Зонд Stardust, за 12 лет работы в космосе "встретившийся" с двумя кометами, в последнем маневре сожжет все оставшееся на борту топливо, передаст на Землю данные о своем техническом состоянии и навсегда отключит бортовую электронику, сообщила пресс-служба Лаборатории реактивного движения (JPL) НАСА.
Зонд Stardust ("Звездная пыль"), запущенный в феврале 1999 года, стал первым в истории астрономии аппаратом, собравшим кометное вещество: капсула с образцами, взятыми с кометы Вильда (81P/Wild 2) в 2004 году, приземлилась в январе 2006 года. Затем зонд, все еще находившийся в рабочем состоянии, решили использовать повторно: 14 февраля 2011 года Stardust пролетел мимо кометы Темпель-1 (9P/Tempel 1). Ему, в частности, удалось сфотографировать след от удара 400-килограммовой медной болванки на ядре кометы, оставленный в июле 2005 года другим зондом, "Дип Импакт" (Deep Impact).
Фотоанимация пролета КА возле кометы Темпель-1 14 февраля 2011 года. © NASA/JPL-Caltech/Cornell
Во пролета 14 февраля 2011 года возле кометы Темпель-1 КА "Stardust" записал звук соударений мелких камней и частиц пыли с защитным кожухом.
За 12 лет полета зонд "намотал на спидометр" около шести миллиардов километров. Обе уникальные миссии - и первую, по доставке кометного вещества на Землю, и вторую, "повторный визит" кометы Темпель-1, - в НАСА неоднократно называли "стопроцентно успешными".
Ухожу красиво
Примерно в 19.00 по времени восточного побережья США (02.00 мск пятницы) Stardust, удаленный от Земли на 312 миллионов километров, направит в сторону "дома" одну из антенн и начнет последний маневр. В течение 45 минут бортовой компьютер будет подавать команду двигателям работать, однако по расчетам ученых, остатков топлива зонду хватит максимум на 10 минут.
Все это время Stardust будет передавать на Землю технические данные о своем состоянии и ускорении. По словам руководителя проекта компании-разработчика зонда Lockheed Martin Аллана Шеврона (Allan Cheuvront), это даст инженерам возможность сверить оценки количества топлива у зонда, полученные с помощью математических моделей, с реальными данными.
Пока не удастся изобрести абсолютно надежный датчик уровня топлива в баках для космических зондов, именно модели расхода топлива будут основным источником подобных данных для управления миссиями. Stardust поможет специалистам проекта в будущем построить значительно более точные модели, отмечается в сообщении JPL.
"Для межпланетного космического аппарата это уникальный способ "уйти". По сути, Stardust до самого своего конца будет давать нам полезную информацию... Мне кажется, ему подходит такое завершение карьеры. Он не сдается без боя", - сказал менеджер миссии в JPL Тим Ларсон (Tim Larson).
Что дальше?
По оценкам ученых, финальный маневр, в зависимости от его продолжительности, увеличит скорость зонда на 2,5-35,2 метра в секунду.
Через 20 минут после того, как у зонда закончится топливо, бортовой компьютер даст команду отключить все передатчики. Это необходимо, чтобы наверняка исключить вероятность того, что Stardust когда-либо внезапно начнет "вещать" на частотах, уже занятых другими работающими аппаратами.
Без топлива Stardust не сможет корректировать свое положение, поворачивая солнечные панели к Солнцу, и бортовые батареи зонда разрядятся через несколько часов.
"Если учесть все возможные сценарии проведения маневра и последующих траекторий, получается, что в следующие 100 лет Stardust не подойдет к орбите Земли ближе, чем на 2,73 миллиона километров, а к орбите Марса - ближе, чем на 20,9 миллиона километров. Это достаточно далеко, чтобы выполнить все требования по защите от космического мусора", - сказал Ларсон.
Зонд Stardust перед запуском в космос.
Запуск зонда Stardust ракетой-носителем Delta II 7 февраля 1999 года.
Источник: РИА Новости
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 4252 просмотра