников школ и студентов оказалось полезным для всех. Умение донести свои идеи и мысли важно в любом коллективе. И лучше считать, что надо подниматься, а не опускаться до уровня слушателей.

Мнения из анкет: Порой по грани многоугольника сложно судить о самой "фигуре". Не ясна значимость работы без подробного авторского объяснения.

По эмоциональному воздействию были "2". Сам Павел в анкете написал: "Буду прогрессировать!"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петряков Михаил, магистрант ИФФВТ УлГУ

Построение нелинейных моделей собственных колебаний звезд

Из анкет: Презентация подкачала. Школьный уровень презентации: разноразмерный шрифт, много текста, повторяемого рассказчиком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бызыкчи Александр, магистрант ИФФВТ УлГУ

Нелинейные модели планетарных дисков и катастрофы галактических масштабов

Из анкет:  Сбивчивый рассказ, половинчатая (неоднородная) презентация. Презентация вытянута благодаря пограмме Universe Sandbox. Спасла концовка презентации - анимация о столкновениях галактик. Пренебрежение аудиторией.

Хочется отметить доброжелательное отношение Виктора Михайловича к нашим докладам. Отношение, как к коллегам, которые сделали действительно интересные научные работы. После выступления и дискуссии один из соляристов сказал мне: «Я не знал, что моя работа такая хорошая!». Я, конечно, также доброжелательно отношусь к своим ребятам, но не стараюсь их захваливать на этапе выполнения работ. Пока работа не доведена до конца, нужно видеть все её недостатки и стараться их устранить. Но, по её завершении автора можно и похвалить, причём лучше, если это сделает посторонний авторитетный человек, поскольку похвала руководителя может выглядеть небеспристрастной. Доброжелательные оценки работ со стороны Виктора Михайловича очень понравились ребятам и прибавили им энтузиазма в их дальнейшей исследовательской работе.