Маленький шаг для компании
Фантастическое будущее, где корабли мегакорпораций без конкретной государственной принадлежности бороздят просторы космоса, стало еще на один, пусть и маленький шаг, ближе. 14 июля, пока на мысе Канаверал в очередной раз откладывали запуск шаттла, американская компания SpaceX (Space Exploration Technologies) стала первым негосударственным предприятием за более чем 50-летнюю историю освоения космоса, которое смогло отправить на орбиту работающий спутник
Наше время можно смело назвать эпохой зарождения "частного космоса". По всему миру насчитываются десятки компаний, которые разрабатывают собственные маленькие и не очень космические программы. Например, только в конкурсе Google Lunar X Prize, победителем которого должна стать компания, первой отправившей на Луну собственный луноход, зарегистрированы 19 участников. Всего 39 лет назад, когда на Луне высадился советский Луноход-1, работы велись лишь по двум проектам, которые разрабатывали две сверхдержавы - СССР и США.
Одним из важнейших аспектов космической отрасли является доставка грузов на орбиту. В настоящее время в околоземном пространстве сосредоточено множество спутниковых систем, каждая из которых требует регулярного обслуживания - ведь срок службы типичного спутника составляет 10-15 лет. Еще месяц назад, чтобы отправить аппарат на орбиту, нужно было обращаться в государственные космические агентства: средствами доставки обладали не более десятка таких организаций.
Маленькая, но гордая ракета
Ситуация изменилась 14 июля 2009 года. Ракета Falcon-1 компании SpaceX отправилась на орбиту с космодрома на Маршалловых островах. Примерно в 7:44 утра по московскому времени разгонный блок успешно вывел на расчетную траекторию малайзийский космический аппарат RazakSAT, предназначенный для проведения съемок земной поверхности.
![]() |
Спутник RazakSAT предназначен для съемки земной поверхности. Он способен делать фотографии с разрешением около 2,5 метров. Двигаться аппарат будет по орбите с углом наклона 9 градусов. Фото Federal Government of Malaysia |
Первая частная ракета-носитель не отличается выдающимися характеристиками. Ее длина составляет примерно 20 метров, а масса - около 28 тонн. Тяга при старте - 347 килоньютонов. Для сравнения, например, российский "Союз У" почти в 2,5 раза длиннее, в десять раз тяжелее и развивает стартовую тягу примерно в тысячу килоньютонов. Однако скромные размеры не помешали Falcon-1 справиться с намеченным заданием.
Стоит отметить, что изначально запуск был запланирован на 21 апреля 2009 года. Однако тогда его было решено отложить по техническим причинам. Дело в том, что разгонный блок ракеты с грузом покрывается специальным обтекателем для придания "хорошей" аэродинамической формы и защиты полезной нагрузки. Инженеры SpaceX опасались, что обтекатель будет прилегать неплотно. Из-за этого во время старта могла возникнуть вибрация, способная повредить спутник.
Space Exploration Technologies
SpaceX является одной из самых успешных компаний в области освоения космического пространства. Так, помимо Falcon-1 у нее имеются и более мощные ракеты. Самый тяжелый вариант - Falcon-9 Heavy - представляет собой довольно внушительную конструкцию длиной около 55 метров и массой около 900 тонн, а ее стартовая тяга составит целых 15 меганьютонов. Правда, первый полет этой ракеты состоится не раньше 2010 года.
![]() |
Корабль Dragon. Фото SpaceX |
Наконец, самой главной удачей компании стала победа в тендере на доставку грузов на Международную космическую станцию. Напомним, что в 2010 году завершаются полеты американских шаттлов. Чтобы доставлять своих астронавтов на МКС, NASA обратилось за помощью к Российскому космическому агентству. Был подписан контракт, по условиям которого российская сторона обязалась обеспечить производство, обслуживание, подготовку, запуск и доставку обратно на Землю нескольких американских экипажей.
Шаттлы, однако, выполняли еще одну функцию - они возили на орбиту полезные грузы. Однако американская сторона отказалась приобретать российские грузовые "Прогрессы", обслуживающие МКС. Вместо этого американское агентство обратилось за помощью к частным космическим компаниям. В результате проведенного в декабре 2008 года тендера, контракт на 3,5 миллиарда долларов достался компаниям SpaceX и OSC (Orbital Sciences Corporation). Такой шаг со стороны NASA был довольно рискованным - на то время еще ни одна из этих компаний ничего полезного на орбиту не выводила.
Через тернии к звездам
Совсем недавно появилась информация о том, что NASA не намерено продлевать работу МКС. Это решение было поддержано многими критиками этой программы. Некоторые из них заявили, что у МКС нет цели и она изначально строилась лишь для того, "чтобы шаттлам было куда летать". Доля истины в этом заявлении есть: государственный космос себя практически изжил. Сейчас в космическое пространство рвутся державы, для которых все это в новинку. Однако будет ли Китай столь же рьяно осваивать космос через 40 лет? Маловероятно. Пришло время отправиться в космос частникам, которые завоюют космос более рационально и найдут ему более практическое применение
http://www.lenta.ru/articles/2009/07/15/spacex/
- 4247 просмотров