На Земле только два раза в году день бывает равен ночи, а на Луне, Меркурии, Венере, Юпитере равноденствие – круглый год, каждые сутки.
Почему? Потому, что на этих небесных телах не бывает смены времен года.
Почему? Ведь другие планеты тоже движутся по своим орбитам вокруг Солнца.
Да, но оси суточного вращения Юпитера, Венеры, Меркурия, Луны почти перпендикуляны плоскостям их орбит. Как видно из рис. 1, во всех точках орбиты условия освещения этих планет Солнцем одинаковы, они не зависят от того, в каком месте своей орбиты находится планета. (В положении 2 на орбите Солнце расположено за планетой, а в положении 4 Солнце – перед планетой).
Земля тоже движется вокруг Солнца по орбите, но это условие - необходимое, но не достаточное для смены времен года. Еще два обстоятельства обеспечивают непрерывное изменение условий освещения Земли Солнцем.
Рис. 1
1. Ось суточного вращения Земли наклонена к плоскости ее орбиты (эклиптике) под углом 66 градусов 33 минуты, поэтому разные районы Земли освещаются по-разному. Рисунок 2 показывает, как освещается Земля, когда в северном полушарии день летнего солнцестояния, а в южном – зимнего.
Ульяновск, например, вращаясь вокруг оси Земли по суточной параллели на географической широте 54 градуса 19 минут, большую часть суток летом проводит на дневной стороне Земли, а на ночной – меньшую. (На всех рисунках соблюдаются обозначения: н - ночь, у - утро, д – день, в - вечер).
За Северным полярным кругом суточные параллели полностью располагаются на освещенной стороне Земли, здесь полярный день. В южном полушарии дни короткие, ночи длинные, а вокруг южного полюса - полярная ночь.
Рис. 2
2. Земля движется по орбите так, что ось ее суточного вращения смещается параллельно самой себе. Условия освещения земной поверхности, представленные на рис. 2, непрерывно изменяются. Через полгода они сменятся на противоположные: в северном полушарии дни станут короткими, а в южном – длинными (рис. 3). В промежуточных положениях на орбите, в дни равноденствий, дни сравняются по продолжительности с ночами в обоих полушариях Земли (рис. 3 и 4).
В 2015 году весеннее равноденствие в северном полушарии наступит 21 марта, а осеннее - 23 сентября. Только на земном экваторе равноденствие повторяется каждые сутки. Все описанные явления в действительности в природе оказываются гораздо сложнее, их изучением занимаются специалисты.
Рис. 3
Рис. 4
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 8206 просмотров
Мой взгляд на точки равноденствий, солнцестояний и границы времён года. Надеюсь, не слишком абсурдно-бурдовый...
Знание времён года входит в обязательный тест дошкольников. Детей с самого раннего возраста проверяют, понимают ли они особенности, когда наступает весна, лето, осень, зима.
В школьных учебниках объясняется, чем вызвана смена времён года. Объясняется, НО не усваивается. Могу об этом судить даже по себе.
В материале уважаемой RMR_astra приведена очень доходчивая иллюстрация для понимания смены времён года на Земле. Удивительно, что на других планетах день равен ночи всегда. Жителям Земли очень повезло, что у них есть четыре времени года. Без ожидания весны, лета, осени, зимы наша жизнь, наверное, была бы совсем другой.
Если словами поэта:
Если быть точнее - то на некоторых других планетах день равен ночи и нет смены времён года:
(картинка бОльшего размера здесь).
А про смену времён года на Марсе с таянием его полярных шапок вообще очень широко известно.
Ваше замечание о некоторых планетах вполне справедливо, а иллюстрация очень уместна.
Я сама понимала, что надо уточнить мой текст, но не сделала этого.
Ваша статья о временах года доставила мне огромное удовольствие. Она написана лаконично и в то же время четко и обосновано. Ее надо бы направить в один из центральных журналов. Там она, наверно, вызовет дискуссию, ведь до сих пор в Астрономических календарях солнцестояния называются началом лета или зимы. Меня всегда это коробило. Как и в случае с некоторыми планетами Вы озвучили мои невысказанные мысли.
Кстати, солнцестояния так называются потому, что некоторое время до и после них полуденная высота Солнца и продолжительность светлой доли суток изменяются очень незначительно.
Теперь о другом. Мое мнение о «странных» идеях, повидимому, не совпадает с Вашим.
Мне ближе высказывание извесного астрофизика И.С. Шкловского, что наука интереснее, увлекательнее и непредсказуемее любых фантазий. Чтобы понять, что идея новая, надо знать и понимать старое. По отношению к чему новая?
Рахиль Менашевна, спасибо за неожиданную положительную оценку моего текста!
А мои уточнения относились не к Вашему тексту, а к комментарию Полины.
Мне ближе высказывание извесного астрофизика И.С. Шкловского, что наука интереснее, увлекательнее и непредсказуемее любых фантазий. Чтобы понять, что идея новая, надо знать и понимать старое. По отношению к чему новая?
Рахиль Менашевна, в ответ на эти Ваши замечания у меня появилось желание написать отнюдь не очень лаконичный ответ. Однако, потом я понял, что это будет оффтопом в данной теме. Поэтому, если Вам интересен мой ответ (и вообще - дискуссия на эту тему), продублируйте, пожалуйста, Ваш текст в той теме сайта ЛКИ, где я поднял вопрос о «странных идеях», и я отвечу Вам там.
Пока же не могу удержаться от того, чтобы прокомментировать высказывание И.С.Шкловского. Я согласен с ним, но только если под наукой понимать не просто рутину, «работу», а творческое занятие. Казалось бы, так и должно быть. Но, почему же, в таком случае, когда говорят «творческий человек», «творческая профессия», все сразу представляют художника, человека искусства, но никак не учёного. И дело не в том, что сейчас наука в нашем обществе не на вершине авторитета. В СССР, где общественная оценка науки была другой, у понятий «творческий человек» и «творческая профессия» были те же коннотации.
В статье, представленной на сайте уважаемой RMR_astra, указаны конкретно планеты:
Поэтому Ваше замечание
совершенно справедливо. Интересно, когда я проверяла текст уже выставленного комментария, то промелькнула мысль, что надо уточнить на каких планетах. Но отвлёк телефонный звонок. И осталась двусмысленная информация.
Надеюсь, что после Вашего комментария и отличной иллюстрации правильная информация чётко отпечатается у тех, кто прочитает комментарий. Получился своеобразный "маркетинговый" ход для привлечения внимания и усвоения информации.