Сегодня, 2 сентября 2008 года, выдающемуся конструктору советских ракетных двигателей Валентину Петровичу Глушко исполнилось бы 100 лет.

Родился 2 сентября 1908 г. в г.Одессе, украинец.
 Умер 10 января 1989 г. в возрасте 80-ти лет от     атеросклероза мозговых артерий.
 В 1919 г. зачислен в Реальное училище имени св.Павла     (переименованное в IV Профтехшколу "Металл"     им.Троцкого), которое закончил в 1924 г.     Одновременно с учебой в училище руководил     Кружком общества любителей мироведения при     одесском отделении Русского общества любителей     мироведоведения (РОЛМ). В эти же годы (с 1920-1922 гг)     занимался в консерватории по классу скрипки у     проф.Столярова, а затем был переведен в Одесскую     музыкальную академию. С 1923 по 1930 гг. состоял в     переписке с К.Э.Циолковским. Кроме того, он     занимается сбором материалов для написания     книги о межпланетных сообщениях, цель которой     доказать необходимость завоевания мирового     пространства.
По окончании IV Профтехшколы в 1924 г. он проходит практику на Арматурном заводе "Электрометалл" им.В.И.Ленина (сначала в качестве слесаря, а затем токаря), после чего получает диплом об окончании школы. В это же время он закончил работу над первой редакцией своей книги "Проблема эксплуатации планет", в газетах и журналах публикуются его научно-популярные статьи о космических полетах "Завоевание Землей Луны" в 1924 г., "Станция вне Земли" в 1926 г. и др.
По путевке Наркомпроса УССР направляется на учебу в Ленинградский государственный университет, куда прибывает в августе 1925 г., но, из-за позднего приезда, не успевает сдать экзамены. В результате 1 курс Университета им прослушан вольнослушателем. В 1926 г. зачисляется на II курс физического отделения физико-математического факультета. Параллельно с учебой он работает в качестве рабочего (сначала оптика, а затем механика) в мастерских Научного института им. П.Ф.Лесгафта, а в 1927 г. геодезистом Главного геодезического управления Ленинграда.
 В качестве дипломной работы, состоящей из трех     частей, Глушко предложил проект межпланетного     корабля "Гелиоракетоплана" с     электрическими ракетными двигателями. 18 апреля     1929 г. третья часть, посвященная электрическому     ракетному двигателю под названием "Металл как     взрывчатое вещество", была сдана в отдел при     Комитете по делам изобретений. Этой работой     заинтересовались военные. В начале мая 1929 г.     Глушко был вызван к уполномоченному комитета в     Ленинграде Н.Я.Ильину и ему было предложено     немедленно начать экспериментальные работы по     реализации этого предложения.
 15 мая 1929 г. Глушко зачислен в штат     Газодинамической лаборатории (ГДЛ) в качестве     руководителя подразделения по разработке     электрических и жидкостных ракет и ракетных     двигателей. В 1930 г. разработана конструкция и     начато изготовление первого отечественного     жидкостного ракетного двигателя ОРМ-1. В 1930 г.     Глушко в качестве компонентов ракетных топлив     были предложены азотная кислота, растворы в ней     азотного тетроксида, перекись водорода и др.     Разработано и испытано профилированное сопло,     разработана теплоизоляция камеры ракетного     двигателя двуокисью циркония и другими     составами (патент получен в 1931 г.). В 1932 г.     одновременно с работой в ГДЛ работал     консультантом в Отделе лабораторий Путиловского     завода. За время работы в ГДЛ были разработаны     конструкции и испытаны двигатели серии ОРМ: ОРМ-1     ... ОРМ-52 на азотнокислотном-керосиновом топливе.     Кроме того, разработаны конструкции ракет серии     РЛА-1, РЛА-2, РЛА-3 и РЛА-100. В январе 1934 г. Глушко был     переведен в Москву и назначен начальником     сектора РНИИ Наркомата Обороны. В 1933-1934 гг. им     прочитаны два курса лекций:"Жидкое топливо для     реактивных двигателей" и "Конструкция     ЖРД" в Военно-воздушной инженерной академии     им.Н.Е.Жуковского, а в 1935 г. параллельно с работой     в РНИИ он заведующий и преподаватель Реактивных     курсов по переквалификации инженеров при ЦС     Осоавиахима. В декабре 1935 г. вышла в свет книга     "Ракеты их устройство и применение" под     редакцией
 Г.Э.Лангемака и В.П.Глушко. В марте 1936 г.     опубликована работа В.П.Глушко "Жидкое     ракетное топливо для реактивных двигателей"     (курс лекций). В 1936 г. Глушко получил звание     главного конструктора ЖРД. 5 ноября 1936 г.     проведены официальные стендовые испытания ЖРД     ОРМ-65 тягой до 175 кг на     азотнокислотно-керосиновом топливе для     ракетоплана РП-318 и крылатой ракеты 212     конструкции С.П.Королева, а 16 декабря 1936 г.     проведено первое огневое наземное испытание ЖРД     ОРМ-65 на ракетоплане РП-318 конструкции     С.П.Королева. 27 августа 1937 г. проведены     официальные стендовые испытания первого     отечественного газогенератора ГГ-1, работавшего     на азотной кислоте и керосине со вспрыском воды.     В 1937 г. опубликовано 7 статей в сборниках научных     работ РНИИ "Ракетная техника". Член     научно-технического совета.
