20 апреля 2015 года в читальном зале научной библиотеки УлГУ состоялся научный семинар в рамках проведения конференции "Космос и наука - 2015".
В этот день были заслушаны 3 доклада учеников СОШ № 66 и СОШ № 48 им. Героя России Д.С. Кожемякина г. Ульяновска.
Лаборатория космических исследований УлГУ проводит конференции уже четырнадцатый год подряд. Изменялись название конференции, участники. Регламент проведения корректировался на основании опыта и отзывов. Эта встреча со школьниками получилась особенно запоминающейся.
Лаборатория космических исследований УлГУ пережила несколько этапов, уже значительно отдалившись от первоначальной цели. Можно даже написать, что деятельность Лаборатории формируют идеи увлечённых энтузиастов, которые непостижимым для нас образом приходят в Лабораторию и щедро подпитывают своей энергетикой.
Кто бы мог предположить, что ученики третьего (!) класса, конечно, вместе с учителем и родителями, самостоятельно найдут путь в Лабораторию космических исследований университета, чтобы им рассказали о законе Всемирного тяготения. Такой удивившей просьбе невозможно было отказать, и встреча состоялась. Но сколько было проведено и ранее подобных популярных лекций, бесед ... без продолжения. В этом же случае связь не оборвалась, причём исключительно по инициативе другой стороны. От Лаборатории космических исследований Павел Миронов и Валерия Рибенек встретились с третьеклассниками уже на территории школы № 66 г. Ульяновска и провели своеобразный урок, как проводить научные исследования.
Казалось, на этом этапе должна была бы сделана остановка на время взросления и освоения будущих знаний. Но и здесь мы ошиблись. Ребята начали заниматься вне учебных занятий дополнительной, для них по-настоящему исследовательской работой. Конечно, в этом безусловная заслуга учителяначальных классов СОШ № 66 г. Ульяновска Ирины Валентиновны Соколовой и родителей. Но и без желания детей, в которых можно вкладывать усилия, ничего бы не получилось. Валерия Рибенек, сама лишь ученица 10 класса СОШ № 48, помогала оформить результаты проделанной работы.
И наконец, 20 апреля 2015 года (прошло полгода с первой встречи 17 октября 2014 года), состоялся семинар в рамках Конференции "Космос и наука - 2015", где и были заслушаны доклады о проделанной работе.
Именно в этот день, 20 апреля, неожиданно выпал обильный снег и спровоцировал значительные проблемы с передвижением на любом виде транспорта. До последнего момента мы сомневались, что школьники приедут из Засвияжского района, добраться из которого не так просто при любой погоде. Но первыми, кого мы встретили при входе в университет, были приехавшие заранее до назначенного времени ученики с родителями и учителем.
Для ребят были специально приготовлены наборы электронных конструкторов для демонстрации опытов, непосредственно связанных с темами выступлений. На фотографиях видно, что ребята справились с заданиями, и собранные схемы продемонстрировали "летающую тарелку", преодевшую силу тяготения, и управление дистанционно с помощью магнита.
Но, конечно, самым главным событием было представление результатов работы, проделанной третьеклассниками. Ребята с самого начала разделились на две группы, и каждая проводила исследования по выбранной теме.
Первыми решились выступить Анастасия Родионова, Дмитрий Закиев и Александр Селивёрстов по теме "Закон всемирного тяготения. Роль в жизни природы и человека". В презентации авторы указали не только свои имена, но и отчества. Это обращает внимание. Профессор УлГУ Владимир Васильевич Учайкин (он входит в состав сотрудников Лаборатории) обращается к студентам по имени-отчеству, считает это важным для человека.
Ниже представлена презентация выступления. Админ сайта в это время работал в г. Баня-Лука (Сербия), но нашел в своём напряжённом графике время для выставления презентаций на сайт:
Необходимо отметить, что выступавшие на этой конференции ученики 3 класса очень хорошо владеют речью, было приятно слушать. Не все студенты и даже взрослые умеют так уверенно выражать свои мысли. Правда, руководитель Лаборатории позже заметил (в кулуарах), что ребята отлично выучили свои выступления, но это было сказано скорее с оттенком одобрения, что и здесь вложен труд.
