17 октября 2013 года в очередной четверг в 16.30 состоялось четвёртое занятие пробного курса Введение в Науку для студентов-физиков.
Оно оказалось самым многочисленным по количеству студентов и самым информационным для подведения итогов.
Занятие проводил руководитель Лаборатории космических исследований.
В этот раз было 11 человек, впервые на занятие пришли 4 девушки. Казалось бы, хорошо, что количество слушателей увеличивается. Появляется надежда, что интерес к физике всё-таки есть?
Первые 2 лекции-беседы были практически без формул. Рассматривались утончённые, даже возвышенные в некотором смысле, подходы в понимании сложившихся понятий: сила, поле, законы природы... Много приводилось интересных исторических фактов в становлении и развитии Науки.
В этот раз пришли совершенно новые студенты, только двое ребят были на предыдущем занятии. Как сказал после лекции Виктор Михайлович Журавлев, в третий раз проводить вступительное занятие он психологически не смог. Была обещана и подготовлена тема "Законы сохранения". Физику без математических формул не объяснишь. Поэтому на доске и были представлены формулы, с точки зрения лектора, самые простые.
Чувствовалось, лектор воодушевлён, количество слушателей увеличилось и отсюда, наверное, был сделан вывод, что эти ребята хотят заниматься Физикой. Курс задумывался как беседа. Видимо, подразумевалось, что эти-то ребята пришли подготовленными. У них есть хороший базовый уровень, и можно поговорить о тонких вещах.
Но на первые же фразы "Вы, наверное, знаете ..." прозвучало несколько шуток.
Как только на доске появились математические символы, восприятие затормозилось. Если более правдиво, интерес появлялся только, когда содержание разговора не было связано с формулами. Виктор Михайлович ещё надеялся, что этих ребят можно увлечь: ведь они пришли сами, не на развлекательный концерт, а за знаниями.
Когда было произнесено: "У нас получилась замечательная формула!" ... оценить её практически было некому.
Вадим Владимирович Самойлов оценивал ситуацию более реалистично. На вопрос "Кто помнит законы Кеплера?" Вадим Владимирович включился в беседу, он-то помнит, но понимает, что о параллаксе студенты имеют смутное представление и попросил объяснить подробнее. Виктор Михайлович нашёл удивительно простую аналогию параллакса. Его, оказывается, можно наблюдать даже при поездке в маршрутке или трамвае.
После этой лекции возникло понимание, что современные студенты (конечно, в рамках "здесь и сейчас") не готовы посвятить свою жизнь науке.
Есть замечательные энтузиасты, которые вопреки всему, собирают вокруг себя любителей песен, театра, здорового образа жизни... Для этого тоже необходимы усилия, время, порыв души. Но для занятий физикой одного желания недостаточно. Необходим огромный пласт знаний, который приобретается только кропотливым самостоятельным трудом.
Пока студенты самостоятельно не захотят разобраться в математике, физике, программировании, научить этому невозможно. Занимаются дрессировкой в цирке, добиваются успехов. Можно запомнить стихи, готовые тексты, добиться синхронности движений путём многократных повторений.
Но для того, чтобы разобраться и понять как устроен окружающий мир, алгоритмов для механического повторения нет. Тем более, что вопросов в физике до сих пор больше, чем ответов.
Было ощущение, что лекция не воспринята. Но удивили письменные анонимные отзывы:
Материал представлен в новом формате, появились новые нюансы, что придало новую жизнь лекции, и появилась новая изюминка.
Понравилось. Приду ещё.
Интересная лекция, очень подробное объяснение.
Было довольно познавательно.
Мне нравится, в следующий раз обязательно приду.
Искренность ответов проверилась через неделю.
Новое занятие 24 октября. В первом ряду две девушки, студентки лингвистического факультета и музыкального училища. Узнали случайно из объявления на двери Лаборатории космических исследований, заинтересовала тема. Было заметно, что девушкам действительно интересно, но физикой они, конечно, заниматься не смогут. Лекция получилась по-настоящему увлекательной. Формулы и даже выводы были, но Виктор Михайлович скорректировал подачу материала, нашёл интересные подходы для обратной связи.
Через 40 минут к трём студентам присоединился ещё один, его приоритет указан на фирменной куртке. Правда, через некоторое время он был вынужден выйти из аудитории ради, несомненно, важного разговора по телефону.
Эти лекции наглядно показали механизм естественного отбора. Все лекции курса "Введение в Науку" посетил один-единственный студент. Но станет ли он заниматься Наукой, зависит только от его личного выбора.
Случай из прошлого века. На одном из праздников среди различных мероприятий наибольший интерес вызвали эффектные гонки картингистов. На финише юных гонщиков окружила толпа мальчишек с вопросом: "Как попасть в секцию картинга?" Руководитель приветливо произнёс: "Можно прямо сейчас. Вот тряпки, надо тщательно вымыть машины." Часть ребят в нарядной одежде отступила назад, но самые азартные бросились выполнять задание. Тренер доверительно поделился с рядом стоявшими родителями мальчишек: "Пожалуйста, пусть приходят, но задание будет только одно - уборка. Из опыта следует, что количество пришедших с каждым разом будет уменьшаться. Когда останется 1-2 паренька, им и будет доверено сесть за руль."...
В настоящее время картинг (и не только!) - без проблем, заплати деньги и красуйся.
Наукой можно заниматься всю жизнь, а известным Нобелевским лауреатом так и не стать. Как выяснилось, сейчас можно купить звания и кандидата наук, и доктора наук и даже выше. Правда, такие случаи в области физико-математических наук не обнаружены. Уровень физиков и математиков продолжает оставаться достаточно высоким.
Учёные, посвятившие свою жизнь Науке, получают нечто большее. В общении с такими людьми понимаешь, что они не похожи на других, они самодостаточные и целеустремлённые, в обывательском понимании - счастливые.
Этот репортаж написан не для студентов (нет уверенности, что они прочитают), скорее, для лектора. Один близкий человек, хорошо знающий Виктора Михайловича, как-то сказал о нём: "Это человек не от мира сего". Соприкоснутся ли различные миры? Виктору Михайловичу долгих лет жизни и здоровья, чтобы понимание наступило в этой жизни.
У меня лично надежда на студента, который вслух на лекции, уже в рамках расписания, сказал: "Деградируем" (воспринялось, что это всё-таки не шутка). Человек, осознавший жёсткий диагноз, способен к выздоровлению, если очень захочет ЖИТЬ. Инстинкт выживания самый мощный.
Студенчество во все времена было самым передовым и готовым даже к революционным изменениям. И современные студенты - не потерянное поколение, хотя такое мнение сейчас усиленно навязывается. Студенты просто накапливают информацию и впечатления, чтобы в очередной раз "взорвать" мир.
Есть фантастичесий рассказ. Создано идеальное общество потребления, все желания человека осуществляются нажатием кнопок на стене управления в каждом отдельном жилом отсеке. Всё доступно, но внутри главного героя какая-то непонятная тоска. И вот он видит молодого человека, который что-то увлечённо делает. Оказывается, тот нашёл древнюю книгу на бумажном носителе - учебник математики и впервые открывает для себя простые арифметические действия. Сейчас осваивает умножение чисел столбиком. И это так интересно!
Заканчивается рассказ просьбой главного героя:
НАУЧИ !
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 4478 просмотров
Введение в Науку откладывается на неопределённый срок. Руководитель Лаборатории космических исследований принял решение приостановить даный курс до более благоприятных времён. Со студентом, который добросовестно посетил все занятия, будут продолжены занятия, но уже по индивидуальному графику. Основной упор сделан на самостоятельную работу.