В марте 1938 г. Глушко был необоснованно репрессирован и по август 1939 г. находился под следствием внутренней тюрьмы НКВД на Лубянке и в Бутырской тюрьме. 15 августа осужден Особым совещанием при НКВД СССР сроком на 8 лет, впоследствии оставлен для работы в техбюро. До 1940 г. он работает в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД при Тушинском авиамоторном заводе ╧ 82. За это время были разработаны проект вспомогательной установки ЖРД на самолетах С-100 и Сталь-7. В 1940 г. Глушко был переведен в Казань на завод No 27, где он продолжает работы в качестве главного конструктора КБ 4-го Спецотдела НКВД при Казанском заводе No 16 по разработке вспомогательных самолетных ЖРД РД-1, РД-1ХЗ, РД-2 и РД-3.
27 августа 1944 г. по решению Президиума Верховного Совета он был досрочно освобожден со снятием судимости, а в декабре 1944г. назначен главным конструктором ОКБ-СД. С 1944 по 1945 гг. проведены наземные и летные испытания ЖРД РД-1 на самолетах Пе-2Р, Ла-7, Як-3 и Су-6. Разрабатывается трехкамерный азотнокислотно-керосиновый ЖРД РД-3 тягой 900 кг., проведены официальные стендовые испытания ЖРД РД-1ХЗ с химическим повторным зажиганием. В 1945 г. Глушко назначен заведующим кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института.
С июля по декабрь 1945 г. и с мая по декабрь 1946 г. служебная командировка в Германию для изучения трофейной немецкой ракетной техники.
 3 июля 1946 г. приказом МАП был перепрофилирован     авиазавод ╧ 456 в Химках под производство     жидкостных ракетных двигателей с перебазировкой     коллектива ОКБ-СД из Казани. Этим же приказом     В.П.Глушко был назначен главным конструктором     ОКБ-456.
 29 сентября 1946 г. распоряжением Правительства     СССР ОКБ-СД во главе с В.П.Глушко было переведено     из Казани в Химки.
Под руководством В.П.Глушко в 1947 г. проведены государственные стендовые испытания двигателя РД-2 для самолетов.
На этом работы над ЖРД малой тяги были завершены. ОКБ переключается на воспроизведение ЖРД РД-100. Первый пуск ракеты Р-1 произведен 17 сентября 1948 г., а 10 октября 1948 г. произведен успешный пуск ракеты Р-1 с ЖРД-100. Продолжаются работы над модификацией двигателя РД-100: РД-101, РД-103, в результате чего 19 апреля 1953 г. осуществлен успешный пуск ракеты Р-5 с ЖРД-103.
 Наряду с основной работой с 1947 по 1954 гг. В.П.Глушко     читал курс лекций на Высших Инженерных курсах     при МВТУ им.Н.Э.Баумана, которые были изданы в 1948     г. под названием "Основы устройство реактивных     двигателей на жидком топливе".
 23 октября 1953 г. В.П.Глушко был избран     член-корреспондентом АН СССР, а 26 октября 1957 г.     решением Высшей Аттестационной Комиссии ему     присуждена степень доктора технических наук без     защиты диссертации. В 1958 г. избран действительным     членом Академии наук СССР. С 1965 по 1989 гг.     председатель Научного Совета по проблеме     "Жидкое топливо" при Президиуме АН СССР,     главный редактор энциклопедии     "Космонавтика" 1968, 1971 и 1985 гг., с 1969 г.     председатель научно-методического совета по     астрономии и космонавтике Всесоюзного общества     "Знание". Научный руководитель и     ответственный редактор справочника     "Термодинамические и теплофизические     свойства продуктов сгорания".
 Под руководством В.П.Глушко до 1988 г. были созданы     более 50 самых совершенных ЖРД и их модификаций на     высоко и низкокипящих
 окислителях, применяемых на 17 боевых и     космических ракетах.
 22 мая 1974 г. В.П.Глушко назначен директором и     генеральным конструктором НПО "Энергия", в     состав которого входило и КБ энергетического     машиностроения. В этой должности он работал до     июня 1977 г. В результате изменения в схеме     управления НПО "Энергия" за В.П.Глушко была     сохранена должность генерального конструктора.
 По его проекту и под его непосредственным     руководством была создана многоразовая     космическая система "Энергия-Буран" и     постоянно действующая многомодульная станция     "Мир". Кроме того, он возглавляет работы по     совершенствованию пилотируемых космических     кораблей "Союз" и разработке их модификаций     "Союз Т" и "Союз ТМ", а также грузового     корабля "Прогресс", совершенствованию     орбитальных станций "Салют", реализации     программы пилотируемых полетов, в том числе и     международных.
 За свою многолетнюю деятельность В.П.Глушко был     удостоен звания дважды Героя Социалистического     Труда, награжден пятью орденами Ленина, орденами     Октябрьской Революции, Трудового Красного     Знамени и многими медалями. Он лауреат Ленинской     и Государственных премий. Избирался депутатом     Верховного Совета 7-11 созывов. Был членом КПСС с     1956 г., избирался делегатом XXI-XXVII cъездов КПСС и     членом ЦК КПСС с 1976 г. В 1994 г. решением XXII     Генеральной ассамблеи Международного     астрономического союза имя В.П.Глушко присвоено     кратеру на видимой заповедной стороне Луны.
 Имеет четверых детей: дочь Евгения (1938 г.р.), дочь     Елена (1948 г.р.), сына Юрия (1952 г.р.) и сына Александра     (1972 г.р.).
- Войдите на сайт для отправки комментариев
 - 6563 просмотра
 


