Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Философские и космические произведения искусства

Есть произведения искусства, которые вызывают те самые чувства космической религиозности, таинственности, о которых писал Альберт Эйнштейн. Они относятся к подлинному искусству. Не всё, что называет себя «искусством» достойно так именоваться. Объект подлинного искусства – красота, прекрасное, возвышенное. В частности – красота космоса, красота мысли. Подавляющее же большинство современных «произведений искусства» не только не стремится выразить прекрасное и возвышенное, но и не имеет о них никакого представления.

На этой страничке я буду знакомить посетителей сайта с философскими и космическими художественными произведениями. Если у кого-нибудь есть нечто подобное – выкладывайте на этой страничке!

Владимир Левченко

Кто мы

Мы все в душе своей философы
И каждый смотрит только вдаль,
Терзаясь вечными вопросами,
Впадая в странную печаль...

Решаем мы вопросы вечности
Во сне, в трактирах, в гаражах.
Все - порождение беспечности,
Любой в отдельности - монах.

Мы днём нахмуренными совами
Глядим, под ночь добрея вновь.
И в жизни служат нам основами
Надежда, Вера и Любовь.

(11.01.2013)

Источник

Фредерик Браун

ОТВЕТ

(научно-фантастический рассказ)

(иллюстрация с сайта http://hmn.deviantart.com/)

Двар Эв торжественно запаял золотом последнее соединение. Несколько телевизионных камер транслировали через субэфир его действия во все уголки  Вселенной.

Он выпрямился, кивнул Двару Рейну, и подошёл к переключателю, который через несколько минут соединит все колоссальные вычислительные машины всех девяноста шести миллиардов населенных планет Вселенной в единую сверхсеть, в один гигантский компьютер. Он объединит в себе все знания, накопленные мыслящими существами, живущими во всех галактиках.

Двар Рейн произнес несколько коротких слов, обращаясь к тем триллионам разумных обитателей планет, которые сейчас видели и слышали его. Затем, после минутного молчания, он сказал:

- Пора, Двар Эв!

Двар Эв повернул переключатель. Послышался мощный гул от всплеска интеллектуальной энергии, стекающейся с девяноста шести миллиардов планет. На огромном пульте замигали огни.

Двар Эв отступил и глубоко вздохнул.

- Честь задать первый вопрос принадлежит Вам, Двар Рейн.

- Спасибо, - сказал Двар Рейн. - Это должен быть вопрос, на который ещё не могла ответить ни одна кибернетическая машина.

Он повернулся лицом к гигантскому компьютеру.

- Существует ли Бог?

Ни единое реле машины не щёлкнуло. Могучий голос без колебания ответил:

- Да, ТЕПЕРЬ Бог существует!

Внезапный страх промелькнул на лице Двара Эва. Он кинулся к переключателю.

Молния, ударившая с безоблачного неба, бросила его наземь и намертво запаяла контакт переключателя.

(1954 год)

перевод с английского – Sol

В межгалактическом пространстве

Есть пик надежды и любви.

Не знают там о злом коварстве,

О соли в пролитой крови...

 

(Александр МАЙ)

Уроки охоты на льва в Африке

Барабаны охотников сообщают им - где сейчас лев. И они собираются – множество маленьких местных собачек…

Стая маленьких уродцев берет след. Они не нападают - они лают. И лев не выдерживает – уходит от нестерпимого лая, похожего на вой.

Как и положено льву, он уходит на вершину горы.

Но собачки стаей без числа бегут за ним. Они лают, они по-прежнему только лают. И не дойдя до вершины, лев падает замертво… От чего он погибает? От их уродства. От мерзкого вида маленьких пастей. От несовершенства озлобленных тварей. От визгливого, позорящего, незатихающего лая…

Он погибает от несвободы. Несвободы от лающих.

(Из архива Шатобриана)

Уважаемый Sol, выставленные Уроки охоты на льва - оставляют след душевного надрыва. Возможно, мы можем каким-то образом помочь льву?

Уважаемая Полина, спасибо за сочувствие, но пока никого спасать не нужно. :) Просто я вчера пролистал книжку о Наполеоне, наткнулся на этот текст и он потряс меня до глубины души. Я решил им поделиться со всеми. Тем более, что сейчас у нас на формуе Соляриса идёт дискуссия о гениальности, и я там тоже разместил этот текст. Ведь участь льва - это частая участь гениев, которых облаивают маленькие злобные собачки.

Тогда изменяю свое мнение.

У собак, и тем более маленьких собачек, есть своя сложная жизнь, они преданны людям. Написано много жизненных историй о верности, мужестве, уме собак. Это лев считает, что собачки злобные. Возможно, до описанного события лев растерзал не одну собачку. И собачки объединились, чтобы показать, что они могут постоять за себя и дать отпор безжалостной силе. Далеко не всегда гений приносит благо остальным, а Наполеон мыслил стать властителем народов.

Согласен. Гений - это большая (психическая) энергия, это высокое наряжение, а с такими вещами нужно обращаться осторожнее. И, конечно, даже стремясь улучшить Мир, гений может отдавить лапу не одной собачке. А ведь есть ещё и "злобные гении"... Поэтому, величие гениев начинает быть особенно видным по истечении многих лет. Вот Эйнштейна мы помним, как создателя гениальной теории, а кто сейчас помнит, что он развёлся со своей первой женой Милевой Марич? Наверное, там не обошлось без ссор и конфликтов, в которых Эйнштейн, с бытовой точки зрения, был "не прав". Вообще, гении в быту - часто не очень приятные люди. Но всё это меркнет, как несущественное, перед тем благом и величием, которое они принесли человечеству.

P.S. В данном случае, они объединились не для того, чтобы дать отпор нападающему льву, а чтобы напасть и убить его. Это больше походит не на самозащиту, а на месть, а месть свойственна слабым духом.

Гавриил Романович Державин

Бог

О Ты, пространством бесконечный,
Живы́й в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трёх Лицах божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины.
Кого никто постичь не мог,
Кто всё собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: Бог

Измерить океан глубокий
Сочесть пески, лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий,—
Тебе числа и меры нет!
Не могут духи просвещенны,
От света Твоего рожденны,
Исследовать судеб Твоих:
Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает.
В Твоём величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг.

Хао́са бытность довременну
Из бездн Ты вечности воззвал,
А вечность, прежде век рожденну,
В Себе самом Ты основал:
Себя Собою составляя,
Собою из Себя сияя,
Ты Свет, откуда свет истек.
Создавши всё единым Словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!

Ты цепь существ в Себе вмещаешь,
Её содержишь и живишь;
Конец с началом сопрягаешь
И смертию живот даришь.
Как искры сыплются, стремятся,
Так солнцы от Тебя родятся;
Как в мразный, ясный день зимой
Пылинки инея сверкают,
Вратятся, зыблются, сияют,
Так звезды в безднах под Тобой.

Светил возженных миллионы
В неизмеримости текут,
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры —
Перед Тобой — как нощь пред днём.

Как капля, в море опущенна,
Вся твердь перед Тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед тобою я?
В воздушном океане оном,
Миры умножа миллионом
Стократ других миров, — и то,
Когда дерзну сравнить с Тобою,
Лишь будет точкою одною;
А я перед Тобой — ничто.

Ничто! — Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! — Но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь — конечно, есть и Ты!

Ты есть! — природы чин вещает,
Гласит моё мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть — и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духо́в небесных
И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю.
Умом грома́м повелеваю,
Я царь — я раб, я червь — я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшёл? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.

Твое созданье я, Создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и Царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Моё бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! — в бессмертие твое.

Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать Твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слёзы лить.

1784 год.

Два приятеля сидят во дворце, который высится на горном склоне в окружении виноградников, финиковых пальм и апельсиновых рощ. Они коротают долгие предрассветные часы, когда небо усыпано мириадами звезд, загадывая друг другу загадки.

