Из анонса семинара 17 марта 2014 года. В программе семинара доклады:
1. История метода молекулярно-динамического моделирования радиационных повреждений.
Докладчик: аспирант Павел Капустин
2. История создания композиционных материалов в ХХ веке.
Докладчик: аспирант Никита Бунаков
3. В чём польза философии?
Докладчик: доктор философских наук, профессор Наталья Григорьевна Баранец.
Аспиранты первого года обучения изучают в философском аспекте курс истории физико-математических наук и сдают экзамен. Необходимо было написать и защитить реферат в рамках этого курса. Тему реферата было рекомендовано связать с темой научно-исследовательской работы в аспирантуре.
На научном семинаре НИТИ будут представлены два выбранных лучших выступления. Фактически. эти рефераты - первая глава будущих диссертаций. А представление на семинаре - первая "репетиция" защиты перед диссертационным советом.
Несомненно вызовет интерес выступление доктора философских наук Баранец Натальи Григорьевны. Во-первых, лекции Натальи Григорьевны мало кого оставляют равнодушными.А во-вторых, физикам в который раз будут представлены аргументы о необходимости понимания важности философии для учёных.Особенно тем, кто в этом ещё сомневается.
Все заявленные доклады состоялись, правда, первым выступил Никита Бунаков. Начало было занимательным. Оказывается композитными материалами (тема научной работы Никиты) начали заниматься свыше 5000 лет назад, была приведена даже цитата из Библии.
Снизило эффект восприятия то, что Никита читал заготовленный текст реферата, хотя презентация была перед глазами. Преподаватель курса "История физико-математических наук" Виктор Михайлович Журавлев с огорчением заметил, что все замечания, высказанные при первом представлении работы, не были учтены. Выступление просто продублировано.
Вызвал интерес самый простой вопрос "А что же такое композитные материалы?" На некоторые вопросы докладчик не смог аргументированно ответить. Конечно, в тему ещё надо погружаться. Произойдёт ли это погружение, станет ясно только через некоторое время.
Павел Капустин держался уверенно. Листы реферата были в руке, но, видимо, для страховки. Свободную от напечатанного текста речь воспринимать было доступнее для понимания.
История метода молекулярно-динамического моделирования была раскрыта с датами открытий, фамилиями и фотографиями учёных.
Выступление Павла вызвало много уточняющих вопросов и замечаний. Образовалась даже своеобразная очередь из желающих обратиться к докладчику.
Но интригующим на этом семинаре оказался третий доклад "В чём польза философии?" Научный семинар НИТИ демократичный в прямом понимании этого слова. На одном семинаре выступали аспиранты первого года обучения и профессор, причём доктор наук после аспирантов, терпеливо выслушав выступления, вопросы и ответы.
Наталья Григорьевна Баранец, как потом пояснила, специально выступала без презентации (для контраста). Ведущий семинара Сергей Геннадьевич Новиков включил свет в самом начале доклада, и это оказалось символичным. Доклад стал просветляющим. Самым ценным было то, что все, особенно аспиранты, внимательно слушали.
Выступление получилось познавательным, интересным и никого, кажется, не оставило равнодушным. Увлечённый своей профессией человек оставляет след в душе.
Всегда удивляло, что лекции Натальи Григорьевны математически логичны и структурированы не по-гуманитарным канонам. Уже после семинара из беседы с другим человеком стала известна информация, что Наталья Григорьевна училась в физико-математическом классе у замечательного учителя физики, известного в Ульяновске, Владислава Семёновича Тейтельмана. Физика и математика формируют аналитическое рациональное мышление.
Краткие законспектированные выдержки из лекции "В чём польза философии?"
До 17 века наука и философия не различались. После выделения философии в отдельную категорию сформировались "рейтинговые" взаимоотношения:
1. Философия выше науки. (Гегель)
2. Наука выше философии. Философия - язык науки
3. Философия никак не связана с наукой
4. Философия - основание всех наук
И до сих пор место философии под вопросом. Определяющим остаётся личное предпочтение.
Сущность философии по Сократу:
Я задаю вопросы.
И логично предложенное лектором определение философии, как умение задавать вопросы.
Наталья Григорьевна перебросила мостик к вопросам, которые задавались на этом семинаре аспирантам - докладчикам. Хорошие вопросы раскрывают суть научной работы, недостатки и достоинства.
Интересной оказалась аналогия различия философии и науки с математическим действием - делением.
Наука - деление без остатка. (Физики уже после семинара оспорили).
Философия - это всегда деление с остатком.
Конечно, были вопросы участников семинара после выступления. И очень аргументированные, развёрнутые ответы, которые фактически стали продолжением лекции.
Название лекции было выбрано очень точно. Автор (эта лекция была по-настоящему авторской, поисковая система в интернете не выдаёт подобной систематизации) подчеркнул, что можно выделить "пользу философии" для личности и профессионала в своей области.
В процессе обсуждения был задан прагматичный вопрос. Если философы акцентируют внимание на умении ставить вопросы, есть ли разработанная методика обучения "задавать правильные вопросы?" К сожалению, чёткий алгоритм не выработан. Процесс творческий.
Научный семинар НИТИ объединяет аспирантов и научных руководителей. Наталья Григорьевна заострила вопрос на взаимоотношениях между ними. Научный руководитель обычно сам задаёт тему, направления, методику выполнения научной работы. Но если в процессе возникает новое непредвиденное открытие - противодействие научного общества, а часто и научного руководителя неизбежно.
Знание философии помогает принимать и отстаивать нетривиальные решения. Идеалы научной работы:
истинность
новизна
полезность
Андрей Борисович Верёвкин, который вместе с Натальей Григорьевной проводит работу по созданию Научно-исследовательского центра "Устная история науки", дополнял и лекцию о пользе философии, и ответы на вопросы своим видением, как профессиональный математик.
Не все участники семинара задавали вопросы, но со стороны казалось, что интересно было всем, ощущался процесс размышления и примеривания на себя рассматриваемых проблем. Поэтому диссонансом прозвучал вопрос "А какой вред от философии?" Оказалось, что давняя обида от полученной единственной "тройки" за кандидитский экзамен по философии, не забылась. Наталья Григорьевна деликатно переложила ответственность и вину за этот факт на преподавателя философии. Это единственный момент, который лично у меня не вызвал согласия.
Мне сложно понять, когда говорят: "Я не люблю физику." Это равнозначно: "Я не люблю окружающий мир. Мне неинтересно об этом знать". Точно также слова "Философия не нужна учёному" можно перевести, как нежелание понять фундаментальные принципы познания мира и оценить мудрость выдающихся учёных.
Уже после семинара прозвучало предложение продолжить познавательные лекции по философии. Как это воспримет большинство участников семинара, неизвестно. Постоянная обратная связь пока не установлена.
Фотографии: аспирант НИТИ Артем Муралев.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 4919 просмотров