Для всех семинаров и конференций Лаборатории космических исследований характерно то, что происходит после выступлений. Это вопросы и обсуждение, которое иногда продолжается гораздо дольше самого выступления. Ребята сразу же после вполне заслуженных аплодисментов направились к своим прежним местам. По тому, как быстро они это сделали, конечно, было понятно их волнение и желание перевести дух. Но профессор кафедры теоретической физики университета Виктор Михайлович Журавлев "безжалостно" вернул учеников школы к защите, как и положено в научной среде, представленных результатов.
Вопросов было много, непростых для учеников третьего класса. Ведь задававшим вопросы известны "подводные камни" сил тяготения, а школьникам только предстоит осознать те знания, которые накопились за сотни и даже тысячи лет. Лучшие умы человечества не сразу догадались о тайнах сил тяготения. Но такова проверка на прочность, готовы ли начинающие исследователи посвятить свою жизнь сложным и непредсказуемым, но увлекательным научно-исследовательским поискам.
На конференциях Лаборатории космических исследований при отборе работ отклоняют рефераты, в котором просто скопирована информация. В представленной работе ребята не сделали никаких новых открытий, но они повторили путь, пройденный другими исследователями. Для постановки опытов они приезжали в университет и провели эксперименты под руководством кандидата физико-математических наук Игоря Олеговича Явтушенко ( на одном из слайдов он виден).
Эта работа честная: выполнено то, что доступно для понимания этих третьеклассников. Замечания есть только по слайдам. На слайде 9 приведена формула закона всемирного тяготения, которая сложна для восприятия в третьем классе. К тому же с ошибкой записано значение гравитационной постоянной. Также сомнительный вывод приведен на слайде 8. Именно поэтому ребята задумались над вопросом, а как будет падать листок бумаги.
Тема следующего выступления "Влияние космоса на человека". Авторы работы - Кирилл Раков, Александр Гурьев, Максим Жировов, Кристина Моржина.
Можно "придраться" к названию доклада , постановке исследований, выполнению графиков, но это совершенно не повлияло на восприятие проделанной работы, как добросовестной и правдивой. С этой группой работала Валерия Рибенек. Правда, научными руководителями указаны ещё В.М. Журавлев и П.П. Миронов, но это, видимо, только для придания авторитетности.
Валерия Рибенек так определила ценность данной работы после первой же встречи с этими третьеклассниками:
Я была приятна удивлена тем, что столь юные ученики и их родители так хотят заниматься научной деятельностью. У них высокий энтузиазм и желание. Это уже хорошо!
На слайде 3 презентации среди всех Задач проекта необычно, но наиболее привлекательно:
Самостоятельно познавать окружающий мир
Ребята все пришли на конференцию нарядными и торжественными, как на праздник. Рассказали по очереди о своей работе, не глядя на слайды и ни разу не сбившись. На вопросах немного растерялись, но ведь тема сложная и для взрослых исследователей, пока много неясного в "магнитных бурях".
Во время выступлений третьеклассников и обсуждения ни учитель Ирина Валентиновна Соколова, ни родители не помогали. Юным исследователям была предоставлена полная самостоятельность. В конце только Ирина Валентиновна заметила, что работами ребята занимались с увлечением и интересом, никого не надо было заставлять. Они получили первый опыт научных исследований, а один человек (не назвав фамилии) настолько серьёзно относился к выполнению всех заданий, что может посвятить этому свою жизнь.
С датой проведения конференции немного затянули, но выбор 20 апреля стал необходимостью, так как 21 апреля Валерия Рибенек должна была уезжать на конференцию в Санкт-Петербург.
Было небольшое сомнение, отпустить третьеклассников сразу после того, как они выступили или всё-таки оставить, чтобы они послушали "взрослый" доклад с формулами. Но Валерия так быстро вышла выступать, что времени на выбор уже не осталось. Она сразу предупредила, что не очень хорошо себя чувствует, так как является сильно метеозависимой и перемену погоды ощутила вполне. Сразу возникло радостное оживление в аудитории - вот же человек для накопления статистики по магнитным бурям. Свои одноклассники ничего не чувствуют из космоса, а у родных бабушек и дедушек сложно выделить влияние именно магнитной составляющей на самочувствие.
