19.06.2009 / 11:44 "Хаббл" восстановился после компьютерного сбоя
Инженеры Американского космического агентства успешно перегрузили компьютер орбитального телескопа "Хаббл" из-за сбоя. Об этом со ссылкой на руководителя проекта Престона Берча (Preston Burch) сообщает Space.com.
По словам Берча, компьютер телескопа "завис" в понедельник 15 июня 2009 года. В результате наземные службы перестали получать данные о положении аппарата в пространстве, а также научные данные. Анализ сбоя позволил установить, что он произошел в компьютерной системе, установленной в мае 2009 года во время ремонтной миссии "Атлантиса" к телескопу.
После многочисленных неудачных попыток восстановить работоспособность телескопа специалисты перезагрузили компьютер, выключив, а затем включив питание. Это возымело действие, и система заработала. По словам Берча, инженеры NASA опасались, что придется переходить на запасную систему, которая не менялась со времени запуска телескопа, то есть уже более 19 лет.
Источник изображения: http://faki.fizteh.ru/index/space_and_robotics/n_3nz0is/hubble.jpg
19.06.2009 / 11:39 Следующие испытания «Булавы» состоятся в конце июля
Следующие испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» состоится в конце июле, всего в 2009 году пройдет четыре-пять пусков ракеты, передает ИТАР-ТАСС. Об этом заявил главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий.
«Следующий пуск мы ожидаем после второй половины июля, всего на 2009 год запланировано четыре-пять пусков», - сказал он.
По словам главкома, перед очередными испытаниями «необходимо пройти определенные процедуры по устранению недостатков, которые были допущены на предыдущих пусках». «Последний пуск имели место промахи, связанные с вопросами технологий производства», - пояснил Высоцкий. Высоцкий выразил уверенность в том, что ракета полетит. «Одно из испытаний мы относим к совершенно успешным», - отметил он.
19.06.2009 / 11:00 Российский нейтронный детектор ЛЕНД стартовал к Луне
18 июня 2009 года в 17 часов 32 минуты по местному времени (19 июня в 1 час 32 минуты по московскому времени) с космодрома на мысе Канаверал запущен космический аппарат НАСА «Лунный разведывательный орбитер» (ЛРО, или Lunar Reconnaissance Orbiter), в состав научной аппаратуры которого входит российский нейтронный детектор ЛЕНД (от англ. Lunar Exploration Neutron Detector). Этот старт — первый запуск автоматического исследовательского аппарата к Луне по программе НАСА «Констелейшн» (Constellation). Основная задача программы — возобновление пилотируемых полетов на Луну для начала ее освоения. Участие России в проекте ЛРО предусмотрено Исполнительным соглашением между Федеральным космическим агентством (Роскосмосом) и НАСА.
Основные задачи исследований с помощью прибора ЛЕНД — картографирование содержания водорода в лунном реголите, поиск залежей водяного льда в полярных областях Луны, а также измерение нейтронной компоненты радиационного фона в окололунном космическом пространстве очень важны для подготовки будущих пилотируемых экспедиций.
Благодаря прибору ЛЕНД станет возможным обнаружить отложения водяного льда толщиной всего несколько миллиметров в верхнем слое лунного грунта глубиной до 2 метров в околополярных регионах. Пространственное разрешение прибора составляет около 10 км.
Принцип работы прибора ЛЕНД — регистрация нейтронов, рожденных в поверхностном слое лунного грунта под воздействием галактических космических лучей и вылетевших в космос. Поток и энергетический спектр этого нейтронного излучения зависят, главным образом, от концентрации водорода и водородсодержащих соединений, в частности, воды, в составе вещества поверхности.
Исследование Луны прибором ЛЕНД включено в Федеральную космическую программу России. Орбитальный нейтронный телескоп ЛЕНД был создан в Институте космических исследований РАН в 2005 – 2009 гг. по заказу Федерального космического агентства. Научный руководитель проекта — доктор физико-математических наук, И.Г. Митрофанов. В работах также принимали участие Научно-исследовательский институт атомных реакторов (г. Димитровоград, Ульяновская обл.), Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН (г. Москва), Объединенный институт ядерных исследований (г. Дубна, Московская обл.) и Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ (г. Москва).
