Все данные приведенные в статье взяты с сайта «Уголок Неба» если ссылка не указана специально.
Трудно писать статью о будущем. Возможно, пока Вы ее читаете, произошли события, которые перечеркнули ее осмысленность. Экономика США свалилась в новую Великую Депрессию утащив за собой мировую экономику. Или военно-политический курс России в очередной раз непредсказуемо изменился. Или китайские истребители J-20 и J-31 оказались средством отвлечения иностранных разведок, и китайцы, прямо во время чтения Вами статьи, предложили к принятию на вооружение совсем другие машины.
Кроме того цель статьи показать что можно говорить о технике не прибегая к формулам и графикам. Конечно применение математики дает более точное видение вопроса. Но это в принципе. А вот на практике...Проблема ПОНИМАНИЯ любого сложного вопроса современности состоит в том, что человеком « с улицы» очень легко манипулировать именно при помощи математики. Поскольку цифр много всегда можно подобрать нужные. В целом прав А. Эйнштейн, говоривший, что математика есть лучший способ водить себя за нос. Например, максимальная скорость F-15 на 6% выше, чем у Су-27. И что Су-27 на 6%хуже? Но в интернете ведь есть куча данных о маневренности, скороподъёмности, нагрузке на крыло, тяговооруженности и так далее и тому подобное?! Собрать можно. Но тут встают две проблемы которые , я думаю не решить математически без перевода на специальные научные языки. Которые сделают изложение понятным только лицам получившим образование связанное с авиацией. Первая проблема Вранье. Вторая то что боевые самолеты должны в первую очередь не летать, а воевать.
Вранье любое и на любой вкус. В самом названии современных боевых самолетов составляющих основу ВВС мира кроится лукавство. Они называются истребители - бомбардировщики. Словосочетание выглядящее примерно как «платье для Венского бала и скалолазания» или « гоночно-нефтеналивная яхта». Поэтому сравниваются совсем не истребители (F-111) с совсем не бомбардировщиками (первые выпуски МиГ-21).
Кроме того есть, скажем так, некоректная реклама. Например европейский Тайфун, согласно рекламным проспектам, в одни ворота «уничтожает» Миг-29. Еще удивительнее цифры сравнений «европейца» с Су-27. Который просто самолёт другого класса, созданный господствовать в небе. Почти любой ценой. Как технологической, как инженерной так и просто финансовой. Но другого выхода у европейцев нет. Из-за проблем с кооперацией и сама разработка затянулась и заводская цена очень велика. Но оправдать затраты ведь необходимо. Тут и прибегают к рекламе. Но торговля это цветочки. Самые ягодки – это война. Здесь просто удержу нет. Не важно кто реально господствовал в небе. Обе стороны объявляют себя победителями. Основываясь на реальных и не опровержимых данных подкрепленных графиками и расчётами.
Второе неустранимое препятствия это то, что боевой самолет должен в первую очередь воевать а не летать . А это не одно и то же. И если летно-технические данные более менее известны и доступны, то про тактико-технические так сказать нельзя.
Вот известнейший и растиражированный в интернете материал о полете наших летчиков в 1992 году во главе с А. Харчевским и А.Карабасовым на Су-27 где они показали что Су-27 гораздо лучше летают чем F-15C/D, второе поколение F-15. Но вот что характерно для американских ( и не только для американских) боевых самолетов. Они постоянно наращивают вес.
F/A-18 Хорнет, к примеру, на килограмм в день. Соответственно хуже летают. Вот данные с http://www.airbase.ru/hangar/planes/compare/su27-f15.htm по F-15A и F15C. Согласно им первое поколение американских истребителей маневрировало лучше, чем модернизированное. Но вот насколько лучше второе было способно воевать? Ответить на этот вопрос точно не может даже война. Поскольку в ней навряд ли столкнуться эти два поколения.
Поэтому давайте применим гуманитарный подход рассуждения к данной проблеме.
Но сначала разберемся с необходимостью 5 поколения истребителей. А то пока F-22 Раптор в одиночестве летал в небе, в нашем Интернете появилось море статей о ненужности самолетов нового поколения.
Самолет 5 поколения должен обладать несколькими свойствами разом. Кстати европейский «Тайфун» не обладает ни ОДНИМ из этих свойств.
1. Сверхзвуковая бесфорсажная скорость.
Анализируя войну в небе Северного Вьетнама американцы с удивлением увидели что сверхзвуковые скорости редко используются пилотами. А разгон до 2 Махов, вообще используется в единичных случаях. Так что истребители-бомбардировщики являются условно сверхзвуковыми . С другой стороны самолеты которые имели сверхзвуковую скорость ( например разведчик SR-71) демонстрировали высокие показатели выживаемости.
