Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Скончался Виталий Попков

 Картинка 83 из 167

Не стало знаменитого летчика Виталия Попкова. Дважды Герой Советского Союза скончался накануне вечером в Центральном военном госпитале имени Мандрыки. На боевом счету его числится 47 сбитых вражеских самолетов.

 

 

 

 

 

 В.И.Попков

 

Родился 1 Мая 1922 года в Москве, в семье рабочего. После окончания средней школы № 94 и аэроклуба Ленинградского района в 1940 году зачисляется в Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, которую оканчивает в 1941 году. Служит лётчиком - инструктором, в 1942 году оканчивает Батайскую военную авиационную школу пилотов и в Мае, когда положение на фронте осложняется, после 6-го рапорта направляется в действующую армию.

К Августу 1943 года командир звена 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт ) Гвардии Младший лейтенант В. И. Попков совершил 168 боевых вылетов, участвуя в 45 воздушных боях, сбил лично 17 самолётов противника. 8 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу войны командир эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия ) Гвардии Капитан В. И. Попков совершил 475 боевых вылетов, провёл 117 воздушных боёв, лично сбив 41 самолёт противника. За мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками, 27 Июня 1945 года он был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны продолжил службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1964 - Военную академию Генерального штаба. С 1980 года преподавал в Военно - Воздушной инженерной академии. В 1989 году вышел в запас. Награждён орденами Ленина ( трижды ), Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ) и 2-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями. Заслуженный военный лётчик СССР. Почётный гражданин города Москвы. Бронзовый бюст установлен на Самотечной площади.

Картинка 13 из 167

Виталий Иванович Попков - один из тех немногих людей, кому суждено было увидеть рукотворный памятник самому себе. Он был поставлен ему как дважды Герою в столице, на Самотеке. Рассказывают, что однажды, когда ветераны собрались в сквере, у памятника, по какому - то юбилейному поводу и по - фронтовому разлили по 100 грамм, нагрянул постовой. Велико же было его изумление, когда в одном из предполагаемых нарушителей правопорядка он узнал увековеченного в бронзе лётчика...

Попков родился в Москве 1 Мая 1922 года. По окончании московской школы № 94 и аэроклуба Ленинградского района был направлен в Чугуевское военное училище. На его выбор, конечно же, оказала влияние редкая и почётная профессия отца, шофёра - механика, бывшего водителем бронеавтомобиля ещё в Гражданскую войну. Виталий Попков прошёл все ступени лётной подготовки: от кружка авиамоделистов к планерной школе, затем аэроклуб и, наконец, Чугуев. Закончить училище ему довелось в фантастическом выпуске 1941 года, где было 59 будущих Героев Советского Союза ! Его однокашниками были Кожедуб и Лавриненков, Боровых и Лихолетов, Кустов и Шишкань... Профессиональная одаренность молодого пилота, его дисциплинированность, аккуратность и исполнительность не остались незамеченными даже на блестящем фоне курсантов училища, и он был назначен на должность инструктора...

С началом войны любимая служба стала в тягость, и после 6-го рапорта, весной 1942 года, когда военное положение вновь стало стремительно осложняться, сержант Попков был направлен на фронт, в славный 5-й Гвардейский истребительный авиаполк ( 207-я истребительная авиадивизия, 17-я Воздушная армия ) на Юго - Западном фронт.

Картинка 17 из 167

Его представление командирам было необычным. Добравшись на перекладных к аэродрому, он не в силах совладать с понятным интересом забрался в ещё не виданный им ЛаГГ-3, откуда был извлечён часовым. Комэск Герой Советского Союза В. Ефремов отнёсся к восторженному новичку с пониманием и невзирая на крайнюю непритязательность его внешнего облика, а одет он был в видавшую виды шинель невыясненных цвета, размера и принадлежности, предложил летать ему на подсменку. Предложение было с благодарностью принято, к огорчению наземных членов экипажа истребителя во главе с техником Д. Скородкиным, чья нагрузка возрастала отныне вдвое.

Свою первую победу в огненном небе Виталий Иванович запомнил навсегда. Это случилось в начале Июня 1942 года в окрестностях города Холм - на истребителе ЛаГГ-3 он сбил бомбардировщик Do-217. Вспоминает сам В. И. Попков:

"Первый мой сбитый самолёт, это был "Дорнье-217", - целая история. Началось всё с нарушения лётной дисциплины: во время тренировок я с перехлёстом поупражнялся на малой высоте. И меня назначили вечным дежурным по кухне. Я рвусь в бой, а мне: бой лихачей не терпит. Однажды ранним Июньским утром над аэродромом внезапно появляются два "Дорнье" и два Bf-109, которые прикрывали бомбардировщики. Их густые очереди бьют по стоящим на взлётных полосах "ЛаГГам". А если взлететь им навстречу ?