В эксперименте ЛЕНД будут также принимать участие американские специалисты из Годдардского Центра космических полетов НАСА, Университета штата Аризона в г. Тусан, Университета штата Мэриленд, Католического Американского университета и Корпорации Space Science.
Дополнительную информацию можно получить на сайте ИКИ РАН в разделе проекта ЛЕНД. По информации пресс-службы ИКИ РАН.
19.06.2009 / 08:46 На Байконуре продолжаются работы по подготовке к запуску ракеты-носителя «Протон-М2» с КА «Сириус-Радио ФМ5»
На космодроме Байконур продолжаются работы по подготовке к запуску ракеты-носителя «Протон-М2» с КА «Сириус-Радио ФМ5», сообщает пресс-служба Роскосмоса. В четверг в монтажно-испытательном корпусе площадки № 92-50 завершились работы по сборке космической головной части.
На пятницу запланирована сборка головного обтекателя.
19.06.2009 / 08:46 Кризис может сорвать создание нового российского космодрома
Экономический кризис может помешать техническому перевооружению российской ракетно-космической отрасли, а также сорвать создание собственного "окна" в космос - космодрома "Восточный", заявил в четверг замглавы Роскосмоса Виталий Давыдов.
По его словам, в последние годы резко увеличилось финансирование перевооружения отрасли, передает РИА "Новости".
"Если раньше это были единицы процентов, и для того, чтобы перевооружить отрасль нужно было около 70 лет, то начиная с этого года, особенно на следующий год у нас были запланированы вклады в перевооружение отрасли, которые должны были поднять на 15%-20% от общего уровня финансирования", - сказал чиновник, выступая на заседании рабочей группы по инновационному законодательству при администрации президента РФ.
Он отметил, что в тех же масштабах переоснащение финансировалось во времена реализации программы по созданию советского космического челнока "Буран" в конце 1980-х годов.
Однако Давыдов опасается, что кризис может сорвать планы перевооружения: "То, что произошло в конце прошлого года, этот кризис, он нас похоже очень здорово в наших планах "приземлит", и на сегодняшний день это нам реализовать не удастся".
"Это существенно скажется на наших планах, особенно в части обеспечения, в том числе независимого доступа в космическое пространство, программы развития нового космодрома на территории России, космодрома "Восточный", - сказал замглавы Роскосмоса.
19.06.2009 / 08:46 Эксперты НАСА устанавливают причины течи водорода из баков шаттла
Эксперты NASA устанавливают причины, по которым внешний топливный бак шаттла Endeavour давал течь в одном и том же месте, что привело к задержке старта корабля к МКС как минимум до 11 июля, сообщили РИА "Новости" в американском космическом ведомстве.
"Вся команда программы Space Shuttle ищет причину повторения протечки бака в одном и том же месте. Проводится расследование. Эта протечка заставила откладывать запуск дважды", - сказал по телефону представитель NASA.
По его словам, астронавты во время работы техников и экспертов отдыхают - они проведут остаток недели с семьями и друзьями. Команда вернется в космический центр имени Джонсона в Хьюстоне (Техас) с космодрома во Флориде в пятницу утром. Занятия и тренировки экипаж шаттла продолжит на следующей неделе.
Очередная попытка запуска шатла Endeavour к Международной космической станции (МКС) состоится не ранее 11 июля.
19.06.2009 / 08:46 Физики опровергли возможность телепортации в космосе
Итальянские физики опровергли возможность создания двигателя, работающего на искривлении пространства и времени, пишет Gzt.ru. Ранее такое устройство предлагали в основном фантасты, но идею «подпространственных тоннелей» поддерживали и некоторые исследователи.
Сообщение, которое сделали ученые из международного центра передовых исследований (International School for Advanced Studies) во главе со Стефаном Финацци и которое воспроизводит канал Discovery, ставит крест на смелой, но и раньше вызывавшей определенные вопросы специалистов идее.
Мысль о создании подпространственного тоннеля появилась вначале у писателей-фантастов. На страницах романов и на экранах кинотеатров космические корабли создавали перед собой светящийся портал, ныряли в него и моментально перемещались на другой конец галактики. Другим вариантом был портал стационарный – за рамкой «подпространственных ворот» была видна иная планета, и через эти ворота можно было отправляться в иные звездные системы.