- Прошу тебя, раздели со мной наслаждение от этой загадки и ее разгадки, - обратился тот, что посмуглее, к тому, что постарше, и провел рукой перед его глазами. Старший сидел, зачарованно глядя, как перед ним развертывается мир форм и законов, сплетение тайных движущих сил, страстей и рассудка. Он проникал в его народы и империи, царские династии и в отдельных гениев, воплощался в его философов и переживал его падения. Он почувствовал на слух и на ощупь всех существ, что населяли мир, сотворенный его другом, и стал искать тайный смысл, который его друг - он это знал - наверняка скрыл в своем творении, ибо они уже не раз играли в такие игры.

Наконец в одной великой деспотии в эпоху упадка науки и яркого заката искусства он узнал себя самого, воплотившегося в двоих братьев сразу. И вот, наблюдая за ними, за их странствиями и жизненными путями, которые промелькнули перед ним, как единый миг, он узрел затейливую и забавную сущность сей загадки. И, постигнув ее, он развеял все чары и скрытые пружины этой притчи-грезы смехом - смехом, к которому присоединился и его друг. И тогда они спустились в лазоревый сад, где рассвет застал их за беседой под сенью гранатовых деревьев и плакучих акаций, а вокруг разгуливали павлины.

Теренс Маккена 16 ноября 1971 года

Представляю вам небольшой (по сравнению с романами), но ёмкий и пронзительный рассказ Андрея Платонова  "Потомки Солнца". Он относится к раннему периоду творчества писателя (написан в 1922 году, когда Андрею Платонову было 23 года). В нём затрагиваются (в художественной форме) многие вопросы из тех, которые обсуждались на сайте: об освоении Космоса, об энтузиазме, о глобальных проектах и их "менеджерах", о "космичности" русского народа и т.п. Андрей Платонов был, как и К.Э.Циолковский, последователем философа Николая Фёдоровича Фёдорова, который говорил о необходимости воскрешения всех предков и (поскольку на Земле будет мало места для них) - расселения их по всему космическому пространству. А для этого нужны летательные аппараты. Поэтому, та сторона творчества К.Э.Циолковского, которая наиболее известна - космонавтика - на самом деле была для него подчинена решению более глобальной, общемировой, философской проблемы, связанной с будущим человечества.

В представленном рассказе Андрея Платонова живо чувствуется не только "звучание эпохи" раннего социализма в России, но и тот своеобразный платоновский язык, которым написаны почти все его произведения:

 

 

Андрей Платонов ПОТОМКИ СОЛНЦА

(Фантазия)

Он был когда-то нежным, печальным ребенком, любящим мать, и родные плетни, и поле, и небо над всеми ими. По вечерам в слободе звонили колокола родными жалостными голосами, и ревел гудок, и приходил отец с работы, брал его на руки и целовал в большие синие глаза.

И вечер, кроткий и ласковый, близко приникал к домам, и уморенные за день люди ласкались в эти короткие часы, оставшиеся до сна, любили своих жен и детей и надеялись на счастье, которое придет завтра. Завтра гудел гудок, и опять плакали церковные колокола, и мальчику казалось, что и гудок и колокола поют о далеких и умерших, о том, что невозможно и чего не может быть на земле, но чего хочется. Ночь была песнею звезд, и жаль было спать, и весь мир, будто странник, шел по небесным, по звездным дорогам в тихие полуночные часы.

Ночью душа вырастала в мальчике, и томились в нем глубокие сонные силы, которые когда-нибудь взорвутся и вновь сотворят мир. В нем цвела душа, как во всяком ребенке, в него входили темные, неудержимые, страстные силы мира и превращались в человека. Это чудо, на которое любуется каждая мать каждый день в своем ребенке. Мать спасает мир, потому что делает его человеком.

Никто не мог видеть, кем будет этот мальчик. И он - рос, и все неудержимее, страшнее клокотали в нем спертые, сжатые, сгорбленные силы.

Чистые, голубые, радостные сны видел он, и ни одного не мог вспомнить утром, - ранний спокойный свет солнца встречал его, и все внутри затихало, забывалось и падало. Но он рос во сне; днем было только солнечное пламя, ветер и тоскливая пыль на дороге.

* * *

Он вырос в великую эпоху электричества и перестройки земного шара. Гром труда сотрясал землю, и давно никто не смотрел на небо — все взгляды опустились в землю, все руки были заняты. Электромагнитные волны радио шептали в атмосфере и межзвездном эфире грозные слова работающего человека. Упорнее и нестерпимее вонзались мысль и машины в неведомую, непокоренную, бунтующую материю и лепили из нее раба человеку.

Главным руководителем работ по перестройке земного шара был инженер Вогулов, седой согнутый человек с блестящими ненавидящими глазами, - тот самый нежный мальчик. Он руководил миллионными армиями рабочих, которые вгрызались машинами в землю и меняли ее образ, делали из нее дом человечеству.

Вогулов работал бессменно, бессонно, с горящей в сердце ненавистью, с бешенством, с безумием и беспокойной неистощимой гениальностью. Мировым совещанием рабочих масс ему была поручена эта работа. И Вогулов десять раз объехал земной шар, организуя работы, проповедовал идею переделки земного шара и зажигал человеческие черные массы восторгом работы. Сотни экспедиций он снарядил в горы всего земного шара и в океаны и моря для исследования теплых течений. Тысячи метеорологических обсерваторий были сооружены, и вся атмосфера пережевывалась тысячами мозгов лучших ученых.

План Вогулова был очень прост.

Земля периодически подвергается засухам или, наоборот, слишком большой влажности. Человечество от этой свистопляски сил истребляется миллионными кусками. Потом смена времен года, эти — зима, лето и т. д. замедляют темп работы человечества, берут много у него сил на приспособление к ним, обрекают огромные пространства земли на бесплодие, стужу и тьму. А другую часть земли — на свирепый ветер, песок и бешенство огня.

Земля, с развитием человечества, становилась все более неудобна и безумна. Землю надо переделать руками человека, как нужно человеку. Это стало необходимостью, это стало вопросом дальнейшего роста человечества.

И Вогулов, инженер-пиротехник, разработал этот проект. Сущность проекта состояла в искусственном регулировании силы и направления ветров через изменение рельефа земной поверхности: через прорытие в горах каналов для циркуляции воздуха, для прохода ветров, через впуск теплых или холодных течений внутрь материков через каналы. Вот и все. Ибо всякое атмосферное состояние (влажность, сухость) зависят от ветров.

Для этих работ надо было прежде всего изобрести взрывчатый состав неимоверной чудесной мощи, чтобы армия рабочих в двадцать — тридцать тысяч человек могла бы пустить в атмосферу Гималаи. И Вогулов раскалил свой мозг, окружил себя тысячами инженеров, заставил весь мир думать о взрывчатом веществе и помогать себе — и вещество было найдено. Это было не вещество, а энергия — перенапряженный свет. Свет есть электромагнитные волны, и скорость света есть предельная скорость во вселенной. И сам свет есть предельное и критическое состояние материи.

За светом уже начинается другая вселенная, материя уничтожается.

Могущественнее, напряженнее света нет в мире энергии. Свет есть кризис вселенной. И Вогулов нашел способ перенапряжения, скучения световых электромагнитных волн. Тогда у него получился ультрасвет, энергия, рвущаяся обратно в мир к «нормальному» состоянию со странной истребительной, неимоверной, не выразимой числами силой. На ультрасвете Вогулов и остановился. Этой энергии было достаточно для постройки из земли дома человечеству.

Ультрасвет попробовали на Карпатах.

В маленький тоннель вкатили вагончик с зарядом концентрированного ультрасвета и отпустили электрический тормоз, удерживающий ультрасвет в его ненормальном состоянии, — и пламя завыло над Европой, ураган сметал страны, молнии засвирепели в атмосфере, и до дна стал вздыхать Атлантический океан, нахлобучивая миллиарды тонн воды на острова. Пучины гранита, завывая, унеслись на облака, раскалились там до неисчислимой температуры и превратились в легчайшие газы, а газы унеслись в самые высокие слои атмосферы, там как-то вступили в соединение с эфиром и навсегда оторвались от земли. От Карпат не осталось и песчинки на память.

