Дмитрий Евгеньевич Охоцимский (26 февраля 1921 — 18 декабря 2005) — советский и российский учёный, создатель научной школы в области динамики космического полета, автор фундаментальных трудов в области прикладной небесной механики, робототехники и мехатроники.
Значительная часть научной деятельности Охоцимского была посвящена решению вариационных задач оптимизации космических полетов: как достичь конечной цели при минимальных затратах топлива. Работая на первых советских вычислительных машинах (ЭВМ Стрела), Охоцимский и его сотрудники разрабатывали и применяли на практике численные методы нового поколения и принципы программирования. После запуска первого спутника Охоцимский опубликовал ряд фундаментальных статей обобщающих баллистические аспекты полетов спутников.
Под руководством Охоцимского в его отделе была собрана замечательная группа молодых талантов, которую называли «команда Келдыша». Многие из них стали известными учеными: Э. Л. Аким, Т. М. Энеев, В. А. Егоров, В. А. Сарычев, А. К. Платонов, М. Л. Лидов, В. В. Белецкий. Охоцимский участвовал в планировании многих космических полётов, в том числе к Луне, Марсу и Венере. Во время первых неудачных попыток стыковки космических кораблей «Союз», его анализ помог быстро установить и устранить причины раскачки. Совместно с Ю. Ф. Голубевым и Ю. Г. Сихарулидзе он разработал алгоритм управляемого входа в атмосферу с двойным погружением позволяющий достичь точности приземления в несколько километров. Он также предложил метод пассивной стабилизации спутников с использованием градиента гравитационного поля и несферичности тензора инерции. В 1961 году им был создан и впервые прочитан на мехмате МГУ специальный курс «Динамика космических полетов», который имел большой успех.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 3888 просмотров
К сожалению, до этой статьи не слышала о Д.Е. Охоцимском. Такие люди остаются примером даже после окончания земной жизни. Наверное, для них не обязательна популярность. Важнее, чтобы остались преданные ученики, хотя бы один, который смог бы передавать эстафету знаний другому поколению.