Фантазии были спровоцированы, как ни странно, вполне серьезной научной идеей. В теории относительности Эйнштейна рассматривается четырехмерное пространство-время, причем оно может быть искривлено. Наглядно представить искривление пространства сложно, но зато можно подобрать аналогию: лист бумаги можно согнуть, а если вместо бумаги взять резину – то расстояние между точками можно и вовсе менять произвольным образом. Можно даже свернуть лист так, что две удаленные точки соприкоснутся, то есть между ними возникнет некий аналог «портала».
В 1990-х годах мексиканский физик Микель Алькубиерре предложил схему, которая, по его мнению, позволила бы создать устройство, позволяющее реализовать смелую идею. Для этого требовалось каким-то образом сконцентрировать достаточно энергии перед кораблем. При некоторой критической плотности это привело бы к открытию «тоннеля». В 2008 году его теории даже появились в архиве препринтов научных статей arXiv.org, однако всемирной славы физику это не принесло. Как выяснилось, неспроста.
Первое, что должно обескуражить даже людей плохо знакомых с физикой, это оценки мощности, необходимой для работы «гиперпространственного двигателя». Для корабля массой в сто тонн потребовалось бы столько энергии, сколько Солнце излучает за сотню лет. Этого бы было уже достаточно для признания проекта недееспособным, однако пока речь идет только о проблемах, которые были заявлены самим автором.
Второе обстоятельство еще более серьезно. Легко сказать «создать перед кораблем область с высокой плотностью энергии», но вот придумать как именно это сделать уже намного сложнее. Сам Алькубиерре и его последователи привлекали гипотезу о существовании дополнительных измерений, используя так называемую теорию струн.
В теории струн предполагается, что вместо точечных частиц на самом деле существуют крошечные струны. Их толщина равна нулю, а сама струна может быть намотана на некоторую поверхность, причем поверхность многомерную. Число измерений струн – не три, а заметно больше: теория струн рассматривает так называемые скрытые измерения.
Проиллюстрировать наглядно идею скрытых измерений можно на примере одномерного мира. Это кажется невозможным, но если взять муравья на проводе – то это и будет одномерным миром: муравей перемещается только назад и вперед, в одном измерении. Провод для него – одномерен (двумерна – плоскость, трехмерен – объем муравейника). Но провод можно заменить на пружинку с очень маленьким расстоянием между витками, и тогда, с одной стороны, для муравья он останется одномерен. С другой стороны пружина – трехмерный объект.
Идея теории струн состоит в том, что они намотаны на настолько малые многомерные объекты, что их попросту невозможно обнаружить существующими методами. И именно эти объекты предлагали использовать несостоявшиеся авторы «гиперпространственного двигателя», увеличивая их до размеров, сопоставимых с размерами космического корабля.
Последнее предположение физики из Италии сочли невозможным даже в принципе. Такой вывод был основан на трех аргументах: во-первых не факт, что теория струн верна, доказать или опровергнуть ее пока не удалось. Во-вторых, если она и верна, то откуда уверенность в том, что скрытые измерения можно увеличить? Наконец, в-третьих, даже если каким-то совершенно неизвестным образом и удастся это сделать, найдя попутно сопоставимый со взрывом сверхновой звезды источник энергии, полученный «двигатель» даст ряд весьма неприятных побочных эффектов. Например, создаст черную дыру. Причем, в отличие от фантастических слухов про Большой адронный коллайдер, такая дыра уже была бы способна поглотить нашу планету.
19.06.2009 / 08:46 "Фобос-Грунт" проверит гипотезу о космическом происхождении жизни
У российского межпланетного зонда "Фобос-Грунт" будут пассажиры - земные бактерии совершат путешествие по маршруту Земля - Марс и обратно, подвергаясь всем "прелестям" глубокого вакуума, холода и радиации, чтобы ученые смогли выяснить, могла ли жизнь попасть на нашу планету из космоса, сказал директор Института космических исследований (ИКИ) РАН Лев Зеленый.