Самолет 5 поколения должен быть по настоящему сверхзвуковым.
2. Малозаметность.
Именно малозаметность, а не невидимость. Малозаметность подобна броне у танка.
Не спасет, но без нее вообще не возможно.
Говоря о малозаметности как правило говорят о возможностях радаров на земле ,а не на ракетах которые собственно и будут сбивать самолет. Как правило, малозаметность критикуется у нас, поскольку американцы создали первые малозаметные самолеты.
3. Сверхманёвренность.
Маневренность самолета вообще и сверхманевренностьв частности не в чести уже у американцев. Несколько раз американцы делали выбор в пользу ударных, а не маневренных возможностей самолета. Пример F-4 Фантом против XF-8U Крусайдера. Но отрицание значения маневра в бою закончиться плохо. Особенно часто показывал своим противника важность маневренности МиГ-17, сбивая более совершенных противников.
Боевые самолеты имевшие все это качества по отдельности были, но именно истребитель 5 поколения должен все это совместить.
Итак, вывод – самолет 5 поколения будет господствовать небе. Но какое место займет в этом небе России?
Оставим выражение «тупые американцы» на совести М. Задорнова. США собирали и собирают не самых глупых людей по всему миру. Если своих не хватает. Думаю специалистов по самолетостроению там не мало. Формулы аэродинамики неизменны как у нас так и в США. Предположим что мы не умнее, но и не глупее американцев.
История имеет свойство повторяться в логике развития. Посмотрим, не можем ли мы предвидеть будущее, оглянувшись назад.
Американцы принимают вызов брошенный русскими конструкторами, которые создали истребитель…, превзошедший американцев в воздушном бою, особенно на ближних дистанциях. Из двух предложенных вариантов…. И ….. американцы принимают технически белее умеренный (если не сказать консервативный). Создав «старшего брата»…. в небольших количествах американцы разрабатывают и принимают на вооружение менее совершенного, но более универсального «младшего брата»….. Однако, с отставанием во времени, русские создают самолет…. который снова гораздо лучше чем американский одноклассник… и тем более …..
О чем эта история? Если подставить следующие названия самолетов – МиГ-21,F-15 и его соперник в конкурсе,F-16,Су-27 то о 60-80х годах прошлого века. Если подставить другие названия - Су-27,Y-23 и F-22, F-35 и ПКФА-50 то история о сегодняшнем времени.
Какие выводы, кроме древнего как сама история вывода о ее цикличности , можно сделать?
Приятные для нас выводы.
1. ПКФА-50 превосходит Раптор так же, как Су-27 превосходит Орла. Это подтверждается открытыми источниками. И лучшей организацией отсека вооружений и более рациональной снижением заметности лопаток двигателей. Оценка степени превосходства прямо пропорциональна отношением к американцам .
2. «Младший брат» ПКФА-50, будет еще удачнее, чем МиГ-29. Поскольку будет создан позже и сможет использовать наработки ПКФА-50. МиГ-29 такой возможности был лишён. Соответственно он будет превосходить F-35 значительнее, чем МиГ-29 превосходит в воздушном бою F-16.
3. Европейцы тогда не сумели вмешаться в спор двух авиационных сверхдержав. Сейчас европейцы и китайцы даже не пытаются. J-20 скорее бомбардировщик с возможностями самообороны.J-31 представляет клон американца. Ни ПКФА-50, ни его «меньшому брату» он не соперник.
4. После принятия на вооружение новых самолетов ( старший из которых испытывается) Россия будет иметь самый лучший истребитель на вооружении, по крайней мере в течении ближайших 20-25 лет.
Неприятные для нас выводы.
1. Неприятное предположение состоит в том что будущий российский истребитель, как и Су-27, будет довольно долго не приниматься на вооружение из-за технических сложностей.
2.Китайский авиапром готовится занять то место , которое занимал европейский в годы «холодной войны». Но на этом он не остановиться. Достаточно отсчитать назад 20 лет и посмотреть на авиапромышленность Китая тогда и сейчас. В любом случае самолеты 4 поколения Китай делает и следующий рывок логичный и неизбежный это рывок к пятому поколению. При этом мы не можем надеется на количественное превосходство над Китаем. Конечно в нашем интернете F-35 ,клоном которого является "китаец", как только не обзывают. Забывая что обсуждают почти исключительно летные, а не ударные характеристики.
