Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Основные события в сфере развития ГЛОНАСС в период с 30 июня по 10 июля 2009 года (обзор подготовлен группой компаний «ГЛОНАСС-Н

Официально
4 июля руководитель Федерального космического агентства А. Н. Перминов сообщил, что в 2009 году будет запущено 6 космических аппаратов системы ГЛОНАСС и орбитальная группировка будет доведена до 24 спутников. Он подчеркнул, что «24 аппарата позволят в принципиальном плане работать системе ГЛОНАСС уже по всему Земному шару».
   
6 июля Роскосмос представил на заседании президиума Правительства РФ проект постановления об изменении полномочий федеральных органов исполнительной власти по поддержанию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС. Изменения потребовались после реорганизации Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
   По мнению авторов документа, принятие постановления будет способствовать скоординированной работе органов исполнительной власти в развитии системы ГЛОНАСС, широкомасштабному внедрению спутниковых навигационных технологий во все секторы экономики России.
   Реорганизация Роскартографии и фактически переподчинение ее Министерству экономического развития вместо Министерства транспорта потребовали уточнения функций ведомств в реализации проектов по глобальной навигационной системе ГЛОНАСС.
   Кроме того, постановление уточняет функции Роскосмоса в части координации международной деятельности, использования системы ГЛОНАСС и информационного обеспечения навигационной деятельности.
   Изменения коснутся и функций других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти во исполнение решений Президента РФ и Правительства РФ по системе ГЛОНАСС.
   
8 июля стало известно, что научно-технический совет Роснано рекомендовал правлению госкорпорации профинансировать инвестиционный проект ОАО "Ангстрем-Т" по созданию производства полупроводниковых изделий с проектными нормами 90 нм. Для его реализации необходимо 190 млн. евро.
   По словам аналитика УК "Финам Менеджмент" А. Зайцевой, тем самым создается инфраструктура для относительно недорого перехода к следующему поколению чипов. В т. ч. к производству чипов ГЛОНАСС на базе технологии 90 нм.
   
8 июля зам. министра промышленности и торговли РФ Ю. Борисов в ходе Всероссийской выставки вооружений заявил, что таможенные пошлины на GPS-приемники будут повышены на 50% (до настоящего времени эти пошлины равнялись 5%. – прим. авт.). По его словам, это будет сделано для поддержки отечественной навигационной системы ГЛОНАСС. «Надо дать дорогу нашему производителю. Я не считаю, что это нарушение каких-либо принципов ВТО, это нормальная политика, направленная на защиту наших предприятий», - отметил Борисов.
   