В самолёт вскочил в фартуке, в котором чистил картошку. "Дорнье" сбил с первого захода. Немцам это не понравилось, и они ушли. Я приземляюсь, море восторга. Объясняю, что сбить самолёт для меня - всё равно что плюнуть. Командир полка кричит: "Что же ты тогда ещё и "Мессеров" не прихватил ?!"

В ответ, я возьми да и ляпни: "Так вы, товарищ командир, своим нижним бельём мне всех фрицев распугали !" Рубанул я правду - матку. Утро - то раннее было, и командир на поле выбежал, что называется, не по форме. Комполка чертыхнулся, но дорогу в небо мне открыл..."

Молодой лётчик быстро "вписался" в коллектив. Он рвался в бой, но отсутствие боевого опыта не могло, в полной мере, компенсироваться даже яростным стремлением уничтожать врага. Неумение разгадать вражеские уловки, а значит, избрать наилучший тактический приём порой оканчивалось самыми плачевными результатами. Вот как вспоминает об одном из своих первых воздушных боёв Виталий Попков:

"...Вдруг увидел пару "Мессеров". Они шли в правом пеленге ниже нас на попутно - пересекающемся курсе. Лучшего положения для атаки невозможно придумать... но произошло неожиданное. "Мессеры" словно наткнулись на какую - то преграду. Они разом рванули вверх и мгновение спустя одновременно веером разошлись.

Вот так фокус ! Ведомый с крутым набором шёл в нашу сторону. Мной овладел охотничий азарт... Резко двинув рычаг газа вперёд до упора... Дальность между самолётами быстро сокращалась... В моём сознании не было ничего, кроме предвидения грядущей победы... И тут же последовал сильный удар. Скрежещущий звук металла резанул слух. Мотор остановился. Пахнуло едким дымом, а затем из - под приборной доски показались языки пламени...

Видели ли нас тогда фашисты ? Конечно, видели. Они же резко с набором высоты разошлись веером. Расчёт был прост. Когда кто - то из наших бросится за одним из них, позарившись на лёгкую добычу, второй, выполнив маневр, нанесёт удар сзади".

Постепенно, в напряжённых воздушных схватках, он набирался мастерства. Росло и число его побед. Через несколько дней в бою "6 против 30" ему удалось уничтожить ещё один бомбардировщик. В боях под Ржевом, в Августе 1942 года, Виталий сбил 5 самолётов. В одноё из схваток он был подбит и выпрыгнул с парашютом.

Тогда, в круговерти позиционного боя, он сумел поймать в прицел и поразить истребитель противника, мгновение спустя исчезнувший в облаке взрыва, и тут же ясно, как на картинке, увидел другой "Мессершмитт-109", аккуратно пристраивающийся в хвост машины его ведущего Гвардии Майора В. Ефремова. Резко сманеврировав, так, что сквозь надсадный рёв мотора, казалось, был слышен жуткий хруст перегруженных лонжеронов, Попков бросил свой "ЛаГГ" между "худым" и самолётом командира...

Несколько снарядов потрясли его машину, из - под капота показался голубоватый огонь, сменившийся растущим жёлтым пламенем... Секунды - и пожар проник внутрь, загорелись комбинезон, перчатки, жаркие языки лизнули лицо... Уже теряя сознание, лётчик перевернул самолёт и вывалился из кабины... Прогоревшее полотнище парашюта не держало, оно лишь замедлило падение, и, если бы не болотце, куда упал Виталий, в Москве было бы одним памятником меньше.

 Картинка 16 из 167

В конце Августа, по словам самого Виталия Ивановича, им был сбит один из известнейших немецких асов:

"Под Сталинградом 26 Августа 1942 года я выиграл воздушный поединок у Германа Графа ( 9-й ас Люфтваффе, 212 объявленных побед ). Порядочный лётчик. После того как его сбил, он провёл несколько лет в наших лагерях. Когда вернулся в Германию, стал убеждённым антифашистом, значительно позже даже баллотировался в Бундестаг от восточных областей ФРГ. Мы с ним неоднократно встречались. Так вот он согласился со мной, что "по честному", в "рыцарских поединках", он не сбил бы и десятой доли того, что есть на его счету..."

