Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Навстречу Эльфам

В середине января 2005 года к 250-летию МГУ им. М.В.Ломоносова был запущен первый российский научно-образовательный микроспутник “Университетский-Татьяна”. Космический аппарат, созданный в НИИ ядерной физики главного вуза страны, проработал два с лишним года (хотя гарантийный срок составлял всего один), закончив передавать данные 7 марта 2007 года. “Татьяне”, прежде всего, удалось показать, что отечественный микроспутник может решать серьезные научные задачи.

В течение полутора лет после того, как в 2006 году закончила свое существование космическая обсерватория “Коронас-Ф”, “Университетский-Татьяна” был единственным действующим научным космическим аппаратом, к созданию которого приложили руку наши ученые. Летал он в период спада солнечной активности с очень мощными вспышками. “Татьяна” зарегистрировала все вспышки, то есть потоки заряженных частиц: протонов и электронов. Самый значимый научный результат, полученный при помощи микроспутника, - регистрация в верхних слоях атмосферы так называемых транзиентных явлений: спрайтов, голубых джетов, эльфов. До сих пор эти вызываемые электрическими разрядами сверхкороткие световые вспышки были мало изучены.

Университетские микроспутники - летающие учебные лаборатории весом от 10 до 100 кг, с помощью которых студенты любого вуза могут выполнить задачи естественно-научного практикума, курсовую или дипломную работу. Сейчас в Институте ядерной физики МГУ готовится несколько новых проектов микроспутников с образовательными задачами. Почти готов российско-индийский спутник. Его запуск, запланированный на 2009 год, будет произведен с индийского космодрома на индийской ракете, но научная аппаратура в основном разработана в НИИЯФ МГУ.

В 2009 году уйдет в космос и вторая “Татьяна”. После первого удачного полета университетского микроспутника поступили предложения о сотрудничестве от южнокорейских и других зарубежных университетов, так что “Татьяна-2” станет еще одним международным проектом.

Спутники предназначены для разных задач. “Youthsat”, так пока называют российско-индийский спутник, будет проводить мониторинг Солнца - уже начинается очередной период активности светила. “Индиец” должен регистрировать рентгеновские и гамма-лучи, а также потоки заряженных частиц, идущих к Земле во время солнечных вспышек. Вторая “Татьяна” будет “смотреть” не на Солнце, а в сторону Земли. На этот раз исследование вспышек электромагнитного излучения в верхних слоях атмосферы нашей планеты (транзиентов) станет ее основной целью.

Третий микроспутник - молодежный проект “Скафандр” - разрабатывается совместно с РККА “Энергия”. Отработанные скафандры регулярно выбрасываются с Международной космической станции. Возникла идея: почему бы не начинить их датчиками и не превратить космический мусор в нечто полезное? В МГУ этим проектом занимается команда студентов под руководством молодых научных сотрудников. Выброшенный скафандр будет плавно падать в течение полугода, пока не сгорит, войдя в плотные слои атмосферы. Но теперь это будет уже научный объект, начиненный аппаратурой, изготовленной НИИЯФ.

При плавном спуске скафандра можно будет исследовать ряд интересных явлений, которые раньше не изучались, прежде всего измерение потоков нейтронов на разных высотах и определение структуры радиационных поясов на высотах ниже 350 км. На больших аппаратах таким измерениям мешает фон, создаваемый самими спутниками.

Скафандр сам будет являться микроспутником. В нем предполагается установить целую систему дозиметров, которые будут измерять, каким воздействиям можно подвергнуться, находясь в открытом космосе. Для этого в скафандре предусмотрены биоэквивалентные отдельным органам человеческого организма аналоги. Большой интерес будут представлять также и температурные измерения при переходе спутника из “ночи в день”, когда температура скачком меняется от -1500 до +1500С. Аппаратура будет работать в радиолюбительском диапазоне (сотни Мгц) для простых приемных систем. То есть информация, полученная со спутников, станет общедоступной.

“Будут изготовлены модемы для приема информации на радиолюбительские пункты, - рассказывает заместитель директора НИИЯФ Владимир Радченко. - Их установят в тех университетах, которые захотят с нами сотрудничать. То есть мы получим распределенную сеть приема. На второй “Татьяне” будет использован более серьезный радиоканал на частоте 1,7 Ггц. Мы заинтересованы в том, чтобы эту информацию принимали, обрабатывали, а потом и использовали по своему усмотрению наши коллеги из других вузов. Так что, милости просим, присоединяйтесь!

Что касается образования, то наша первейшая задача - укрепить связи МГУ с регионами и создать единую образовательную программу космических исследований. Мы так подходили и к первой “Татьяне”: запускаем спутник не для МГУ, а для всего университетского сообщества, информация открыта. Чтобы научиться пользоваться сведениями, получаемыми со спутника, мы выпустили “Космический практикум”. В Интернете есть сайт, на который с аппарата поступают научные данные. Студенты и школьники могут получать с него информацию. То есть создана уникальная возможность использовать в учебном процессе “живой” объект.

Сейчас в мире много университетских микроспутников, существуют программы, в которых участвуют вузы разных стран. В Интернете на сегодняшний день собрана большая база космофизических данных. А в России университетский микроспутник - явление пока, к сожалению, редкое. Сейчас разрабатываются проекты таких аппаратов в Москве (МГТУ им. Н.Э.Баумана, МАИ), Красноярске, Самаре, Уфе. Мы знаем об этих проектах и стараемся наладить рабочие и дружеские отношения с коллективами, занимающимися этим интересным делом”.

Еще одно направление космической образовательной деятельности МГУ - проведение школы “Космос и образование”. Она организуется каждую осень начиная с 2004 года на базе Ульяновского госуниверситета. Задача школы - установить связь между космическими исследованиями и университетским образованием. Собираются студенты, ведущие ученые, преподаватели, разработчики из МГУ, придумывают задачи, практикумы. Поддержку летних школ осуществляет РФФИ. Кстати, по данным, полученным с первой “Татьяны”, защищено около 50 дипломов, причем в основном не в Москве, а в других городах: Ульяновске, Димитровграде, Костроме и Волгограде.

В МГУ также выпущен образовательный курс “Жизнь Земли в атмосфере Солнца” для студентов и школьников. Постепенно к сотрудничеству в разработке программы открытого космического образования подключаются все новые организации, например Белорусский государственный университет.

“Ближний космос - это неисчерпаемая естественная лаборатория физических процессов, - говорит В.Радченко. - В нем можно найти все что угодно - это и электродинамика, и механика, и физика плазмы, и ядерная физика, и волновые процессы. Наша задача - заинтересовать всем этим школы, вузы”.
    
    Светлана КОВАЛЕВА    

Источник: www.poisknews.ru/2008/12/24/navstrechu_jelfam.html

Эта статья здесь вставлена не случайно. В ней говорится о нашем проекте и о его участниках, проводимых конференциях, о "Татьяне" и о будущем..., опубликованная в газете "Поиск".

На сайте http://www.poisknews.ru/2008/12/24/navstrechu_jelfam.html оставлены несколько коментариев ( в том числе и мой).

"Татьяна", о которой идет речь в статье, не дает уже данных, но сплачивает и до сих пор многих людей, работающих в области космоса или каким-либо образом связанных с этой сферой.

Мы рады, что дело, которым мы занимается, заинтересовывает многих, очень надеемся, что привлечет и еще больше!