Валерия уже выступала о перламутровых облаках на научном семинаре НИТИ. С того времени работа была дополнена и заявлена на Всероссийскую научную конференцию учащихся "Интеллектуальное возрождение - 2015". Виктор Михайлович заранее посмотрел работу, Валерия все замечания оперативно исправила и представила окончательный вариант. Это полностью самостоятельная научно-исследовательская работа от выбора темы до оформления презентации, доклада и тезисов.
Раз уж третьеклассники остались, думали, что они просто вежливо послушают. Но сразу после выступления Валерии заинтересованные вопросы поступили именно от юных участников и даже родителей. И молодые сотрудники Лаборатории не остались безучастными, были и от них вопросы. Уже после окончания семинара конференции прозвучало мнение: "Это было лучшее выступление из всех конференций, на которых присутствовал."
Потом были вручены дипломы, подарки. Это оказалось второстепенным. Надеемся, что каждый почувствовал творческую атмосферу и приобрёл новые впечатления.
Уже известны итоги конференции "Интеллектуальное возрождение - 2015". Валерия выступала в секции "Физика и астрономия", в которой был заявлен 21 доклад. Выступление Валерии вызвало оживлённую дискуссию. Среди достойных тем и большинства участников из родного Санкт-Петербурга работа Валерии Рибенек удостоена третьего места. Это успешное завершение некоторого этапа самостоятельного творческого поиска. Лаборатория космических исследований поздравляет Валерию!
Пока информацию Валерия сообщала только по телефону. Сейчас она возвращается поездом из Санкт-Петербурга. Надеемся на подробный репортаж на сайте.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 6221 просмотр
Меня всегда в таких случаях интересует: насколько большой была собственная мотивация ребят заняться исследовательской работой? Понятно, что взрослые нашли ЛКИ, договорились, привели, помогли оформить и т.п. Но, если бы всего этого не было, какова бы была собственная активность ребят?
Кроме того, в двух командах ребят - соответственно, 3 и 4 человека. Как получилось, что именно эти трое(!) и четверо(!) одноклассников(!) сорганизовались в две(!) исследовательские группы? Их взрослые сорганизовали или они сами договорились? Как правило, в такой ситуации есть один неформальный лидер. Не более, чем один на весь класс. Есть он здесь?
Конечно, здорово, что ребята сделали исследовательскую работу и успешно выступили. В их возрасте любознательность - это нечто естественное. Но меня интересует нечто большее, чем простая возрастная любознательность...
P.S. Конечно, это - вопрос к взрослым, к педагогам. Но было бы замечательно, если бы сами ребята что-нибудь написали здесь: как так случилось, что они занялись исследованиями?
Можно прочитать комментарий Валерии Рибенек.
Да, комментарии и весь тот материал кое-что проясняют.
Так, становится понятным, что вторая группа предлагала темы, находящиеся вблизи переднего края науки - «Жизнь на Марсе», «Чёрные дыры» и т.п. и, в конце концов, остановилась на малоисследованной теме о влиянии Космоса на человека. Да и сделали они свою работу более обстоятельно - с графиками, обобщающими достаточно длительные наблюдения.
Первая же группа выбрала тему, в которой практически невозможно открыть что-то новое (по крайне мере, силами ребят в ближайшее время). Новое они открыли только для себя. Иными словами, первая группа сделала, как это называется в старших классах школы и в вузе, лабораторную работу.
Итак, вторая группа в моих глазах (с точки зрения принятых в Солярисе критериев) приобретает больший «рейтинг».
Однако, по-прежнему остаются вопросы. В тексте часто используется оборот «дети и родители», «дети и учителя». Меня интересует - как произошло знакомство ребят с ЛКИ? Это родители с учителями узнали про ЛКИ и привели ребят, помня ещё советские установки о том, что «наука - это хорошо»? Или дети (или кто-то один из ребят?) «теребили» родителей, учителей своим интересом к науке, что побудило взрослых заняться поиском соответствующего места, в результате чего они нашли ЛКИ?
Конечно, данная тема посвящена самой конференции, но меня интересует то, что происходило до конференции. Корни явления, так сказать...