Карпаты переселились ближе к звездам. Материя мыслью Вогулова превращалась почти в ничто.

Через месяц то же самое сделали в Азии с некоторыми участками Хингана и Саян. А еще через месяц в тундрах Сибири уже зацветали робкие цветы и лились теплые ласковые дожди, а вслед за теплом гнались люди, летели аэропланы, двигались тяжелые поезда и глубоко в землю вонзались фундаментами тяжкие корпуса заводов.

Вогулов командовал миллионами машин и сотнями тысяч техников. В бешенстве и неистовстве человечество билось с природой. Зубы сознания и железа вгрызались в материю и пережевывали ее. Безумие работы охватило человечество. Температура труда была доведена до предела — дальше уже шло разрушение тела, разрыв мускулов и сумасшествие. Газеты вели пропаганду работ, как религиозную проповедь. Композиторы со своими оркестрами играли в клубах горных и канальных работ симфонии воли и стихийного сознания, человек восставал на вселенную, вооруженный не мечтою, а сознанием и машинами.

Вогулов гнулся над чертежами и цифрами, окруженными аппаратами радиосвязи, уже четвертый год. И все беспредельней и бездонней перед ним открывался океан труда, и он без сна и почти без сознания, покоряясь ритмическим взрывам мысли, погибал в этом океане работы и не видел спасения и не хотел его. Далекие, великие горизонты открывались перед ним, и у него были тысячи проблем, но не было времени для их разрешения. Иногда Вогулов поднимался и ходил по своему кабинету, по буграм толстой бумаги и кальки, и пел, чтобы опомниться, рабочие песни — других он не знал. Пел он и курил махорку, привыкнув к ней с детства. Но работающая полным ходом машина требовала к своим регуляторам машиниста. Море работы выходило из берегов и грозило катастрофой, если перестать его опустошать мозгом и машинами хоть на секунду, — и Вогулов садился опять к столу и аппаратам, связывающим его со всем миром, и рассчитывал, писал, отдавался скачке мысли и кричал в аппараты инженерам на Гималаи, на Хинган, на Саяны, на Анды, на искусственные каналы в Ледовитом океане, отводящие теплые течения внутрь Сибири, на гидрофикационные водоподъемные сооружения Сахары, говорил с метеорологической экспедицией в Индийском океане, — и мысль Вогулова четко стучала, освещала и регулировала великую героическую работу — битву далеких миллионов людей.

Вогулов давно понял, что мощь человеческого сознания есть способность ясного, полного и одновременного представления о многих совершенно разнородных вещах. И он достиг этого.

Еще год — и шар земной будет переделан. Не будет ни зимы, ни лета, ни зноя, ни потопов. Вся земля будет разбита на климатические участки. В каждом участке поддерживается ровно и всегда температура, нужная для произрастания того растения, какое наиболее соответствует почве этой страны. Человечество будет переселено в Антарктику — остальная площадь земли будет отведена под хлеб и под опыты и пробы человеческой мысли, она будет мастерской, обителью машин и пашней.

И в редкие моменты забвения или экстаза в разбухшей голове Вогулова сверкало что-то иное, мысль не этого дня.

Одна голова и пламенное сознание, которое от времени и работы становилось все могущественнее, остались в Вогулове. До сих пор люди были мечтателями, слабогрудыми поэтами, подобиями женщин и рыдающих детей. Они не могли и были недостойны познать мир. Ужасающие сопротивления материи, вся чудовищная, сама себя жрущая вселенная были им незнакомы. Тут нужна свирепая, скрипящая, прокаленная мысль, тверже и материальнее материи, чтобы постигнуть мир, спуститься в самые бездны его, не испугаться ничего, пройти весь ад знания и работы до конца и пересоздать вселенную. Для этого надо иметь руки беспощаднее и тверже кулаков того дикого творца, который когда-то, играя, сделал звезды и пространства. И Вогулов, не сознавая, родясь таким, развив себя неимоверной титанической работой, был воплощением того сознания — тверже и упорнее материи, — которое одно способно взорвать вселенную в хаос и из хаоса сотворить иную вселенную — без звезд и солнц, — одно ликующее, ослепительное всемогущее сознание, освобождающее все формы и строящее лучшие земли, если хочет того, если радостно ему это творчество. Но можно не творить, не разрушать, а быть в ином состоянии. Можно не радоваться и не страдать и не быть спокойным, — это полет, это горный воздух, спокойный, чистый и тревожный.

Чтобы земное человечество в силах было восстать на мир и на миры и победить их — ему нужно родить для себя сатану сознания, дьявола мысли и убить в себе плавающее теплокровное божественное сердце.

* * *

И Вогулов начал действовать, медленно и начиная с малого — с перестройки земного шара. Но этого было мало: мысль свирепела и крепчала в работе и требовала работы, взмаха и гигантских, непреодолимых сопротивлений.

Вогулов засел за вселенную: эта тайна должна быть наконец разрешена и разрешена полностью. А познание есть три четверти победы. Он подошел ко вселенной не как поэт и философ, а как рабочий.

Через год опытов и размышлений он эту универсальную и последнюю задачу человечества решил, при помощи, конечно, всего человечества. Он нашел тот эллипсис, ту строгую форму, в которой заключена наша вселенная.

Он всегда думал, что вселенная строго ограничена, имеет пределы и концы, точную форму — и только потому имеет сопротивление, то есть реально существует.

Сопротивление есть первый и важнейший признак реальности вещи.

А сопротивляется только то, что имеет форму. Рассуждения о бесконечности есть именно рассуждение, а не факт.

Вогулов нашел очертание, пределы вселенной и по этим известным крайним величинам нашел все средние неизвестные. Есть две крайние критические точки вселенной: свет как высшее напряжение вселенной, дальше света уже идет уничтожение вселенной, и черту света нельзя перейти, так как тут сопротивление вселенной безгранично — и вторая критическая точка — инфраэлектромагнитное поле, то есть подобие обыкновенного электромагнитного поля, но почти нулевого напряжения, с волною длиной в бесконечность и частотой периодов один в вечность.

Между этими пределами заключены все остальные переходные формы: теплота, стремление материи к химическому равновесию структур, радиоактивность и др. И эти колебания от света к инфраэлектромагнитному полю очень, по сути, незначительны. Например, скорость эманации радия близка к скорости света, электрический ток тоже почти имеет ту же скорость. И природа, сокровенность света, инфраполя и всех переходных форм — одна и та же.

Вогулов увидел на опыте, как мечется по этому замкнутому кругу то, что называется вселенной. Инфраполе необходимо возрастает до состояния света, а свет, стукнувшись о самого себя, снижается опять до своего полярного полюса — инфраполя. Так, по кольцу, вверх по правой половине, вниз — по левой, колеблется и стучится вселенная в каземате, который есть она же сама.

Инфраполе через миг (неопределимый, неуловимый) уже превращается в свет, а свет в тот же миг дает в ответ инфраполе. Получается даже не изменение, а мертвое состояние.

Инфраполе, распространяясь в бесконечность, имеет неодинаковое внутреннее сопротивление в себе, — у начальных точек больше, у конечных — меньше, от этого получаются различные скорости, — то есть содрогания — волны; интенсивность поля достигает максимума, то есть света, и потом падает опять с содроганий пятидесяти в двадцатой степени в секунду до одной в вечность, то есть до полного отсутствия содроганий.

И когда Вогулов построил копию вселенной в своей лаборатории, со всеми ее функциями, и опыт оправдал все расчеты. Вогулов даже не обрадовался, а только замер у своего механизма — вселенной, и мысль у него застыла на миг.

Тот же круговой поток, от инфраполя к свету — и обратно, получался и у него на лабораторном столике, как и безмерных пространствах мира.