- Елена. Бабенко's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 6005 просмотров
Ну насчет F-35- вопрос весьма и весьма спорный, требования "три в одном" обернулись тем, что этот JSF (Joint Strike Fighter – единый ударный истребитель) можно отнести скорее к 4+, нежели к пятому поколению. Да и вообще история его создания и разработки намекает, что в Америке тоже очень хорошо умеют "пилить" деньги на военные заказы.
Собственно сравнивать устаревший Су-27 с последними модификациями F-15 и F-18 не совсем корректно, тут бы стоило упомянуть семейство Су-30 (МКИ, МКК и т.д., да и Су-34 можно упомянуть)
"F/A-18 Хорнет, к примеру, на килограмм в день"- вот это вот непонятно, и требует пояснения.
Стоит также отметить, что за основу для создания у нас легкого ударного истребителя претендует учебно-боевой Як-130 (машина, кстати, неплохая, свою нишу в наших ВВС она уже заняла, а что будет дальше- покажет время).
Стоит еще заметить, что немалую роль играет и вооружение вкупе с бортовой начинкой самолета- без современных ракет и РЛС самолет бою долго не проживет- тут у китайцев пока явные проблемы. Ну и не забываем про истребители-перехватчики (у кого есть аналоги, к примеру, нашего МиГ-31?).
Говорить на эту тему можно долго- у упоминать недостатки и детские болезни F-22 и количество выпущенных самолетов с обеих сторон, но на данный момент каке-то однозначные выводы делать ИМХО- рановато.
И напоследок- чтобы не разводить многобуквенность- пара ссылок, там наглядно все расписано.
http://www.arms-expo.ru/049051124053055057048.html
http://topwar.ru/15541-pak-fa-protiv-f-22.html
P.S. Думаю, многие видели сегодняшний репортаж об испытаниях ПАК ФА. Показали плоский штопор, эффектные съемки, а самое интересное, как всегда осталось за кадром (оно и понятно- секретность). Жду теперь "кобры Пугачева", "колокола" и "хука" в исполнении Су-50 ^_^
Flanker-у
Первое. Спасибо что привели ссылки на статьи, особенно на статью профессора С. Ливицкого, которая, на мой взгляд, является лучшей статьей о семействе F-35. Однако хотелось бы заметить, что статья опубликована 5лет назад. За это время произведено много новых испытаний. Что касается второй статьи, то там , в том числе, путаются задачи изоляции поля боя ( А-7) и поддержки войск ( А-10). Для первой задачи F-35 приспособлен, для второй задачи нет.
Второе. Статья имеет две задачи, связанные с общением на сайте и несвязанные с самолетами 5 поколения.
Задача первая – доказать что первенство России в отдельной высокотехнологичной области не научная фантастика. Конечно, для этого не обходимы инженерные и научные школы, финансирование, производства. Но это возможно.
Задача вторая – доказать это без применения математики. Проблема в том, что графики и компьютерные стимуляторы, и расчеты используются и для доказательства неприятных для нас выводов. И доводов необоснованных. Как пример я привела утверждение о том, что европейский «Тайфун» наголову лучше нашего МиГ-29.
Что касается Вашего замечания о сравнении последних модификаций F-15 и F/A-18 с Су-27 то Вы правы с точностью наоборот. В статье говориться о F-15A (войсковые испытания в 1974 году) и F-15C(войсковые испытания в 1979 году). Су-27 проходил Государственные совместные испытания с 1983 года. И он не является предшественником американцев. Так что, по моему мнению, некорректно сравнивать именно F-15C c последними версиями самолетов Сухого, а не наоборот.
Выражение о том, что F/A-18 Хорнит поправляется на один килограмм в день основано на расчете, сделанном при обосновании создания F/A-18 E/F Супер Хорнит. Именно в среднем на один килограмм поправлялся за F/A -18 Хорнит один день службы. Понятно, что планер больше не мог выдержать подобное издевательство, что и потребовало создания нового самолета.
Flanker пишетСтоит также отметить, что за основу для создания у нас легкого ударного истребителя претендует учебно-боевой Як-130 (машина, кстати, неплохая, свою нишу в наших ВВС она уже заняла, а что будет дальше- покажет время).
Як-130 ( он же китайский L-15, он же итальянский АЕМ-130) является учебной, высокоманевренной машиной с возможностями легкого штурмовика. Не менее, но и не более.
У многих двойные стандарты. Когда говорим о китайских клонах – недостатки электроники делаются решающими. Когда говорим о американцах – главное как самолет летает.
Есть, к примеру, YF-12 . Первый полет в 1964 году. Быстрее и выше. И был способен поражать цели на расстояниях до 200 км. F-14, как комплекс оружия (самолет + ракета) весьма достоин. Tornado F.Mk.2 1979 года с радиусом сверхзвукового перехвата в 540 км и возможностями ( в отличии от МиГ-31 получивший такие возможности за счет новой электроники в 1998 году)бомбардировщика. Интересных и достойных машин немало. Вообще время классических перехватчиков уходит с появлением более универсальных самолетов.