Весной 1943 года Попков, одним из первых в полку, освоил новый истребитель Ла-5. В Июле 1943 года, в период боёв под Харьковом, одердал свою 25 победу. Пилотом оказался ас из 52-й истребительной эскадры немцев, летавшим на раскрашенном Ме-109: кок с белой спиралью, жёлтые кончики крыльев, пиковый туз рядом с бегущим по волнам корабликом. Ас попал в плен, а крашеные обломки рассыпались по степи под Харьковом. Недаром яркая раскраска и приметные эмблемы были непопулярны среди большинства лётчиков. Сам Виталий Иванович вспоминает об этом случае так:

"Под Харьковом против нас сражалась знаменитая немецкая 52-я истребительная эскадра. Так вот там особенно нас допекал Вильгельм Батц ( 6-й ас Люфтваффе, 237 объявленных воздушных побед ), охотился на молодых пилотов. Однажды он, ведя "охоту", подкараулил нашего новичка, зашёл ему в хвост и... похоронив его, мы решили отомстить Батцу.

Он прилетел на третий день. Мы взлетели с Александром Пчёлкиным с разных сторон аэродрома. Немцы на время растерялись, и уже вскоре я заходил в хвост Батцу. Он "на все 100" использовал маневренные возможности Ме-109, пытаясь уйти от преследования. Только я к тому времени уже не мальчик был, знал по чём фунт лиха, 24 немецких самолёта грохнул. Вот Батц нырнул к земле, думал уйти. Я - за ним. Вспорол "Мессер", когда до земли оставалось метров 30. Пробил бензопровод. Батца спасло чудо: ему удалось обмануть крестьян деревеньки, где он приземлился, и убежать.

После войны мы встретились. Напоминая Вилли Батцу о бое возле украинского совхоза "Динамо", а он шарахнулся в сторону, распсиховался и выскочил из здания. Только после того, как немецкие газеты на другой же день сообщили о том, что русский ас напугал аса люфтваффе, Батц нашёл возможность извиниться перед мной, даже книгу свою подарил. Я прочитал её - поднаврал он там много. Бог ему судья..."

 Ла-5ФН В. Попкова.

В годы войны советский писатель Алексей Толстой писал: "В воздушном бою нет шаблона. Каждый бой - искусство". Таким искусством в совершенстве владел и Виталий Иванович. К Августу 1943 года, когда позади остались бои на Калининском фронте, в низовьях Дона и на Курской дуге, командир звена 5-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии Младший лейтенант В. И. Попков совершил 168 боевых вылетов, участвуя в 45 воздушных боях, сбил лично 17 самолётов противника. 8 Сентября 1943 года, в дни сражения за Донбас, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В боевой характеристике Попкова говорилось: "Тихий и скромный на земле, он со всей ненавистью и упорством сражается в воздухе, громит фашистских захватчиков и всегда выходит победителем из самых трудных воздушных схваток".

В судьбе Попкова немало событий, где его поступки вырастают до масштаба ратного подвига. Здесь и поединок 23 Июля 1943 года, когда терпеливо, по крупицам набирая преимущество, он провёл бой и сбил подряд 2 истребителя новой модификации - Ме-109G-2; и схватка подо Львовом, где, успешно атаковав вражеские бомбардировщики, уничтожив 3 из них, Попков вместе со своим ведомым А. Пчёлкиным ( 387 боевых вылетов, 61 воздушный бой, 14 личных и 2 групповые победы ), уже не имея ни единого патрона, сумел вырваться из клещей восьмёрки немецких истребителей; и перехват над Глогау 16 Февраля 1945 года, где он сбил 2 Ju-87 и Fw-190...

В боях на правом берегу Днепра командир эскадрильи Виталий Попков увеличил личный боевой счёт до 30 сбитых вражеских самолётов. К Февралю 1945 года командир эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Капитан В. И. Попков совершил 325 боевых вылетов, провёл 83 воздушных боя, лично сбил 36 самолётов противника.

К концу войны, по официальным данным, он совершил 475 боевых вылетов, 38 раз ходил на штурмовку вражеских аэродромов, переправ, живой силы и техники противника. 117 воздушных боёв провёл отважный лётчик, сбил лично 41 самолёт противника, последний 1 Мая 1945 года - в небе Берлина. Сражаясь в небе Калинина, Калача, Харькова, Одессы, над берегами Днепра, Вислы и Одера отважный советский ас уничтожил почти полтора вражеских авиаполка. На его счету один воздушный таран. Вспоминает Виталий Иванович:

"Весной 1945 года я, из - за озорства, завалил таранным ударом "Юнкерс". Горяч был, вот и сбил его просто на спор...