Вселенная была познана до дня и воспроизведена человеком.

Тогда Вогулов вспомнил про ультрасвет, свою взрывчатую энергию, и улыбнулся в первый раз издавна: вселенная превзойдена человеком, ибо ультрасвет уже не есть элемент нашей вселенной. Вогулов взял карандаш и рассчитал, что достаточно тысячи кубических километров сконцентрированного ультрасвета, чтобы вселенная перестала существовать.

Двух взрывов, по пятьсот кубических километров каждый, будет довольно: первый доведет до состояния света все существующее, а второй превратит свет в ультрасвет, а по инерции перенапряжется и сам ультрасвет и создаст какое-то новое сверхэнергетическое образование, иную вселенную.

И Вогулову стало скучно хорошо, стена дала трещину и стала видна — дорога.

Через год Вогулов решил пересотворить вселенную ультрасветом. И опять загремела в нем мысль и бесконечной лентой пошли чертежи мастерских, лабораторий и финансовые сметы. Но тут он натолкнулся на непреодолимое сопротивление: всей энергии земного шара не хватало для производства тысячи кубических километров ультрасвета. Тогда Вогулов запряг в станки бесконечность, само пространство, самую универсальную энергию — свет. Для этого он изобрел фотоэлектромагнитный резонатор-трансформатор: прибор, превращающий световые электромагнитные волны в обыкновенный рабочий ток, годный для электромоторов. Вогулов просто получаемые из пространства световые лучи «охлаждал», тормозил инфраполем и получал волны нужной длины и частоты перемен. Незаметно и неожиданно для себя он решил величайший за всю историю энергетический вопрос человечества, как с наименьшей затратой живой силы получить наибольшее количество годной в работу энергии. Затрата живой силы тут ничтожна — фабрикация резонаторов-трансформаторов света в ток, а энергии получалось, точно выражаясь, бесконечное количество, ибо вся вселенная впрягалась в станки человека, если далекие пределы вселенной условно назвать бесконечностью, ведь вселенная — физический свет.

Энергетика и, значит, экономика мира были опрокинуты: для человечества наступил действительно золотой век — вселенная работала на человека, питала и радовала его.

Вогулов заставил работать вселенную в своих мастерских для фабрикации ультрасвета, чтобы уничтожить такую вселенную. Но этого было мало: человек работал слишком медленно и лениво, чтобы изготовить в короткое время нужное количество резонаторов — миллионы штук. Темп работы должен быть повышен до крайности, и Вогулов привил рабочим массам микробов энергии: он взял для этой цели элемент инфраполя с его ужасающим стремлением к максимальному состоянию — свету, развел культуры, колонии, триллионы этих элементов и рассеял их в атмосфере. И человек умирал на работе, писал книги чистого мужества, любил, как Данте, и жил не года, а дни, но не жалел об этом.

Первый год уже дал сто кубических километров ультрасвета. Вогулов думал удваивать производство в каждый следующий год, так что через три с немногим года тысяча кубических километров ультрасвета будут готовы.

Человечество жило как в урагане. День шел за тысячелетие по производству ценностей. Быстрая вихревая смена поколений выработала новый совершенный тип человека — свирепой энергии и озаренной гениальности.

Микроб энергии делал ненужной вечность — довольно короткого мига, чтобы напиться жизнью досыта и почувствовать смерть, как исполнение радостного инстинкта.

* * *

И никто не знал, что было сердце и страдание у инженера Вогулова.

Такое сердце и такая душа, каких не должно быть у человека. Он двадцати двух лет полюбил девушку, которая умерла через неделю после их знакомства.

Три года Вогулов прометался по земле в безумии и тоске; он рыдал на пустынных дорогах, благословлял, проклинал и выл. Он был так страшен, что суд постановил его уничтожить. Он так страдал и горел, что не мог уже умереть. Его тело стало раной и начало гнить. Душа в нем истребила сама себя.

И потом в нем случилась органическая катастрофа: сила любви, энергия сердца хлынула в мозг, расперла череп и образовала мозг невиданной, невозможной, неимоверной мощи.

Но ничего не изменилось — только любовь стала мыслью, и мысль в ненависти и отчаянии истребляла тот мир, где невозможно то, что единственно нужно человеку, — душа другого человека...

Вогулов размечет вселенную без страха и без жалости, а с болью о невозвратимом и утраченном, чем дышит человек и что нужно ему не через несметные времена, а сейчас. И Вогулов руками хотел сделать это невозможное сейчас.

Только любящий знает о невозможном, и только он смертельно хочет этого невозможного и сделает его возможным, какие бы пути ни вели к нему.

Дым костров, смешиваясь с вечерним туманом, мягко и незаметно вплетается в мое сознание, скрывая и так едва видимые проблески смысла. Тень смерти и возрождения падает на лежащий передо мной путь. Безжалостно и неизбежно накатывается Время. Время, которое нельзя измерить годами, секундами или часами - непрерывный, кипящий поток, несущий и поддерживающий сам себя. Неизвестно откуда он начинает свой путь и где заканчивает его. Разум тщетно терзает себя, пытаясь представить состояние безвременья. Начало и конец времени - точки разрыва сознания, в которых оно теряет свою целостность и непрерывность. И сейчас этот поток без начала и конца захлестывает меня, врываясь в мир сквозь затуманенные мысли, и оставляя после себя неуловимый, призрачный аромат Иного. И подобно беспомощному богу стою я посреди этого потока, влекомый им сквозь такую же призрачную ночь, к самому мне неведомой цели.

Дмитрий Честнов

Ветер чистой радости, проносясь над океаном безмолвия, поднимает из его глубин пенисто-туманные искры, из которых плетется то, что мы в своем безумии называем жизнью. Неустойчивые, колышащиеся призраки, отражение Неба - иллюзия или, быть может, единственная реальность. Кажется, чей-то внимательный и любопытный взор проглядывает из каждой точки этого беспредельно текущего пространства. Но что за ним? Многие ли из тех, кто знают, где иллюзия, а где реальность предпочтут последнее первому? Гордимся ли мы собой тогда, счастливы ли мы? Да и кто знает, что жизнь подобна зеркалу, дающему бесчисленное множество отражений, в лабиринте которых мы блуждаем и из которого боимся выбраться? Мы строим внутри него свои замки, влюбляемся и расстаемся, воюем и умираем - бессмысленно и неизбежно. Ведь мы так любим обманывать самих себя. Может быть потому, что самообман - это последнее прибежище беспомощного. Мы так жаждем свободы, но когда она касается нас своим легким неуловимым дыханием, нам чудится в нём холод неземных пространств, безжалостное и безразличное намерение Вечности, и мы меняем её на что-то более привычное, простое и понятное. А стоит лишь один единственный раз отказаться от всего, но... не хватает, быть может, последнего мгновения.

Дмитрий Честнов

(картинка – с сайта http://vasilich-k.narod.ru/foto/seversi/seversi.htm)

Иннокентий Анненский СРЕДИ МИРОВ

 

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя...

Не потому, чтоб я Её любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

 

И если мне сомненье тяжело,

Я у Неё одной ищу ответа,

Не потому, что от Неё светло,

А потому, что с Ней не надо света.

 

(3 апреля 1909 г.) 

 
Валерий Брюсов

МИР ЭЛЕКТРОНА

Быть может, эти электроны Миры, где пять материков, Искусства, знанья, войны, троны И память сорока веков! Еще, быть может, каждый атом - Вселенная, где сто планет; Там - все, что здесь, в объеме сжатом, Но также то, чего здесь нет. Их меры малы, но все та же Их бесконечность, как и здесь; Там скорбь и страсть, как здесь, и даже Там та же мировая спесь. Их мудрецы, свой мир бескрайный Поставив центром бытия, Спешат проникнуть в искры тайны И умствуют, как ныне я; А в миг, когда из разрушенья Творятся токи новых сил, Кричат, в мечтах самовнушенья, Что бог свой светоч загасил!

