Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Двигатель претендента на наземный рекорд скорости поможет космотуризму

Конструкторы «ракетомобиля» Bloodhound SSC рассчитывают, что создаваемый ими двигатель станет безопасным вариантом для частных космических кораблей.

Для того чтобы разогнаться до рекордных 1 690 км/ч (что на 462 км/ч больше установленного в 1997 году достижения), британскому сверхзвуковому автомобилю Bloodhound SSC потребуются три двигателя суммарной мощностью 135 тыс. л. с. Каждый «заточен» под выполнение собственных задач по разгону и обеспечению работы различных систем.

 

Если с турбовентиляторной установкой Eurojet EJ200 и топливным мотором производства Cosworth проблем нет (они успешно используются соответственно в истребителях Eurofighter Typhoon и гоночных болидах), то на третий — ракетный — двигатель разработчики потратили уйму времени, денег и сил.

Ответственный за его изготовление Дэниэл Джабб, основавший небольшую компанию Falcon Project Limited (FPL), рассказывает, что твердотопливный вариант был сразу отвергнут, поскольку в аварийной ситуации его нельзя «отключить» (топливо должно полностью выгореть). Авторы проекта перепробовали различные комбинации жидкого горючего (керосин, водород, спирт) и окислителей (азотная кислота, азотный тетраоксид, пероксид водорода, жидкий кислород), но ДУ были неподъёмными, а жидкий кислород, как известно, и вовсе требует сверхнизких температур.

Эта «пуля на колёсах» лишь формально является автомобилем. (Фото Bloodhound SSC.)
Эта «пуля на колёсах» лишь формально является автомобилем. (Фото Bloodhound SSC.)

В конце концов остановились на гибридном варианте: твёрдый полимер полибутадиен в качестве топлива и жидкий окислитель — закись азота (NO2). Та же комбинация применялась, к примеру, в SpaceShipOne — предшественнике активно испытываемого частного космолёта SpaceShipTwo производства компании Scaled Composites.

FPL уже была готова начать работу над двигателем, но в 2007 году при проверке текучести закиси азота случился взрыв, убивший трёх инженеров Scaled Composites. Точная причина трагедии не была установлена, но г-н Джабб и его команда изучили историю инцидентов, связанных с NO2, и выяснили, что закись становится взрывоопасной в присутствии некоторых посторонних веществ или под действием тепла и высокого давления.

После выявления угроз, связанных с закисью азота, Scaled Composites продолжила с ней работы, а вот FPL обратилась к более безопасному окислителю — концентрированной перекиси водорода (HTP). При её хранении тоже есть свои риски, но они не столь существенны, утверждает г-н Джабб.

По его словам, вне зависимости от того, будет ли установлен новый автомобильный рекорд скорости, новый ракетный двигатель может внести свою лепту в развитие безопасного коммерческого космоплавания. Стендовые испытания системы пройдут в ближайшие три месяца.

Ну а судьбоносный для Bloodhound SSC заезд состоится примерно через полтора года.

Подготовлено по материалам NewScientist.
Источник:
compulenta.ru Текст: Андрей Величко