К таранам в нашем полку относились как к последнему оружию лётчика. Мы считали, что у противника нужно выигрывать чисто. Раз тебе вручили самолёт, так надо его использовать умело - уничтожить на нём несколько машин врага. Был у нас один лётчик, имевший на своём счету сразу два тарана. Я с ним поспорил: чуть искуснее действуй и таран не нужен. Потом взорвался и говорю: " В первом же бою докажу, что для аса таран - дело нехитрое !" А слово я привык держать. На следующий день у всех на глазах я рубанул по хвосту Ju-88. Тот сразу вошёл в штопор и упал. А я еле живой, весь в крови, сумел всё - таки сесть на своём аэродроме.

Докладываю командиру полка, что, мол, сбил немецкий самолёт тараном. Интересные слова я услышал от дважды Героя Советского Союза Василия Александровича Зайцева... Тот самолёт мне в воспитательных целях не засчитали. Так что мой официальный счёт воздушных побед ниже фактического. Но к кому тут предъявишь претензии ? Теперь то я понимаю, что с моей стороны было проявлено настоящее воздушное хулиганство.

В.И.Попков

Последний свой самолёт противника я сбил над Берлином, разменяв уже пятый десяток личных побед..."

На счёт "пятого десятка личных побед" - вопрос конечно интересный. Скорее всего, имеется в виду общий счёт воздушных побед. Кроме того, не всё ясно и с групповыми победами - в различных источниках их число варьируется от 1 до 17. Так что точных данных, к сожалению, пока так и нет. Однако, весной 2005 года, в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, телеканал "Культура" опубликовал цикл передач - интервью с некоторыми Героями Советского Союза, ещё живыми участниками той далёкой войны. В одной из передач выступил и В. И. Попков. По его собственным словам, за годы войны он сбил 42 самолёта лично ( видимо, с учётом официально незаписанного на его счёт протараненного "Юнкерса" ) и ещё 13 самолётов "срубил в групповых боях". На этих цифрах мы и остановимся...

Когда закончилась война, Виталию Попкову было всего 23 года. Но, несмотря на молодость, он был одним из прославленных асов, которых газеты военных лет называли воздушными снайперами. Лёгкий в общении и выдержанный, покладистый и самоотверженный, требовательный к самому себе, Попков был образцовым боевым товарищем и другом. Он был желанным ведомым у сложившихся мастеров воздушного боя - В. Ефремова и И. Лавейкина, за ним, уже ставшим комэском, смело шли младшие лётчики. Заметим, младшие по должности, по воинской субординации, ибо до конца войны Попков оставался не только в полку, а во всей плеяде советских асов одним из самых молодых по возрасту.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками, 27 Июня 1945 года Виталий Иванович Попков был награждён второй медалью "Золотая Звезда". Он был участником Парада Победы 24 Июня 1945 года в Москве.

Виталий Попков - прототип героя Леонида Быкова (внизу слева) - считал фильм «В бой идут одни «старики» лучшей картиной про летчиков.

После войны Виталий Иванович продолжил службу в ВВС. Служил командиром эскадрильи, позднее - командиром авиаполка, затем - командиром истребительной авиадивизии ВМФ, помощником командующего ВВС Балтийского флота. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1964 году - Военную академию Генерального штаба. В 1968 году ему присвоено звание Генерал - Лейтенант авиации. Освоил многие реактивные истребители, среди них все типы "МиГов" - от МиГ-9 до МиГ-21, Су-7, Су-9, Су-15. Свой последний вылет совершил в 1979 году. С 1980 года преподавал в Военно - Воздушной инженерной академии. После увольнения в запас, занимается общественной деятельностью. Почётный член трёх престижных ветеранских организаций: Российского клуба асов, американского Клуба орлов и немецкого клуба лётчиков - истребителей.

Кадр из кинофильма "В бой идут одни старики"

Именно Виталий Попков стал прототипом Маэстро (капитана Титаренко) которого блестяще сыграл поистине народный актер Леонид Быков в свем фильме "В бой идут одни старики" (в который раз я его упоминаю в своих материалах!). Причем его биографию "разделили" два персонажа этого фильма. Первым был лейтенант Александров (Кузнечик)- Попков в начале службы, и сбитый самолет Кузнечика тоже часть его биографии (см. выше). А капитан Титаренко- возмужавший Попков, настоящий воздушный ас.

Ему было 88 лет. Вечная память! Прощай Маэстро!

Кирилл, спасибо за этот рассказ о Виталии Попкове. Пожилые люди говорят, что чем больше людей помянут добрым словом ушедшего из жизни человека, тем ему будет легче покидать наш мир. Светлая память.
Фильм "В бой идут одни старики" очень трогательный. Почему-то о настоящих Героях вспоминают чаще только тогда, когда они умирают.