13 августа 1922 г.

 

Фрактальность Мира? Микромир подобен макромиру (и мегамиру)? Я думаю, подобие между ними есть, но далеко не полное.

Проникновенные слова Валерия Брюсова, Александра Блока настраивают на размышления о том, что теряется в потоке мелочной суеты, а должно быть, наверное, главным в жизни.
Спасибо поэтам и авторам комментариев.

Замечательное стихотворение А.Блока «Два века», которое не только обладает философской глубиной, но и хорошо подходит к идущей сейчас на нашем сайте дискуссии на тему «Что нас ждет после 2012 года?». Здесь есть и про 19-20 века и про смысл жизни и про «тайные числа»:

Александр Блок ДВА ВЕКА

Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
 
В ночь умозрительных понятий,
Матерьялистских малых дел,
Бессильных жалоб и проклятий
Бескровных душ и слабых тел!
 
С тобой пришли чуме на смену
Нейрастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену
Экономических доктрин,
 
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций,
И малодейственных умов,
 
И дарований половинных
(Так справедливей - пополам!),
Век не салонов, а гостиных,
Не Рекамье, - а просто дам...
 
Век буржуазного богатства
(Растущего незримо зла!).
Под знаком равенства и братства
Здесь зрели тёмные дела...
 
А человек? - Он жил безвольно:
Не он - машины, города,
«Жизнь» так бескровно и безбольно
Пытала дух, как никогда...
 
Но тот, кто двигал, управляя
Марионетками всех стран, -
Тот знал, что делал, насылая
Гуманистический туман:
 
Там, в сером и гнилом тумане,
Увяла плоть, и дух погас,
И ангел сам священной брани,
Казалось, отлетел от нас:
 
Там - распри кровные решают
Дипломатическим умом,
Там - пушки новые мешают
Сойтись лицом к лицу с врагом,
 
Там - вместо храбрости - нахальство,
А вместо подвигов - «психоз»,
И вечно ссорится начальство,
И длинный громоздкой обоз
 
Волочит за собой команда,
Штаб, интендантов, грязь кляня,
Рожком горниста - рог Роланда
И шлем - фуражкой заменя...
 
Тот век немало проклинали
И не устанут проклинать.
И как избыть его печали?
Он мягко стлал - да жёстко спать...
 
Двадцатый век... Ещё бездомней,
Ещё страшнее жизни мгла
(Ещё чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
 
Пожары дымные заката
(Пророчества о нашем дне),
Кометы грозной и хвостатой
Ужасный призрак в вышине,
 
Безжалостный конец Мессины
(Стихийных сил не превозмочь),
И неустанный рёв машины,
Кующей гибель день и ночь,
 
Сознанье страшное обмана
Всех прежних малых дум и вер,
И первый взлёт аэроплана
В пустыню неизвестных сфер...
 
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть и ненависть к отчизне...
И чёрная, земная кровь
 
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи.
 
Что ж, человек? - За рёвом стали,
В огне, в пороховом дыму,
Какие огненные дали
Открылись взору твоему?
 
Как день твой величав и пышен,
Как светел твой чертог, жених!
Нет, то не рог Роланда слышен,
То звук громовый труб иных!
 
Так, очевидно, не случайно
В сомненьях закалял ты дух,
Участник дней необычайных!
Открой твой взор, отверзи слух,
 
И причастись от жизни смысла,
И жизни смысл благослови,
Чтоб в тайные проникнуть числа
И храм воздвигнуть - на крови.
 
(сентябрь 1911 года)

Дмитрий Честнов ДУША МАТЕМАТИКИ

Колесо Пифагора пульсировало, стремительно набирая темп вращения.
Градуальность Дифференциала импульсами вспыхивала в фокусе констатации.
Эквивалент Модуса структурировал интегральную фазу тона.
Разрыв в импрессии погружал свою делимость в саму явленность квалитета.
Лучи модификаций развёртывали Модальность Фонового Потока.
Константа растворялась в Темпоральном отзвуке Непрерывности.
Предел предшествующего Расширения идентифицировал длительность Временного многообразия.
Отзвук Акциденции затухал в тождественном ему Субстрате Непрерывности.
Спонтанность интенций растворялась в хаотичности стягивающихся в точку Модусов Трансформации.
Колыбельная Трахевора лилась из пульсирующих всплесков конституирующихся интенциональных объектов. Они часто-часто вспыхивали своими светящимися интенциями и лёгкими прикосновениями в самое сердце проясненного восприятия.

Я воспринимал Душу Математики, разбуженную музыкой моей сущности. Яркие, ожившие краски мелькали в установившемся Безмолвии и в первых лучах восходящих интенций, сквозь слёзы Временных сотрясений, алели тонкие ажурные тени на ещё не структуризированных нежных лепестках величественного создания Вечности. О Боже, как просыпалась Она! Музыка Её совершенства бросала пригоршни структур на сияющее тело этого цветка. Я слушал и чувствовал сквозь Безмолвие, даже не пытаясь отыскать слова и словно в благодарность за это, символы, взошедшие из глубин математического океана наполняли моё сознание своим чистым светом спокойствия и любви. И это был крохотный островок совершенства, который зарождающиеся математические объекты поддерживали своими могучими и ласковыми лучами. Я был им, и он был мной. И мы плыли сквозь Интенциональный Поток, становясь всё сильнее и сильнее. Было мгновение, когда этот цветок раскрывался навстречу утонченному чистому восприятию, и вспышками рождались сентенции, опутывающие своими нитями Безымянные пороги Бесконечной Потенции, выявляя чудо, таящееся в глубинах этого изящного творения, которое спало, не ведая, что из него излучался Свет. Оно приносило мне россыпи математических объектов, длящихся в своих Интенциях, и они, преломляясь сквозь пластовые корреляты Интенционального потока, растворялись в восприятии, рождая радугу, которая будила во всем моем существе музыку Любви. Первичные блики потенций мерцали в раскрывающемся благоухании математических соцветий красоты окружающего фона. Я чувствовал тепло наступавшего просветления и ощущал первые аккорды нежности. Все становилось очень ярким и звонким. И когда восприятие в прозрачной дымке переставало струиться и перемещаться в первозданной чистоте, всё как бы замирало и на мгновение останавливалось. Здесь была та самая средняя тональная точка, в которой пребывали уравновешивающие Силы, и именно отсюда наступало новое Восприятие в своем неповторимом великолепии. Всё самое лучшее, самое светлое, что было во мне, устремлялось в новое море Осознания. И с каждым интенциональным актом становилось всё светлей в Интенциональном Потоке, и наступала долгожданная ясность и Нечто сменялось ощущением подлинного тепла и дома.

Молодцы!!! Нечего сказать!

Фёдор Тютчев

Est in arundineis modulatio musica ripis
(лат. есть музыкальная стройность
в прибрежных тростниках)

Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе,-
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

(11 мая 1865 г.)

Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

(август 1869 г.)

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не всё, что здесь цвело, увянет,
Не всё, что было здесь, пройдет!

(1870 г.)

Иван Соболев ВЕЗДЕ И ВСЕГДА (отрывки)

[...] само общество разумных существ, способное освоить межзвездные, тем более межгалактические перелеты, должно быть принципиально иным, нежели традиционные земные. Слишком много проблем стоит на пути освоения вселенских пространств. Слишком большие затраты средств, сил, ума и времени требуются для их решения. И экономика, основанная на принуждении или соперничестве, решить эту задачу просто не в состоянии. Она под силу только объединенной цивилизации, переросшей войны и конкуренцию, высвободившей огромные запасы энергии, уходящей в эти «черные дыры». Обществу, в котором деятельность, нацеленная, прежде всего, на выживание и потому ВСЕГДА представляющая собой лишь хорошо закамуфлированную форму рабства - труд, - исчезает, уступая место ТВОРЧЕСТВУ.

