Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
День знаний - праздник со слезами на глазах

 

 

Ежегодно 1 сентября в России отмечается  День знаний. Именно в этот день начинается новый учебный год во всех учебных заведениях - российских школах и университетах. Государственным праздником День знаний стал в 1984 году, 30 лет назад.

 

 

 

 

 

С праздниками принято поздравлять. День Знаний в Лаборатории, занимающейся космическими исследованиями, всегда отражали на сайте. Но в этом году впервые вышла заминка. Традиционные слова о важности и ценности Знаний не находили искреннего отзвука в душе. Случайно в поле зрения появилась статья, по-настоящему правдиво вскрывающая место Знаниям в нашей нынешней жизни.

Александр Привалов, научный редактор журнала «Эксперт»:

В случае с образованием — мы можем констатировать, что оно погибло. Образование как единая система находится за точкой невозврата. И восстановить его, пожалуй, уже нельзя. Если когда-нибудь у кого-нибудь дойдут руки, образование придется делать заново.


Во всем, что делается в правительстве с образованием, нарушен главный принцип. Он таков: в школе, в школьных делах понимает ровно один человек — учитель. Но сделано ровно наоборот. Единственным, кто не получил никакого голоса в ходе бесконечной реформы образования, оказался учитель.


Правительство рассматривает образование как затратную сферу. Оно не рассматривает образование как сферу производительную, даже больше — как единственную производительную сферу, безусловно необходимую стране — ведь без нее никакие другие производительные сферы не могут существовать. Но для правительства затраты на образование суть всего лишь затраты. Для него это исключительно потеря денег.

Собрались люди в своем кругу, посмотрели друг другу в глаза и честно признали: страна деградирует. За девяностые годы отмерли десятки отраслей промышленности, еще десятки отмирают прямо сейчас. Страна сжимается, хозяйство страны уплощается. Есть исключения, конечно. Но если говорить в целом, то количество отраслей, подотраслей, ещё живых направлений научных исследований всё время уменьшается. А, значит, уменьшается и количество знаний, необходимое для функционирования этого механизма.


Сейчас очень расплодилась образовательная ветка вертикали власти.Этих чинуш образовательных очень много. Уже если не больше, чем самих учителей, то сравнимое количество. И надо все время доказывать, что они недаром едят свой хлеб. Высшая школа экономики - основной идеологический центр всей реформы образования. Ректор этой школы Ярослав Кузьминов вторым по важности достижением возглавляемого им университета назвал развитие педагогических измерений. Что это такое?  Педагогические измерения — это искусство судить о качестве образования, не глядя ни на ученика, ни учителя, а глядя исключительно в бумажки.


ЕГЭ кардинально изменил подход к школьному образованию. Он сделал школьное образование плоским. Детей все последние годы не учат, а натаскивают на бессмысленное дело. 
Когда детей учат ставить галочки, это катастрофа. Потому что главная функция школы состоит совсем в другом — в том, чтобы привить ребенку способность к обучаемости. А дети, которые сегодня выходят из большинства школ, в дальнейшем не обучаемы. Это по-человечески потерянные люди, их безумно жалко. Вот для чего классическая гимназия в царской России с упорством, многим кажущимся диким, продолжала заставлять детей учить не только латынь, но и древнегреческий? Потому что школе остро необходима заведомо трудная работа. Человек с блестящими природными способностями прочел учебник по физике и запомнил — учить его не надо. Но древнегреческий надо учить при любых способностях. Более того: чем выше твои способности, тем труднее заставить себя сидеть ровно и работать.


И когда нам сегодня говорят, что школа должна учить, исходя из интересов детей, что нельзя давать домашние задания детям — я не против. Но тогда скажите об этом открыто, вслух: школа — это такое место вроде камеры хранения
Всякому нормальному человеку я должен сказать старую максиму: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Живые люди сами по себе, без государства, не могут спасти единую систему образования. Но родители могут и должны спасать отдельные школы, в которые ходят их дети. 


Статью Александра Привалова можно полностью прочитать на сайте.

Спасать надо не только школы, но и университеты. Так как студенты вполне самостоятельны,(юридически и по факту), родительские собрания, как в школе, не проводятся, спасать университеты необходимо самим студентам и преподавателям.