10 июля Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с Руководителем Федерального космического агентства России А.Н.Перминовым.
Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Добрый день. С ГЛОНАСС начнем? Как идет работа по программе? Я знаю, Вы были в Китае. Расскажите.
   А.Н.Перминов: По ГЛОНАСС - отработка программы идет строго по плану. Основное внимание уделяем восполнению орбитальной группировки, наземной аппаратуре потребителей. 20 космических аппаратов функционируют, из них 18 активно работают, два космических аппарата имеют неисправности. В сентябре планируется кластерный запуск трех космических аппаратов и в декабре - еще трех космических аппаратов. Таким образом, к концу года на орбите должно быть 24 космических аппарата.
   В.В.Путин: Те, которые имеют неисправности - что с ними?
А.Н.Перминов: Восстанавливаем. Один на техническом обслуживании, поэтому будет восстановлен. А второй... Устраняем неисправность.
   В.В.Путин: Это возможно?
А.Н.Перминов: На одном - точно возможно, а второй - под вопросом, потому что он старого типа и уже давно отработал гарантийный срок эксплуатации. Что касается восполнения орбитальной группировки в целом, то в мире за последние 6 месяцев произведено 35 космических запусков, из них Россией - 16. Запущено 19 космических аппаратов различного назначения - коммерческого, социально-экономического и в интересах безопасности. Это говорит о том, что мы по-прежнему держим этот рынок в своих руках. В Соединенных Штатах Америки за 6 месяцев запущено 12 космических аппаратов, в остальных странах - по 2-4 аппарата.
   Что касается пилотируемой программы, то мы на сегодняшний день полностью выполняем международные обязательства. И мало того - увеличили интенсивность работы в два раза. Если мы раньше запускали 2 пилотируемых корабля и 2 грузовика в год, то уже в первом полугодии эта задача выполнена. За год должно быть запущено 4 пилотируемых корабля и 4 грузовых корабля. Потому что с мая на МКС работает экипаж в составе 6 человек, и мы, все пять стран, выполняем на сегодня свои обязательства. В ноябре также запустим к Международной космической станции малый исследовательский модуль.
   Что касается международного сотрудничества, то особое внимание уделяем старым проектам, в частности Союз-ГКЦ. В Гвианском космическом центре - там постоянно работает около 200 россиян - заканчиваем работу над мобильной башней обслуживания, 4 трансферта уже ушли. Я думаю, что к 30 октября, как и было нами с руководством Европейского космического агентства запланировано, мы основную работу закончим и приступим к подготовке перевозки туда наших ракет-носителей. И где-то в начале 2010 года будем готовить первый запуск, кстати - возможно, второго спутника системы "Галилео". Они собираются использовать нашу систему. В июле планируем закончить работы на космодроме Наро в Южной Корее.
   По работе в странах Африки. В Египте мы совместно с Рособоронэкспортом отработали по дистанционному зондированию Земли в системе Е-Star - Вы ее прекрасно знаете, Вы ее начинали. Наконец-то подписаны все контракты. Сначала один спутник, возможно - еще другие. У них также большой интерес к системе ГЛОНАСС. В Нигерии полностью подготовлено и подписано рамочное соглашение по всем направлениям космической деятельности. С Анголой на сегодняшний день подписаны все контрактные обязательства по разработке космической системы связи этой страны. Это включает разработку и создание космических аппаратов связи, подготовку персонала, учебу у нас, всю наземную инфраструктуру.
   Что касается Китая, то - закончилась старая программа. Я недавно вернулся оттуда, там практически отработана новая программа на 3 года. Мы рассматривали уже не отдельные проекты, а целые направления. Например - создание космической системы для государств Шанхайской организации сотрудничества. Начнем со связи. Принято решение подготовиться к октябрю и доложить на заседании этой организации свои предложения по созданию такой системы.
   Аналогично - по системе дистанционного зондирования Земли. Это уже между Китаем и Россией - обмен данными, взаимодействие. У нас в этом году выходит серьезный научный проект "Фобос-грунт". Китайский космический аппарат уже доставлен в нашу страну, вся эта система будет запущена к Марсу. Китайский аппарат останется на орбите Марса, а мы начнем работать, перейдем на орбиту спутника Марса Фобоса, и вся станция после того, как займет эту орбиту - будет погружение в атмосферу Фобоса, посадка. Этот комплекс мы отрабатываем совместно с европейцами и с Китаем. Это международный проект. Но основа, 90 % - это Россия. Очень ответственный проект. И так же направление по Луне. Так называемый проект "Луна-Глоб" - активно участвуем вместе с китайцами.
    Вот такие серьезные направления нами запланированы. Кроме этого, работаем над созданием в будущем электронно-компонентной базы для наземной аппаратуры потребителей. На Западе эта аппаратура очень дорогая, и у нас она тоже, к сожалению, получается в исполнении дорогая. Поэтому надо совместными усилиями создавать наземную аппаратуру потребителей там, где она будет гораздо дешевле - возможна совместная разработка с китайской промышленностью, но на базе российской системы ГЛОНАСС.
    В.В.Путин: Только здесь подходите очень взвешенно. У них там все дешевле - нам что, все закрыть, что ли? Нам самим нужно делать дешевле и качественнее.
    А.Н.Перминов: Поэтому создавать будем, конечно, здесь. Но если будет возможность делать совместно дешевле, то будем Вам предлагать. В октябре доложим Вам в целом всю программу для утверждения.
   В.В.Путин: Хорошо.
   