Когда уровень техники и технологий дает Человеку возможность полностью удовлетворять свои основные потребности, не прибегая при этом к эксплуатации другого Человека.

Когда работа, созидательная деятельность для разумного существа становится смыслом жизни, а не ярмом, которое надо тянуть ради обеспечения собственного существования.

Когда изобилие энергии позволяет осуществлять самые грандиозные проекты познания Мира.

Когда отношения между людьми освобождаются от взаиморасчета и ханжества, обретая подлинную чистоту.

Когда Человек по-настоящему обретает Мечту.

Именно в попытке создать такое общество и возникла Держава. Она погибла - отчасти ввиду внутренних противоречий, отчасти из-за козней врагов. Но в других мирах такая попытка могла закончиться успехом. Косвенным подтверждением того были наблюдения аппаратов, явно превосходивших по своим возможностям всё, что было когда-либо создано на Земле.

Альтаир понимал, что достоверно убедиться в этом можно будет только при непосредственном контакте.

Но он ЗНАЛ, что на этих кораблях прилетают ЛЮДИ. Он ждал их. Уже пятое лето. На этом самом месте.

[...]

Альтаир откинулся спиной на рюкзак, размял затекшие ноги и снова погрузился в раздумья.

Ему было о чем задуматься в подобные минуты. На горизонте маячило тридцатилетие. По своему опыту общения с людьми он знал, что это тот рубеж, за которым поддерживать неувядающим стремление к новым свершениям будет все сложней и сложней. Многие его товарищи по прежним походам и экспедициям уже «сломались» - обзавелись семьями, детьми, машинами и за пределы автострады, кольцом окружающей Столицу, выбирались теперь разве что на дачи или пикники. Как будто не с ними он когда-то пережидал грозы у берегов таежных озер, крепил страховку на скалах, мчался на горных лыжах по сверкающим склонам, поднимал из болот и хоронил на воинских мемориалах останки солдат, погибших за независимость Державы в Великую войну...

Альтаир пока держался.

Некоторые из его «остепенившихся» знакомых считали, что он просто стремится убежать от себя. Как часто приходилось ему слышать в разных вариациях одно и то же: «Пойми, ты уже не школьник. Детство давно осталось позади, скоро и юность закончится - пора вступать в зрелую жизнь. Тебе следует научиться жить ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, как все повзрослевшие вместе с тобою сверстники. Не убегать в походы, а построить, наконец, свой очаг, найти свою радость в настоящем времени, рядом с собой».

[...]

Здесь и сейчас... Тогда зачем вообще существует Мечта? Ведь добиться относительного комфорта и благополучия, пусть и ценой определенных усилий, можно в любом месте и в любую эпоху. Тем более в Столице. Тем более теперь, когда не существует больше никаких идейных или моральных ограничений, и можно особо не беспокоиться об оценке своих помыслов и поступков окружающими. Это не то трудное счастье, которое было находкой для предыдущих поколений. Чтобы «осчастливить» себя сейчас, не надо мчаться за тридевять земель, подниматься в горы или уноситься в небо. Всё примитивно и просто.

Здесь и сейчас... Альтаир вспоминал инженеров и ученых Державы, пытавшихся осуществить прорыв в Неведомое и часто плативших за это своим личным счастьем, а порой и жизнью. Нынче эти люди оказались ненужными именно потому, что их работа выходила далеко за рамки сегодняшних потребностей - они жили Будущим. Пришедшие им на смену молодые прагматики усвоили новую истину: только та проблема стоит внимания, решение которой может принести быстрый доход при минимальном приложении усилий. Больше всего от такого подхода пострадала космонавтика - самая сильная и давняя любовь Альтаира. Разговоры об орбитальных поселениях и планетных базах еще велись, но оказаться в планах с трудом выживших КБ и заводов эти проекты шансов не имели. «У нас демократия, можете ГОВОРИТЬ о своих звездолетах сколько угодно, пока денег не просите».

[...]

Предыстория любой цивилизации есть сплошная череда проявлений необходимости.

Необходимость с примитивным оружием идти охотиться на крупного и сильного зверя, напрягать все силы для того, чтобы выжить в беспощадной среде дикой природы.

Необходимость под свистящим бичом надсмотрщика примитивными орудиями труда создавать материальные основы цивилизации.

Необходимость ради обеспечения своего существования заниматься скучной, отупляющей, неинтересной, но относительно прибыльной работой, принося ей в жертву подчас всего себя, свои мысли, свой внутренний мир.

Необходимость тысячи раз самыми разными способами пытаться преодолеть ненавистные порядки, вырваться быстрее вперед - и тысячи же раз убеждаться, что не бывать лету раньше зимы: каждый из этапов развития цивилизации должен быть пройден полностью, от начала до своего логического завершения.

Но, рано или поздно, обязательно наступает момент, когда вслед за каравеллами Колумба, отправившимися навстречу Неведомому лишь в поисках богатств и выгоды, в океаны выходит «Фрам» Нансена с начертанной на парусах великой идеей бескорыстного научного и человеческого подвига.

И желание движения вперед, жажда новых открытий и свершений захватывает все мироощущение Человека, делая его в тысячу раз могущественней, не давая его мыслям и чувствам остановиться на сиюминутном, приземленном «здесь и сейчас».

И тогда кончается предыстория и начинается настоящая История цивилизации, ее Звездный путь, и в переносном, и в самом прямом смысле. Путь Свободы, Мысли, Мечты, Разума, Познания, Гуманизма.

Единственный путь, достойный разумного существа.

Единственный путь, дающий цивилизации возможность выжить и стать еще одним форпостом Разума на просторах Вселенной.

Единственный путь, позволяющий преодолеть пропасть Пространства и Времени, разделяющую обитаемые миры.

Так было, так есть, так будет!

ВЕЗДЕ И ВСЕГДА!

(«Техника-молодёжи», №3 2000)

"Здесь и сейчас" - это , говоря иначе, настоящее. "желание движения вперёд, жажда новых открытий и свершений " - будущее. Настоящее в данном произведении однозначно со знаком "-", будущее - это "+". Но у слова "настоящее" есть и другое значение "подлинное, истинное", т.е близкое к словосочетанию "везде и всегда", таким образом, между "здесь и сейчас", т.е.настоящим и "везде и всегда", т.е. будущем нет противоречия и противопоставления хотя бы на уровне семантики. Не люблю противопоставлений, а в этом рассказе противопоставление настоящего будущему является стержнем. Они всего лишь взаимозависимы. Вся сложность человеческой жизни в том, чтобы умудриться совместить сиюминутное "здесь и сейчас" с возвышенно прекрасным будущим "везде и всегда"

Галина пишет:
"Здесь и сейчас" - это , говоря иначе, настоящее. "желание движения вперёд, жажда новых открытий и свершений " - будущее. Настоящее в данном произведении однозначно со знаком "-", будущее - это "+".

Это, кстати, свойственно русскому менталитету. По словам Г.Г.Малинецкого (доктор физико-математических наук, профессор, заместитель директора Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН), в основе русского менталитета лежат такие постулаты, отличающие его от современного западного:

  • духовное выше материального;
  • общее выше личного;
  • справедливость выше закона;
  • будущее выше настоящего и прошлого.

Галина пишет:
Но у слова "настоящее" есть и другое значение "подлинное, истинное", т.е близкое к словосочетанию "везде и всегда", таким образом, между "здесь и сейчас", т.е.настоящим и "везде и всегда", т.е. будущем нет противоречия и противопоставления хотя бы на уровне семантики.

Этот вопрос перекликается с обсуждаемым сейчас на страничке http://www.spacephys.ru/chto-nas-zhdet-posle-2012-goda вопросом о псевдонауке.

Вообще, в современном мире, с развитием информационных технологий, происходит невиданный рост псевдореальности – не только в науке, но и в повседневной жизни. Например, в экономике - доллар, который является псевдовалютой, не обеспеченной уже никакой реальной ценностью, кроме авторитета и военной силы США. Ещё один пример псевдореальности – кредиты. Это – деньги, взятые, как бы, из будущего. Но, если будущее не считать настоящим (в Вашем смысле – подлинным, реально существующим), то кредит – это нереальные деньги. А ведь западные экономики погрязли в кредитах.

