Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Что произошло в пятницу 13-го с орбитой МКС?

     Нет, орбита появляется каждый день, и по ней также деловито  катится МКС, в чём многие из нас могли воочию убедиться вчерашним вечером. Но с этого дня  "словно замерло всё ..."  на информационных сайтах, печатающих измеряемые элементы орбиты станции, всегда такие удивительно живые и изменчивые. Что это: перстали измерять или почему-то не сообщают?  На всех известных мне сайтах с параметрами МКС уже 5-е сутки повторяется роковая дата: "13 февраля 2015 г., 07:03:34"  (по Гринвичу). И на нашем сайте страничка Фундаева "Спутниковые карты", работающая в режиме "On Line",  для МКС использует всё те же старые элементы восходящего узла, эксцентриситета и др.
     Однако на сайте "http://spaceflight.nasa.gov", где даются расчёты параметров орбиты через сутки на 15 дней вперёд, те же элементы: наклонение и эскцентриситет,- не постоянны и кажутся случайными. Неужели они поддаются прогнозу на таком малом интервале времени?  (Чем я был бы приятно удивлён.)  Но 2 параметра суточной величины торможения - фиксированы. Правильно, ведь они в основном определяются непредсказуемой атмосферой.
     Ладно, оставим застывшие на "чёртовой дюжине" таблицы с данными на совести авторов этих сайтов. Измерания - это дело других,  и,  уверен, они делаются.
     Интересно и другое: в чём причина безудержного снижения высоты комплекса: не хотят (зачем?) или не могут (почему?). (Я уже писал об этом:  см."Орбита теряет высоту" от 09/02/15)
Молчат?  Тогда даём волю фантазии...
     Взгляните на вырезку из схемы размещения модулей МСК  (извините за небрежность оформления копии рисунка).

     Крайним в связке модулей по продольной оси станции пристыкован грузовик ATV5. Вероятно, именно его двигатели, вектор тяги которых проходит через центр масс комплекса, использовался для корректировки орбиты. (Признаться, я не встречал описания операции "разгон-торможение".)  Тогда, именно им с августа 2014 г. проведены 4 успешных подъёма высоты орбиты. Но два в октябре-ноябре (см. график) выглядят явно недо.., скажем, слабоватыми. И вот после тщетных потуг 24 ноября, с трудом приподнявших станцию на несколько сот метров, которые за пару дней, даже не облизнувшись, съела атмосфера, - двигатели грузовика "отдыхали".  В эти дни темп снижения высоты определяла "госпажа Атмосфера",  руководимая прихотями "его величества Солнца".  Наконец, вечером 28 января  ATV5 чисто, без раскачки, исправил высоту на... - 1.2 км (то ли от него ждали?). Оставался последний манёвр: коррекция орбиты перед плановой стыковкой  с  МКС нашего "Прогресса"  17 февраля.  Но и эта попытка 11 февраля кроме дикого разброса измеряемых параметров орбиты на двухстрочных данных TLE  (замучившего меня попытками подобрать усреднения для моей прграммы) ни к чему ни привела.
     Через 2 дня, 13 февраля  поступление новых данных на сайтах прекратилось (в том числе и продолжение графика средней высоты МКС). На следующий день скомпроментированный грузовик был отброшен от станции в "свободный полёт". Его удаление на своём первом витке я и видел при наблюдении пролёта МКС 14 февраля.  На вторые сутки отработавший грузовик почил в Тихом океане...
     На моих часах сейчас 14:17.  10 минут назад «Прогресс М-26М» уже вышел на расчётную орбиту. И сегодня же  в 19:59 мск  МКС встречает его у освободившегося агрегатного отсека служебного модуля «Звезда».
     Я сейчас затрудняюсь сказать сразу, где он будет находиться во время пролёта  МКС у нас  в 18:42. Скорее всего - не рядом.