По материалам интернет-портала Правительства Российской Федерации(http://www.government.ru/content/governmentactivity/mainnews/archive/200...)

Новости участников рынка
С 30 марта по 2 апреля 2010 года состоится форум Geoform+ 2010, сообщил 6 июля портал CNews http://rnd.cnews.ru/tech/news/top/index_science.shtml?2009/07/06/353141.
   
6 июля с Красной Площади в Москве стартовал автопробег с участием всемирно известного боксера К. Цзю, написала 6 июля «RB.ru - деловая сеть» http://www.rb.ru//news/business/2009/07/06/191600.html. За его ходом в режиме он-лайн можно будет проследить через интернет.
   Цель автопробега - популяризация идеи "Спорт - в массы" в рамках федеральной Стратегии развития физкультуры в стране и практическая демонстрация отечественной навигационной системы ГЛОНАСС. Одним из главных партнеров проекта стал разработчик программного обеспечения и оборудования на основе системы ГЛОНАСС - компания "М2М телематика", осуществляющая спутниковый мониторинг автопробега.
   Маршрут автопробега – Тула, Тамбов, Камышин, Волгоград, Элиста, Майкоп, Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск и Сочи – столица зимней Олимпиады 2014 года. В этих городах К. Цзю даст мастер-классы по боксу.
   
7 июля компания "Русские Навигационные Технологии" объявила о начале сотрудничества с ФГУП "Экспериментально-производственные мастерские" Федерального Медико-биологического агентства (ФМБА). Модули связи и навигации ГЛОНАСС на базе системы "АвтоТрекер" будут установлены на автомобили скорой медицинской помощи (АСМП), поставляемые по государственному контракту в 2009 году.
   Внедрение системы позволит полностью контролировать маршрут передвижения и местоположение АСМП, а также, впервые в российской практике, будет осуществляться контроль и передача информации о состоянии здоровья пациента (пульс, давление и т.п.) на диспетчерский пункт больницы на всем этапе транспортировки. Это нововведение позволит персоналу больницы заранее подготовиться к приему больных, обеспечив необходимую медицинскую бригаду и оборудование.
   В 2009 году система будет осуществлять мониторинг 265 машин. В дальнейшем планируется внедрение системы на все автомобили скорой помощи – как ФМБА России, так и всего Минздравсоцразвития России в целом.
   
Американская компания JAVAD выпускает 216-канальный GNSS-приемник, сообщил 8 июля портал ГИС-Ассоциации http://www.gisa.ru/54362.html. Его основой является новый чип серии TRIUMPH - 352-TFBGA. Он имеет размеры 17x17 мм, потребляет очень мало электроэнергии и поддерживает ряд новых функциональных возможностей, способен принимать на свои 216 каналов сигналы систем GPS, ГЛОНАСС, Galileo, QZSS, WAAS, EGNOS и Compass/Beidou. Эти каналы сгруппированы в три категории, с количеством корреляторов от 5 до 10 для оптимизации приема различных GNSS-сигналов.
   
8 июля состоялась презентация спутниковой ГЛОНАСС/GPS-системы точного позиционирования в рамках семинара кадастровых инженеров, который прошел в Тверской области. При её проведении начальник центра спутниковых технологий ВИСХАГИ В. Бойков отметил, что новая система будет работать в двух режимах. Первый - режим реального времени, в котором время определения координат составляет 5 секунд, а погрешность - 2-3 см. Второй - режим постобработки, где время определения - 2-3 минуты, а погрешность будет составлять 2 см.
   Предоставлением услуг спутниковой системы точного позиционирования будет заниматься ГУП НИЦИТ. С 1 августа, когда ГУП НИЦИТ получит геодезическую лицензию, за каждое использование ГЛОНАСС/GPS-системы будет взиматься определенная плата.
   