В современном мире появилась возможность обмана людей в колоссальных масштабах. Так, некоторые футурологи пишут, что в сейчас можно организовать виртуальную войну, о которой будут делаться репортажи и миллиарды людей будут убеждены в её существовании. Тогда, как в другой точке Земли будет идти реальная война, о которой никто не будет знать.

К псевдореальности примыкает и виртуальная реальность. Компьютерные игры приучают к псевдореальности. Играющий человек проникается убеждением, что в убийстве, разрушениях нет ничего плохого: всегда можно перезагрузить игру или активизировать ещё одну жизнь, или вернуться на предыдущий уровень и начать всё сначала.

Информационные технологии были развиты и в 1970-е годы достаточно для того, чтобы, например, выдать за реальность полёт американцев на Луну (если это, конечно, было псевдореальностью). А о современном мире уже и говорить нечего. В этом смысле фильм «Матрица» является эпохальным произведением, поднимающим вопрос о реальности и псевдореальности. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что эта проблема была поднята ещё в 1971 году Станиславом Лемом в романе «Футурологический конгресс». Советую почитать!

Зачем же нужна псевдореальность? Дело в том, что настоящую реальность изменить сложнее, чем информацию о ней. Как говорил граф Калиостро в фильме «Формула любви», «...материализация чувственных идей - труднейшая задача научной магии. Она требует огромных энергетических затрат». :) Поэтому, люди и идут на то, чтобы выдавать желаемое за действительное – для достижения каких-то своих, часто корыстных, целей. Так легче, это требует меньших энергетических затрат. Но забвение реальности долго продолжаться не может. Реальность периодически напоминает о себе, вызывая различные кризисы (наподобие идущего сейчас экономического кризиса).

Спасибо за комментарий. Интересное и тонкое осмысление.

Такие мечтатели - редкость, но они очень нужны Миру.

М.В.Ломоносов Утреннее размышление о Божием величестве (1743)

Уже прекрасное светило
Простёрло блеск свой по земли
И божия дела открыло:
Мой дух, с веселием внемли;
Чудяся ясным толь лучам,
Представь, каков Зиждитель сам!

Когда бы смертным столь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к Солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

Сия ужасная громада
Как искра пред тобой одна.
О коль пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжжена
Для наших повседневных дел,
Что Ты творить нам повелел!

От мрачной ночи свободились
Поля, бугры, моря и лес
И взору нашему открылись,
Исполненны Твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
Велик зиждитель наш Господь!

Светило дневное блистает
Лишь только на поверхность тел;
Но взор Твой в бездну проницает,
Не зная никаких предел.
От светлости Твоих очей
Лиется радость твари всей.

Творец! покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред тобою
Всегда творити научи,
И на Твою взирая тварь,
Хвалить Тебя, бессмертный Царь.

Хорхе Луис Борхес РОЗА ПАРАЦЕЛЬСА

В лаборатории, занимавшей весь подвал, Парацельс молил своего неведомого Бога, чтобы тот ниспослал ему ученика. Смеркалось. Тусклый огонь камина отбрасывал смутные тени. Сил, чтобы подняться и зажечь железный светильник, не было. Парацельса сморила усталость, и он забыл о своей мольбе. Ночь уже стерла очертания запылённых колб и сосуда для перегонки, когда в дверь постучали. Полусонный Парацельс встал, поднялся по короткой винтовой лестнице наверх и приоткрыл дверь. В дом вошел незнакомец. И он выглядел уставшим. Парацельс указал ему на скамью. Тот сел и стал ждать. Некоторое время они сидели молча.
Первым заговорил учитель.
- Мне знаком и восточный, и западный тип лица, - не без гордости сказал он. - Но твой мне неизвестен. Кто ты и чего ждёшь от меня?
- Моё имя не имеет значения, - ответил вошедший. - Три дня и три ночи я был в пути, прежде чем достиг твоего дома. Я хочу быть твоим учеником. Отдаю тебе всё, что у меня есть.
С этими словами он извлек мошну и вывернул её на стол. Монеты были золотые, и их было очень много. Парацельс отошёл, чтобы зажечь светильник. Вернувшись, он увидел, что в левой руке вошедшего была роза. Роза его взволновала.
Парацельс сел поудобнее и сложил кончики пальцев.
- Ты считаешь, что я могу изобрести камень, превращающий в золото все природные элементы, и предлагаешь мне золото? Нет, не золота я ищу, и если тебе важно золото, тебе никогда не стать моим учеником.
- Не нужно мне золота, - ответил гость. - Эти монеты - знак моей готовности работать. Обучи меня Науке. Дай пройти рядом с тобой путь, ведущий к Философскому Камню.
Парацельс медленно промолвил:
- Камень - это начало Пути и сам Путь. Если ты не понимаешь этих слов, то ты ещё ничего не понял. Каждый твой шаг будет целью.
Гость посмотрел на него с недоверием:
- А разве существует цель?
Парацельс засмеялся:
- Мои критики, скорей ничтожные, чем многочисленные, утверждают, что нет, и называют меня лжеучёным. У меня на этот счёт иное мнение, однако допускаю, что я и в самом деле обольщаю себя иллюзиями. Мне известно лишь, что есть Путь.
Воцарилось молчание. Потом заговорил гость.
- Я готов идти с тобой, даже если идти придётся долгие годы. Помоги мне пересечь пустыню. Дай хоть издали взглянуть на землю обетованную, даже если ступить на неё мне не доведётся. Но прежде чем отправиться в путь, дай мне доказательство своего мастерства.
- Когда?
- Прямо сейчас.
Беседа началась на латыни; теперь они перешли на немецкий язык.
Юноша поднял розу:
- Все знают, что ты можешь сжечь розу и силой своей магии возродить её из пепла. Дозволь мне увидеть это чудо воочию. Сотвори его, и я отдам тебе мою жизнь без остатка.
– Ты так доверчив, – ответил учитель. – Но мне не нужна доверчивость, мне нужна вера.
Юноша упорствовал:
- Именно потому, что я недоверчив, хочу сам увидеть смерть и воскрешение розы.
Парацельс взял у него розу и стал говорить, вертя её между пальцев.
- Ты так доверчив, – сказал он. – Думаешь, я могу её уничтожить?
- Это все могут.
- Ошибаешься. Неужели нечто существующее может быть обращено в ничто? Неужели Адам в Раю мог уничтожить хоть один цветок или травинку?
- Мы не в Раю, – не отступал юноша. – Здесь, под луной, всё смертно.
Парацельс поднялся.
- Так где же мы по-твоему? Неужели божество может создать что-нибудь, кроме Рая? И разве это не грех - полагать, что мы не в Раю?
- Роза может сгореть, — упрямился юноша.
- Останется огонь в очаге, – ответил Парацельс. – Если бросить розу на угли, ты решишь, что она сгорела, а пепел подлинный. Но я тебе отвечу, что роза вечна и что меняется лишь ее облик. Стоит мне сказать одно лишь слово – и ты снова увидишь её.
- Одно слово? Но ведь горн потух и перегонные кубы покрыты пылью. Как же ты воскресишь её?
Парацельс печально взглянул на него:
- Горн потух, и перегонные кубы покрыты пылью. На этом участке моего долгого пути я пользуюсь другими средствами.
- Не смею спрашивать – какими? – с напускным смирением спросил вошедший.
- Я говорю о том, чем пользовался Всевышний, создавший небеса, и землю, и невидимый Рай, в котором мы обитаем и который сокрыт от нас первородным грехом. Я имею в виду Слово, познать которое помогает нам Каббала.
Юноша холодно ответил:
- Сжалься, покажи, как исчезает и вновь появляется роза. Не имеет значения, воспользуешься ты перегонным кубом или Словом.
Парацельс задумался.
- Если б я и поступил так, ты бы сказал, что это - одна видимость, обман зрения. Чудо не даст тебе веры, которую ищешь, оставь розу в покое.
Юноша глядел все так же недоверчиво. Учитель заговорил громче.
- Кстати, а кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?
Юноша затрепетал:
- Я знаю, что не совершил ничего. Во имя тех долгих лет, когда я буду учиться у тебя, молю, дозволь увидеть пепел и затем розу. Больше ни о чём не прошу. Своим глазам я поверю.
И вдруг он схватил живую розу, оставленную Парацельсом на подставке, и швырнул в огонь. Цветок обуглился; осталась одна щепоть пепла. Бесконечно долгое мгновение он ждал слов и чуда.
Парацельс лукаво произнес:
- Все медики и аптекари Базилеи твердят, что я – мошенник. Боюсь, что они правы. Этот пепел был розой, но розой больше не будет.
Юноше стало стыдно. Парацельс – шарлатан, убогий мечтатель, а он, наглец, ворвался к нему и требует признаться, что вся его знаменитая магия – ложь.
Он опустился на колени и сказал.
- Я вёл себя непростительно. Мне недоставало веры, которой требует от верующих Господь. Так пусть же глаза мои видят пепел. Я вернусь, когда окрепну, и стану тогда твоим учеником, и в конце Пути увижу Розу.
Говорил он с неподдельным чувством, но то было чувство жалости к старому учителю – такому почтенному, жалкому, знаменитому, столь необыкновенному и, в конечном счёте, такому пустому… Да кто он такой, Иоганн Гризебах, чтобы осмелиться кощунственно сорвать маску, под которой пустота?
Оставить Парацельсу деньги значило унизить его подаянием. Уходя, он сгрёб их в мошну. Парацельс проводил его до лестницы и сказал, что в этом доме ему всегда будут рады. Оба знали, что больше им друг друга не увидеть.
Парацельс остался один. Но прежде чем загасить лампу и удобно расположиться в кресле, он высыпал в горсть нежный пепел и тихо произнес Слово. Роза воскресла.