а какой из них? Если изделие 9-12, образца 1977 года, то- да, тут ничего удивительного.
значит мы друг друга не поняли, имелись ввиду F/A-18 E/F и F-15E.
А больше-то зачем в данном случае? Тем более, я же писал- "на его базе"- во всяком случае таковым было официальное заявление. Кто знает, может будет такой же финт ушами, как и с Ту-22М.
Да нет здесь двойных стандартов, тут-то все очевидно- планер китайцы берут наш (с некоторыми своими изменениями, конечно), а скопировать РЛС гораздо сложнее (хотя и тут в последнее время они делают успехи). У американцев- с электроникой проблем нет (кое в чем даже поэффективней нашей будет, надо признать, будем надеятся, у нас паритет как минимум будет сохранен), а вот с маневренностью- другой вопрос. Как говорил один наш преподаватель- в общих чертах- мы берем аэродинамикой- они- электроникой.
Ну, что тут сказать... YF-12 на вооружении даже не стоял
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f12.html - это все равно, что привести в пример "Валькирию", как ответ на Ту-160.
F-14 с "Фениксом" снят с вооружения в 2006 году (заменен на тот же F/A-18 E/F)
"Торнадо" с РЛС "Фоксхантер"- сравниваем характеристики его и МиГ-31 (даже ранний, не беря в расчет стоящие в данный момент на вооружении БМ) -превосходит по скорости, по дальности полета и времени барражирования (уж с ПТБ- тем более). Насчет РЛС- гуглим изд. РП-31 Н007 «Заслон». Да и ракеты большой дальности- кроме него нес только упомянутый выше F-14.
Пруфулинк гуглим сами, или проходим по ссылкам:
По семейству МиГ-31 http://www.airwar.ru/fighternow.html
По тому же Торнадо- http://www.airwar.ru/enc/fighter/tornado.html
Это если принимаем инфу с "эйрвара" за эталон.
Нет, так сравнивать нельзя. «Тайфун» поступил к заказчикам в 2003 году. Поэтому его соперник, к примеру , МиГ-29 ОВТ или МиГ-29 М2. Поскольку они современники. И совершенно непонятно почему «Тайфун» в 3 раза сильнее.
Всякие 4+бесконечность настолько подняли требования к самолету 5 поколения, что Як-130 просто не вписывается ни в один из параметров.
Ваш преподаватель! Тогда у нас слишком разные уровни понимания. Что касается выбора между аэродинамикой и электроникой то для американцев, как правило, были приоритетны ударные качества. Когда мы шли по данному пути результаты были такие же. Сравните МиГ-23 А и МиГ-23 К «Кайра». То есть вопрос что важнее .
Что касается Китая то это вопрос темпов развития. Причем не Китая и не США. Китай предсказуемо будет быстро развиваться. США не могут что-то кардинально изменить при начале массового производства. Самой непредсказуемой остается матушка Россия. Как мы будем двигаться? В создании младшего брата ПКФА-50? Если (снова если ) J-31 не бумажный тигр то это означает что Китай не будет ждать, поскольку не верит в нас.
Я же не спорю что МиГ-31 лучший перехватчик. Вы же спросили про аналоги. Я говорю про «интересные и достойные самолеты». Прямые ( насколько возможно) аналоги Миг-31. Тут и вылезает сложность сравнения самолетов. Прямых аналогов нет. Кто-то палубный(F-14), кто-то еще и бомбардировщик ( «Торнадо»), кто-то слишком стар(F-106).
А YF-12 мне просто нравится. YF-12 был уничтожен только из-за того что КГБ управляло Америкой ( шутка ). В любом случае он слишком мало отличался от стоявшего на вооружении разведчика, чтобы при желании его не сумели произвести. Просто у него реальных противников не было. А у нас, до МиГ-31, подобные соперники были. В любом случае бешеная серия A-12/YF-12/SR-71/M-21 мне нравится. Вспомним слова героя Л. Быкова из фильма « В бой идут одни «старики»» «немец мужик серьезный». Так вот на этих машинах летали тоже враги. В войне, которая могла перейти из «холодной» в «горячую». Но летали серьезные мужики. И делали их серьезные мужики. Мысль именно об этом. О том что не только у нас способны делать достойные машины. В том числе и военные.
Что касается настоящего времени то очень интересен … F-35C. Именно в качестве перехватчика.
Не эталон, но очень удобно.