Наблюдательный совет РОСНАНО одобрил участие госкорпорации в проекте по созданию отечественного производства сверхбольших интегральных схем на основе наноэлектронной технологии с проектными нормами 90 нанометров, сообщил 9 июля портал CNews http://www.cnews.ru/news/line/index.shtml?2009/07/09/353509.
   Общий объем финансирования проекта составит 16,5 млрд. рублей. Партнером и соинвестором госкорпорации в проекте станет один из лидеров в производстве российской микроэлектроники – ОАО «СИТРОНИКС». Для реализации проекта будет создана проектная компания, в уставной капитал которой соинвестор внесет производственную линию по выпуску интегральных схем, а РОСНАНО – вложит 6,5 млрд. рублей.
   Проект будет реализован на базе производственной площадки и инфраструктуры ОАО «НИИМЭ и Микрон», входящего в состав ОАО «СИТРОНИКС». В результате реализации проекта ОАО «СИТРОНИКС» станет центром дальнейшего развития микроэлектронной отрасли в России.
   
Партнёрское для спутниковой противоугонной и мониторинговой системы «ГЛОНАСС-Навигатор» ЗАО «ЕНДС» подписало соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией ветеранов криминальной милиции «Опера», сообщил 7 июля сайт ГИС-Ассоциации http://www.gisa.ru/54321.html. Это произошло во время выездного заседания в Махачкале членов Ассоциации. В основу соглашения положено совместное стремление двух организаций к созданию межрегиональной системы безопасности автоперевозок.
   ЕНДС будет осуществлять навигационно-информационное обеспечение на базе технологий ГЛОНАСС/GPS всех транспортных средств, участвующих в совместных программах, на всей территории Российской Федерации и за ее пределами. Обеспечение оперативного реагирования на экстренные сигналы с дорог, связанные с противоправными действиями в отношении водителей и пассажиров, ляжет на плечи бывших оперативников.
   Как отметил президент Ассоциации «Опера» Н. Дружинин, оперативные группы охранных предприятий также будут оказывать максимальное содействие правоохранительным органам в поиске похищенных грузов, украденных автомашин, установлении виновных в нападениях, угрозах и шантаже водительского состава.
   Одним из направлений сотрудничества станут и перспективные научные исследования в рамках повышения уровня безопасности грузовых и пассажирских перевозок и внедрения инновационных технических решений в области интеллектуальных транспортных систем.
   
Новости технологий
ГЛОНАСС поможет сотрудникам ГИБДД бороться с преступниками, написала 30 июня газета «Комсомольская правда» http://kuban.kp.ru/daily/24318/511202/. Автомобили дальнобойщиков оборудуют тревожной кнопкой, которая в случае опасности моментально оповестит сотрудников милиции о происшествии, и правоохранители из ближайшего пункта милиции тут же выедут на помощь. Такая система уже заработала на трассе «Москва-Воронеж». Следующими на очереди должны стать трассы Краснодарского края, Ставрополя и Ростова-на-Дону.
   Охрана обойдется владельцу почти в 25 тысяч рублей, еще пять тысяч придется потратить на тревожную кнопку, плюс «абонплата» - 900 рублей в месяц.
   
В 2010 году на российском рынке автомобилей появится новый трехдверный хэтчбек Lada Priora с навигационной системой ГЛОНАСС, сообщил 8 июля портал Ladaonline http://ladaonline.ru/news/18393/.
   Главный конструктор «АвтоВАЗа» Е. Шмелев уточнил, что это будет только первый этап. Следующие автомобили семейства Lada-2116 будут оснащаться улучшенным вариантом навигатора, который будет уведомлять соответствующие службы об аварии и сообщать координаты ДТП.
   