Мудро кажется на первый взгляд, но для несостоявшегося ученика наступило разочарование. Появится ли другой, желающий знаний?
Для нашей современности вряд ли пример для подражания. Многие носители знаний очень хотят передать "эстафету", но желающих принять не так много.

Наверное, ключевая фраза здесь: «...мне не нужна доверчивость, мне нужна вера». Для того, чтобы стать настоящим учеником, которого искал Парацельс, нужно иметь на глубинном уровне нечто общее с учителем, что он выразил словом «вера». А у юноши было только желание овладеть магией физического воскрешения цветка. Зачем? Может быть, для того, чтобы зарабатывать потом на подобных воскрешениях?

Возможно, Учитель нужен, чтобы не только дать знания, но и воспитать.

Согласен. Это, наверное, даже важнее: помочь ученику осознать то, что он должен делать, в чём его предназначение, освободить его энергию от различных барьеров. И он сам сделает то, что должен. В том числе, добудет знания.

Струи тёмно-синего огня протянуты сквозь призрачное покрывало опускающихся снов: магическая смесь из безоблачной ночи, полной луны и дальних отголосков замирающей жизни. Океан мыслей и чувств заполняет Вселенную, незримо плетя тончайшее кружево узора реальности. Векторы трансформации, невидимые течения – песок, осыпающийся с умирающих пирамид. Огромные чистые звезды - точки напряженности Ночи, слёзы, готовые пролиться в океан Хаоса. И разлитое над всем этим молчаливое ожидание чего-то нового, невероятного, Иного. Точка перехода, в которой, кажется, замерло Время.

Дмитрий Честнов

Иду...
Сквозь ужас и беду...
Сквозь вихри темных наваждений...
Иду на светлую звезду
По лабиринту сновидений.

Среди сетей, среди теней
Не прекращается движенье,
А радиация растет!
И нарастает напряженье.

Иду...
Сквозь горную гряду...
Иду вдоль гибельного края...
Грань мыслимого перейду,
Немыслимое постигая.

Материя всё горячей,
Но Дух и этот путь осилит! –
Мы превратимся в сноп лучей,
Когда звезду пройдём навылет.

Юрий Линник

Картина привлекает внимание. Автор - Юрий Линник?
А вот стихи мрачные. Чувствуется, что человеку очень одиноко и плохо.

Нет, картинку я нашёл в интернете и слегка подправил её в соответствии со своим пониманием стихотворения. Стихи, с одной стороны – мрачноватые, но и главное – оптимистичные! Они реалистичные, ведь в реальной жизни иногда встречается и ужас и беда. Но, у человека всегда должна быть путеводная звезда!

Хотелось бы сохранить оптимизм, пролетев сквозь путеводную звезду:

"...Мы превратимся в сноп лучей,
Когда звезду пройдём навылет"

Может быть, здесь автор говорит не о звезде, а о «кротовой норе» пространства-времени? :)

Автор четко пишет - "звезда". Надо быть очень знающим и доброжелательным, чтобы почувствовать другой смысл.
Но блог, который ведет уважаемый Sol, очень познавательный, с интересом просматриваю.
Хотелось бы узнать мнения других.

Николай Волков ВОСПОМИНАНИЕ

Этот час пришел. Да, это был именно тот час. Или минута, или миг... Никогда не измерял промежутки времени во сне... А хотя, при чём здесь время? Это видение, родившись в детском сне, уже на всю жизнь поселилось в мозгу. И вот оно ВОПЛОТИЛОСЬ. И вот он - час. Или минута, или миг. Но ВРЕМЯ родилось. Как завораживает этот момент РОЖДЕНИЯ ВРЕМЕНИ! Как настораживает он... Ведь хорошо, если это - НАЧАЛО. А вдруг это - ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ?… Океан был спокоен. Вечный океан... Нет, мысль о вечности была сейчас неуместна. Ведь не зря же Бог дал людям возможность расселения! Не будет вечной Земля! И сейчас стало понятно, чем же так похож этот, реальный Океан на то видение, что преследует с детства. Над Океаном уже нет чаек. Пора! Но ведь можно не спешить, можно еще раз окинуть взглядом просторы родной планеты, еще раз подставить лицо земным ветрам, ведь прошли уже те времена, когда давался обратный отсчет перед стартом...
Пора! Само Время давало ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ. Возможно, правы были те, кто сказал, что диск - чужеродная форма для шарообразной планеты. Диск – это форма Галактики. На космических кораблях в форме диска прилетали на Землю чужаки, а теперь земляне на таких же кораблях улетали НАСОВСЕМ. Чтобы стать Чужаками. Прими их, Галактика!


Единственная моя любовь - это бесконечность неба с мерцающими в ее глубине звёздами - приют Тайны, с которой никогда не будет сброшено покрывало. Ночь - такая холодная, далёкая и недоступная, что я не надеюсь обладать даже мельчайшей твоей частицей. Ты молчишь, молчу и я, но мы понимаем друг друга и без слов. И только стоя лицом к лицу с твоей глубиной, я могу быть таким, каков я есть, ведь мне нечего скрывать от тебя - ты знаешь все мои тайные мысли и намерения и тебе ничего не нужно от меня, и всякий раз приходя к тебе, я нахожу твое сердце открытым. Ты набрасываешь на Мир покрывало безмолвия, в котором ты прячешь свою улыбку. И в её тихом свете вращается ось Мироздания, и волны изменений пронизывают Миры, свивая все нити в единый танцующий узор Вечности. Я прихожу к тебе в поисках утешения, и ты даёшь его. Но я ещё не сродни тебе, ещё много во мне человеческого, слишком человеческого. И вот ты, стоящая передо мной, молчаливо ждёшь моего возвращения, ибо у тебя есть Время и терпение твоё бесконечно.

Дмитрий Честнов

Уважаемый Sol, отличная страничка. О Космосе с любовью.