"Культуры бактерий отправятся к Фобосу, чтобы проверить, выживают ли они в условиях холода, радиации, могут ли они, скажем, путешествовать на метеоритах", - сказал Зеленый в беседе с РИА "Новости" в четверг.
Комплекс "Фобос-Грунт" предназначен для исследования Марса и его спутника Фобоса, процессов взаимодействия их поверхностей и атмосферы Марса с солнечным ветром. Межпланетная станция доставит на Землю образцы грунта с Фобоса. Ее запуск запланирован на октябрь 2009 года.
По словам директора ИКИ, бактерии-путешественники будут испытывать холод, гамма-излучение от Солнца, вакуум, то есть практически те же условия, что в открытом космосе.
"Когда капсула, будем надеяться, вернется (на Землю), ее возьмут в лабораторию, с большой аккуратностью откроют, и посмотрят что там три года полета пережило. Вакуум - это не самое страшное, бактерии его переносят, радиация - самое страшное", - сказал Зеленый.
Он пояснил, что существуют теория панспермии, согласно которой органические вещества и даже микроорганизмы могут путешествовать в космосе на метеоритах, на кометах. Согласно этой точке зрения, так жизнь появилась и на Земле.
19.06.2009 / 08:46 Начаты работы над еврошаттлом IXV
Европейское космическое агентство ESA заключило с компанией Thales Alenia Space соглашение о сотрудничестве в области разработки экспериментального аппарата IXV (Intermediate eXperimental Vehicle), предназначенного для обеспечения управляемого спуска полезной нагрузки с орбиты на Землю.
IXV разрабатывается в рамках комплексной программы по отработке перспективных средств вывода (Future Launchers Preparatory Programme, FLPP). Целью программы IXV является разработка технологического демонстратора, позволяющего осущесмтвлять управляемый спуск полезной нагрузки с орбиты с использованием аэродинамического качества.
Аппарат массой около 1800 кг должен иметь характерную форму, обеспечивающую аэродинамическое качество, эффективную систему управления полётом, а также надёжную теплозащиту.
Вывод демонстратора на орбиту планируется осуществить с помощью создаваемой в настоящее время РН лёгкого класса Vega с космодрома Куру. Аппарат выйдет на орбиту высотой около 450 км, после чего начнётся эксперимент по его спуску с орбиты.
Скорость входа аппарата в атмосферу Земли должна составить около 7,5 км/с - предельная скорость для низкоорбитальных систем.
По завершении эксперимента аппарат должен "мягко" приводниться в заданной точке Тихого океана.
Корабль IXV должен быть поставлен заказчику - ESA - к концу 2012 года. В работе над аппаратом примут участие исследовательские коллективы стран-членов ESA: Австрии, Бельгии, Франции, Германии, Ирландии, Италии, Португалии, Испании, Швеции, Швейцарии и Нидерландов, пишет R&D.CNews.
19.06.2009 / 01:33 Два лунных зонда запущены с мыса Канаверал
18 июня 2009 года в 21:32:33 UTC (19 июня в 01:32:33 мск) с площадки SLC-41 Станции ВВС США "Мыс КАнаверал" стартовыми командами компании United Launch Alliance при поддержке боевых расчетов 45-го Космического крыла ВВС США осуществлен пуск ракеты-носителя Atlas-5 (AV-020) с лунными зондами LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter) и LCROSS (Lunar Crater Observation and Sensing Satellite) на борту.
Запуск зондов является первым масштабным шагом NASA в рамках новой лунной программы США.
С помощью LRO ученые будут искать источники ресурсов на Луне, составят карту радиоактивности поверхности планеты, а также проверят ряд новых технологий. Ученые составят подробные трехмерные карты поверхности Луны, в том числе в ультрафиолетовом изучении. С помощью зонда будет установлено, как влияет радиационный фон на поверхности планеты на человека.
LCROSS, по словам представителей NASA, необходим, чтобы окончательно поставить точку в вопросе о том, если ли на лунных полюсах лед. Аппарат будет четыре месяца собирать данные о Луне, после чего отправится в район одного из полюсов к малоизученному кратеру, который постоянно находится на темной стороне планеты. Аппарат также соберет информацию о минералогическом составе поверхности планеты, в частности тех ее участков, которые никогда не освещались солнечным светом.
