Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Международная космическая школа в Самаре

 

 

Международная космическая  школа «Перспективные космические технологии и эксперименты в космосе».

Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королёва

27 августа - 8 сентября 2012 года

 

 

 

 

 

Идейный вдохновитель и организатор Международной космической школы - Белоконов Игорь Витальевич, профессор, заведующий Межвузовской кафедрой космических исследований СГАУ, вице-президент Поволжского отделения Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.

Без его  энергетики и целеустремлённости Международная Космическая школа не состоялась бы.

 

 

 

 

 

Уже второй раз в Космической школе проводит занятия (лекции "Физика околоземного космического пространства")  руководитель Лаборатории космических исследований УлГУ  Журавлев Виктор Михайлович. В 2012 году приняли участие студенты, аспиранты и молодые инженеры из технического университета г. Лулеа (Швеция), университета прикладных наук Lessius (Бельгия), технического университета г.Делфт (Нидерланды), Вильнюсского университета имени Гедиминаса (Литва), университета г. Виго (Испания), Техасского университета (Колумбия), Эквадорского гражданского космического агентства (Эквадор), национального комитета по космическим исследованиям Перу, Белорусского государственного университета (Белоруссия), Колумбийской астронавтической ассоциации, Литовской космической ассоциации,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практически для всех участников космической школы родной язык - испанский. Русский язык хорошо знали только Иван Шинкаренко из Швеции и Юрий Резников из Белоруссии. Поэтому основная сложность на первом этапе состояла в поиске понимания. В СГАУ обучаются студенты из многих стран. С помощью охраны общежития удалось найти студента Джанатана из Перу. В этой далёкой стране, до которой лететь на самолёте 26 часов, родной язык - испанский. Общительный жизнерадостный Джанатан с радостью согласился помочь с переводом, но у него возникли сложности с физическими терминами. За несколько минут до первой лекции пришлось обратиться к Ивану Шинкаренко за помощью с переводом. Иван родился в русской семье, с детства говорил на родном языке, высшее образование получает в Швеции, и самое главное -  физик. У Ивана практически не было времени на обдумывание неожиданного предложения. Ивану вручили микрофон, и он стал переводить. Интерес к лекциям и большое количество вопросов во многом определил качественный перевод Ивана.

 

 

 

Иван Шинкаренко с микрофоном в руках внимательно слушает лекцию и сразу же переводит. Рядом с ним (слева и справа) студенты СГАУ, готовые в любой момент включиться в процесс англо-русского восприятия.

 

 

 

 

 

Контакт и перевод многочисленных вопросов дополнительно обеспечивали студенты СГАУ - Митрохин Евгений, Догаев Алексей, Константинов Кирилл, Степашкина Анна, Головченко Виктория, Степанова Екатерина, Симонова Юлия. Удивительно, что эти ребята ответственно обеспечили весь организационный процесс без единого сбоя. Мультимедийные презентации помогал демонстрировать аспирант Зафар Гимранов (он за ноутбуком на предыдущей фотографии).

Надо отдать должное студентам аэрокосмического университета. Без видимого присутствия преподавателей они самостоятельно решали все проблемы, возникающие во "внештатном" режиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во втором ряду крайний справа - участник школы Хорхе (в красной рубашке с белыми полосками). Ему 45 лет (он сразу об этом сказал при первой встрече в общежитии), прилетел из Перу (!). В Перу Хорхе участвует в запусках геофизических ракет.

 

После мультимедийной лекции все переместились в хорошо оснащённый компьютерный класс. В Лаборатории космических исследований создан Космофизический практикум, с помощью которого можно выполнять исследовательские работы, в основе которых используется спутниковая информация непосредственно из интернета. Для выполнения этих работ необходима хорошая подготовка по физике, умение пользоваться спутниковой информацией. Неожиданным оказалось, что участники Космической школы не знали о системе слежения за спутниками NORAD. Поэтому пришлось дополнительно объяснять значения всех чисел в системе NORAD. И, конечно, сложно проводить практикум для такой большой группы. Но ребята очень хотели разобраться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С такими заинтересованными активными студентами давно не приходилось встречаться. Количество вопросов можно оценивать десятками. Хорошо помогал Юрий Резников из Белорусского университета. Космофизический практикум создан в Ульяновском университете, но в МГУ им. М.В. Ломоносова и БГУ (Минск) данный практикум уже включен в учебный процесс. Студенты из Белоруссии выполняют одну из 6 работ Космофизического практикума в качестве курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнить практикум за короткое время невозможно. Для студентов предусмотрено самостоятельное выполнение практикума для различных, выбранных самостоятельно, спутников. Для преподавателя разработан контроль проверки правильности выполнения. Участники Космической школы, в рамках выделенного времени на занятия, смогли попробовать себя в роли преподавателей и оценить интересные результаты возможного научного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы не прекращались в процессе выполнения практикума. Подключились вся прикрепленная группа студентов СГАУ для перевода вопросов и ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недостатком данного практикума является то, что интерфейс пока только на русском языке. Руководитель Лаборатории не успел подготовить новую версию практикума на английском языке. Для иностранных студентов это был элемент экзотики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искренняя благодарность за доброжелательность, отзывчивость и фотографии Юлии Симоновой (СГАУ).

... что касается общих итогов Космической школы, - это бесспорно знакомство с новыми, интересными людьми, получение новых знаний и обмен опытом, идеями и планами  между преподавателями и студентами из разных стран, прекрасная возможность познакомиться с работой некоторых программ на лабораторных занятиях. Также нельзя не сказать, что иностранных студентов очень впечатлили проводимые экскурсии, особенно музей "Самара космическая", Технический музей города Тольятти, музей авиации и космонавтики и центр истории авиадвигателей в нашем университете, ну и русская культура в целом. Впечатления у них остались только самые приятные.

С уважением, Юлия Симонова, Самара, СГАУ, 3 октября 2012 г.

Руководитель Лаборатории получил доброжелательные отзывы о лекциях, прочитанных им в Международной космической школе, но не дал согласия выставить на сайте. А вот письмо от студента технического университета из далёкого от нас государства в Центральной Америке Коста-Рика очень интересно, независимо от мнения о лекциях:

Do you want to be motivated about the reasons in Physics why we need to do exploration science? The class with Professor Zhuravlev was the right place. He is so knowledgeable and clear to explain, that he motivated a entire class... but here is the detail, the whole class was in Russian! Yes, we had a translator (I only understand English and Spanish), but then again, it is this because of kind of people that you get a motivation to learn Russian. Now, I would love to learn Russian to have the opportunity to access the knowledge of people like him in the future.

Adolfo Chaves-Jimenez