Новости регионов
ГИБДД Новосибирской области внедряет систему спутникового мониторинга патрулей, сообщил 2 июля портал GPSearch.Org http://www.gpsearch.org/news/1400.html.
   По словам начальника УГИБДД ГУВД по Новосибирской области С. Штельмаха, в настоящее время системой ГЛОНАСС оснащено 20 патрульных автомобилей, что «позволило значительно поднять безопасность на трассах и скорость оперативного реагирования».
   
Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) и сотрудники группы компаний "Инком" совершат двухмесячную экспедицию за Полярный круг для исследования арктического пространства и установки уникального оборудования для пяти метеостанций. Об этом сообщил 6 июля портал «Томский обзор» http://obzor.westsib.ru/news/299096.
   В рамках экспедиции ученые планируют провести проверку новых технологических исследований, связанных с сопровождением подвижных объектов в условиях Арктики. «Мы умеем сопровождать автомобили, воздушные суда, сейчас идет крупный проект по автоматизации городского пассажирского транспорта. Эти решения и будут присутствовать у нас на судне с тем, чтобы можно было проверить, как идет передача информации по существующим каналам с использованием спутниковых навигационных систем, таких как ГЛОНАСС и GPS», - уточнил директор института "Кибернетический центр" ТПУ М. Сонькин.
   Во время всего пути маршрут судно "Михаил Сомов" будет сопровождаться при помощи спутниковых систем позиционирования ГЛОНАСС и GPS, что позволит передавать маршрут следования в реальном времени в Томск по спутниковому каналу.
   
Международные новости
2 июля в ходе встречи с делегацией Российско-Германской внешнеторговой палаты во главе с Президентом палаты Х. Вайссом глава Минтранса РФ И. Левитин высказал заинтересованность российской стороны в использовании технологии "Toll Collect" для обеспечения контроля за движением транспортных средств. «В России в полном объеме работает система ГЛОНАСС, и мы готовы изучить возможность применения немецких технологий с использованием ГЛОНАСС для контроля за движением грузового автотранспорта», - сказал российский министр. Он отметил, что российская сторона ждет конкретных предложений немецких партнеров.
   
Китайская система спутниковой навигации "Бэйдоу" ("Компас") к 2011 году будет насчитывать только 12 спутников – написала 3 июля газета «Известия» http://www.izvestia.ru/news/news209043. На полную "мощность" она сможет заработать только тогда, когда в составе орбитальной группировки будет не меньше 35 аппаратов. По предварительным прогнозам случится это не раньше 2020 года. Как подчеркивают эксперты, новинка должна будет составить конкуренцию иностранным системам позиционирования: американской GPS, европейской Galileo и российской ГЛОНАСС.
   Европейское космическое агентство планирует завершить развертывание орбитальной группировки навигационной спутниковой системы Galileo, в составе которой будет насчитываться 30 космических аппаратов, только в 2013 году. Погрешность точности определения местоположения составит несколько метров, что ничуть не хуже, чем точность, которую обеспечивают ныне существующие системы.
   

Мнения, комментарии, предложения
1 июля глава ФГУ «Центра системы мониторинга рыболовства и связи» (ЦСМС) М. Санько в интервью ресурсу Fishretail.ru http://fishretail.ru/news/read?nid=184810 рассказал о том, как этот центр внедряет проект ГЛОНАСС.
   Он, в частности, заметил, что Центр - потенциальный потребитель системы ГЛОНАСС. В настоящее время специалисты формулируют дополнительные требования к российским разработкам для обеспечения эффективного взаимодействия участников промысла с органами исполнительной власти. Координатно-временное обеспечение — базовая функция ОСМ и от его качества зависит работа всей системы. Сейчас эту функцию в ОСМ выполняют иностранные системы GPS и ARGOS. Планы модернизации предусматривают обязательное использование ГЛОНАСС, причем она будет задействована не только для определения координат судов, но и для решения задач синхронизации - с ее помощью планируется реализовать в ОСМ подсистему единого времени.
   «Определение местонахождения судов должно быть достаточно надежным, чтобы противостоять возможным преднамеренным и непреднамеренным помехам, ведь это основа всей системы, обеспечивающая ее целостность и юридическую значимость документов. Поэтому мы планируем, беря за основу ГЛОНАСС, использовать и дублирующие способы определения координат и времени для контроля и повышения надежности.
   Нельзя забывать также и о том, что использование отечественных систем способствует развитию инфраструктуры навигации и связи. Миллионы рублей, расходуемые ежегодно на услуги связи иностранных компаний, могли бы стать хорошей инвестицией в развитие высокотехнологичной инфраструктуры различных регионов страны».
   