Прошедший старт стал 19-м использованием ракет типа Atlas для запуска американских аппаратов к Луне (включая старты 1960-х годов), 8-м использованием разгонных блоков Centaur в рамках лунной программы США, 16-м стартом РН Atlas-5 (начиная с 2002 г.), 15-м пуском РН Atlas-5 с мыса Канаверал, 7-м применением ракеты в конфигурации 401, 8-м пуском ракеты специалистами компании United Launch Alliance и 3-м применением ракеты Atlas-5 для нужд NASA.
19.06.2009 / 00:05 Главы космических агентств Казахстана, России и Украины примут участие в конференции в Астане
Международная конференция "Казахстан и космос", посвященная 15-летию первого полета космонавта Республики Казахстан, состоится 1 июля в Астане.
Как отмечается в распространенной в четверг информации Национального космического агентства (Казкосмос), в работе конференции примут участие главы космических агентств Казахстана, России и Украины Талгат Мусабаев, Анатолий Перминов и Александр Зинченко.
По информации Казкосмоса, по итогам конференции состоится брифинг для представителей СМИ, в котором примут участие руководители космических агентств трех стран, также члены экипажа, которые летали в космос вместе с Т.Мусабаевым, передает "Интерфакс-АВН".
19.06.2009 / 00:05 Украина пытается скорее вступить в Европейское космическое агентство
Украина заинтересована в наращивании сотрудничества с ЕС в космической сфере и скорейшем вступлении в Европейское космическое агентство, заявил глава Национального космического агентства Украины Александр Зинченко.
В ходе международного авиакосмического салона Le Bourget-2009, который проходит 15-21 июня в предместье Парижа, глава НКАУ обсудил наполнение сотрудничества с европейскими партнерами в рамках встреч с генеральным директором ЕКА Жаном-Жаком Дорденом, главой исполнительного совета Немецкого аэрокосмического агентства (DLR) Йоханом-Дитрихом Вернером и генеральным директором Французского национального центра по вопросам исследования космоса (CNES) Янником д'Ескатой.
Как сообщили агентству "Интерфакс-Украина" в украинском космическом ведомстве, по итогам переговоров глава НКАУ заявил о том, что "начата отработка механизмов ускоренного вступления Украины в Европейское космическое агентство".
19.06.2009 / 00:05 Российские и британские специалисты совместно разработают лунные пенетраторы для российских лунных миссий
НПО им. Лавочкина и британская компания SSTL подписали 16 июня протокол о намерениях по сотрудничеству в разработках лунных пенетраторов - аппаратов, проникающих в грунт спутника Земли. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС генеральный конструктор и генеральный директор российского предприятия Петр Полищук.
"Мы давно вели переговоры об участии британской компании в наших проектах "Луна-Глоб" /запуск в 2011 году/ и "Луна-Ресурс" /запуск в 2012 году/, - отметил Полищук. - Эта - работа в интересах наших двух лунных проектов. Прежде всего нас интересуют пенетраторы, а также другие направления по лунным программам".
19.06.2009 / 00:05 Проект "Воздушный старт" по запуску легких спутников с борта самолета Ан-124-100 интересует зарубежных партнеров - гендиректор авиакомпании "Полет"
Иностранные партнеры и инвесторы заинтересованы в реализации проекта "Воздушный старт", который подразумевает запуск космических ракет массой около 100 тонн с борта тяжелого транспортного самолета Ан-124-100 "Руслан", сообщил "Интерфаксу-АВН" генеральный директор авиакомпании "Полет" Анатолий Карпов.
"Что касается "Воздушного старта": работы по этой программе ведутся, идут переговоры с инвесторами", - сказал А.Карпов.
В частности, Германия - один из потенциальных партнеров "Полета", проявляющих интерес к этому проекту, уточнил он.
"Планируется, что в Германии будет построен интеграционный центр для адаптации и тестирования спутников перед запусками, и немцы будут принимать в этом деле достаточно активное участие", - сказал А.Карпов.