2 июля директор Института прикладной астрономии А. Филькенштейн дал интервью еженедельнику «Город 812» http://www.online812.ru/2009/07/02/003/.
   Ученый выразил убеждение, что ГЛОНАСС – великолепная система, покрывающая сигналом всю Россию и 96% всего остального мира. Точность определения координат на земле сейчас – 4,5 - 6 метров, это пока что в 2,5 – 3 раза хуже, чем у GPS. Но система еще не отлажена до конца и не полностью введена. Из 24 осталось запустить 4 космических аппарата, что и будет сделано к 2011 году. Тогда точность будет сравнима с GPS – около 1,5 м. По своим техническим характеристикам ГЛОНАСС ни в чем не уступает GPS. «Мы отстаем примерно на 2 года, хотя в свое время шли практически ноздря в ноздрю».
   Филькенштейн отметил, что от создания ГЛОНАСС зависит обороноспособность и национальная безопасность. Для надежного и точного позиционирования на местности нужно как минимум 2 системы, лучше 3. Так в скором времени и будет. В России уже сейчас эксплуатируются тысячи двухсистемных приемников – GPS/ГЛОНАСС. Они используются на кораблях дальнего плавания, на дорогах. Любой дальнобойщик просто обязан иметь такой приемник.
   По его расчетам, к 2011 году ГЛОНАСС заработает по полной программе, обеспечивая работу спутников и наземных станций. И как только система запустится, бизнес наверняка отреагирует и начнет все это интенсивно эксплуатировать и продавать. Бизнес услуг на базе GPS дает Америке доход в десятки миллиардов долларов ежегодно.
   ГЛОНАСС получит даже определенные преимущества перед GPS. В России, как известно, применяются полулегальные карты GPS, ответственность за качество услуги из-за этого размазывается между продавцами приемников, карт, операторами связи, так что, если что-то не работает или работает плохо, вы никогда не найдете крайнего. У ГЛОНАСС будет единый главный оператор по России – АФК «Система».
   «Хороший односистемный приемник сейчас стоит около 22 тыс. руб., или $700. Дешевый односистемный GPS - $150. Сейчас приемники ГЛОНАСС дороговаты. Задача – обеспечить цену в $300 за двухсистемный приемник. Это реально при массовом внедрении в ближайшие годы».
   По мнению ученого, слабое звено в системе ГЛОНАСС - карты. Из-за этого и GPS в Петербурге работает плохо, а в Ленобласти - просто ужасно. Карты должны обновляться в режиме он-лайн. В городе меняется направление движения на перекрестках, а GPS об этом не знает.
   

Информационно-аналитический центр
департамента маркетинга
группы компаний «ГЛОНАСС-Навигатор»
10 июля 2009 года

ГЛОНАСС появился на несколько лет раньше GPS и у него была более высокая точность и площадь покрытия. Но из-за того что GPS гораздо раньше разрешили к коммерческому использованию он стал де-факто стандартом.

Коммерческая версия отличается от военной тем, что в коммерческую версию данных искусственно вносится случайная помеха, для снижения точности позиционирования. Военная версия дает разрешение порядка десятков сантиметров.

Ударим ГЛОНАССом по GPS и американской монополии в этой сфере!