Он отметил, что возможность реализации подобных проектов прорабатывается и в других странах. "Ведут работы по аналогичному проекту США, но они объявили, что это делается исключительно в интересах Пентагона. Япония в своей национальной программе декларирует, что она заинтересована в реализации такого проекта, но дальше заявлений, по- моему, дело еще не пошло, видимо, из-за мирового экономического кризиса. Потом они, наверное, к этой идее вернутся, но с кем будут работать - с нами, может быть, с Украиной, может быть, с "Боингом" - пока мы такой информацией не располагаем", - сказал А.Карпов.
Он сообщил, что есть также проработки подобного европейского проекта, основным звеном которого, как ожидается, станет самолет А-400М. "Самолета такого пока нет. Но тем не менее в Биаррице (Франция), где проводился форум по воздушным стартам, было заявлено, что есть намерения реализовать подобную идею с целью запуска легких спутников на базе самолета А-400М, который, как известно, будет аналогом Ан-70", - уточнил А.Карпов.
Проект "Воздушный старт" подразумевает запуск космических ракет массой около 100 тонн с борта тяжелого транспортного самолета Ан-124-100 "Руслан". С помощью ракеты воздушного базирования предполагается выводить на низкие околоземные орбиты спутники массой до 3 т, на геопереходные орбиты спутники массой 1,6-1,7 т, на геостационарную орбиту - до 0,8 т. В качестве воздушной платформы для запуска ракеты- носителя планируется использовать один из самолетов авиакомпании "Полет".
Как сообщалось, по оценкам экспертов, комплекс "Воздушный старт" имеет ряд преимуществ по сравнению с наземными запусками. В частности, грузоподъемность ракет при запуске с самолета-носителя на высоте около 10 км повышается примерно на 40-50%.
Проект "Воздушный старт" был включен в Федеральную космическую программу России в 2006 году. С 2007 года авиакомпания "Полет" начала вести переговоры с инвесторами, которые заинтересовались проектом.
19.06.2009 / 00:05 В Сеть выложили лунные фотографии 1967 года
В Сети появились снимки лунной поверхности, сделанные орбитальным лунным зондом Lunar Orbiter III с 1966 по 1967 годы. Фотографии можно увидеть на сайте Moon Views.
На снимке, представленном в качестве иллюстрации к этой новости, запечатлены постоянно находящиеся в тени кратеры на Южном полюсе Луны. Ранее в интернет были выложены фотографии места, где прилунился корабль Apollo 12.
Пленка с фотографиями хранилась для потомков больше 40 лет. Восстановление и оцифровка снимков проводятся в рамках проекта LOIRP (Lunar Orbiter Image Recovery Project - проект по восстановлению изображений, полученных зондом Lunar Orbiter). В общей сложности было оцифровано 1800 фотографий.
Новые восстановленные снимки представили публике в преддверии старта двух лунных аппаратов Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) и Lunar Crater Observation and Sensing Satellite (LCROSS). Ракета-носитель Atlas V, на борту которой будут находиться зонды, стартует с космодрома на мысе Канаверал в пятницу, 19 июня в 0:12 по московскому времени. Изначально планировалось, что LRO и LCROSS отправятся в космос 17 июня, но из-за поломки шаттла "Индевор" старт пришлось перенести, пишет Lenta.ru.
19.06.2009 / 00:05 Спутник "Экспресс-А" №3 выведен из эксплуатации
В связи с выработкой своего гарантийного и технического ресурса и невозможностью дальнейшей эксплуатации космический аппарат «Экспресс-А» №3 выведен из эксплуатации с 15 июня 2009 года. Все спутниковые каналы связи, организованные через «Экспресс-А» №3, ранее были переведены на «Экспресс-АМ44», сообщает пресс-служба ГПКС.
Спутник «Экспресс-А» №3, изготовленный ФГУП «НПО ПМ им. академика М.Ф. Решетнёва», выведен на орбиту 24 июня 2000 года. Космический аппарат эксплуатировался в составе спутниковой группировки ФГУП «Космическая связь» в орбитальной позиции 11 градусов западной долготы. Технический ресурс космического аппарата – 7 лет. В связи с полной выработкой рабочего тела двигательной установки ориентации и стабилизации и в соответствии с требованиями эксплуатационной документации космический аппарат будет уведен на орбиту захоронения, пишет R&D.CNews.
Источник: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/news.shtml
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 3771 просмотр