Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
В самом начале пути к Звёздам

 

 

19 апреля 2014 года руководитель Лаборатории космических исследований, профессор университета прочитал научно-популярную лекцию для учеников 9 класса различных школ.

Тема лекции звучала почти фантастически -

ПУТЬ К ЗВЁЗДАМ.

Встреча была проведена в аудитории Ульяновского государственного университета и одновременно транслировалась в три школы Ульяновской области - Новоульяновск, Радищево и Ишеевка.

 

 

В университетской аудитории были установлены два экрана. На одном можно было видеть учеников школ, удалённых дистанционно.

На втором экране - презентация лекции.

Эта встреча со школьниками оставила в душе чувство удивления. Прежде всего поразило количество пришедших учеников школ. Собрать в субботний день, а в этот день была ещё школьная эстафета, казалось совершенно нереальным делом. Поэтому увидев за 15 минут (!) до объявленного времени заполненные места в аудитории университета, пришлось сдержать первый возглас удивления.

При раздаче анкет (которых, конечно, не хватило для всех) пришлось удивиться ещё раз. Школьники решали на листочках задания по математике, которые организатор встречи Александр Валентинович Жарков выдал тем, кто пришёл раньше.

Оставалось признать организационные способности Александра Валентиновича. Он совсем недавно получил новую должность - Начальник управления довузовского образования. Александр Валентинович работал со школьниками в физико-математическом лицее № 40 приУлГУ в то время, когда в лицей был очень большой конкурс при поступлении. Вот что значит уверенность, что отбор должен быть среди лучших! Видимо, действительно лучшие и пришли.

Уже не так поразительно воспринимался факт прибывания всё новых участников встречи во время лекции. В этот день в лицее № 40 было проведено второе собеседование (всего их намечено 4) после выполнения заданий по физике, математике, и ребята подходили после этого испытания. А несколько ребят, которые не успели получить листочки с заданиями по математике из-за опоздания, стали просить (!) выдать и им эти задания.

Право первого выступления было предоставлено Виктору Михайловичу Журавлеву. У него много различных званий, но он предпочитает называть себя научным руководителем Лаборатории космических исследований.

У него подготовлено много различных презентаций научно-популярных лекций, в том числе и для школьников. Не зная, будут ли слушатели (был опыт лекции и для одного участника), Виктор Михайлович сообщил тему лекции, но по какому-то предчувствию, буквально накануне, подготовил совершенно другую тему, и этим тоже удивил.

Получился научно-фантастический рассказ "Путь к Звёздам". Виктор Михайлович иногда в доверительной беседе рассказывал, что он увлёкся Космосом именно из-за полётов к звёздам. Во времена его юности искренне верили, что это возможно!

И вот в наше сложное время совершенно других декларируемых целей и построения прагматичного общества учёный другого поколения решил поделиться мечтами человечества прошлого века с молодыми людьми, выросшими вместе с интернетом и мобильными телефонами.

Наверное, риск был. Учителя в школе и преподаватели университета говорят, что школьников и студентов заинтересовать непрактичной деятельностью почти  невозможно. Потеряна традиция читать серьёзную литературу, кропотливо добиваться решения сложной задачи... На компьютере и смартфоне есть возможность выхода в интернет. Нажал несколько кнопок - можно получить любую информацию, и напрягаться не надо. А наушники помогут отгородиться от окружающего мира.

Удивительно, что лектор выбрал такую тему. Ещё удивительнее, что зал воспринимал ... Ведь можно было выйти в любой момент или "пообщаться" с телефоном.

В который раз можно убедиться, что самые красивые лица - думающие.

Конечно, хотелось узнать мнения слушателей из анонимных анкет. Может быть показалось, что внимательно слушают.

Из ответов:

Мне лекция понравилась. С удовольствием принял бы участие в подобном мероприятии.

Всё хорошо.

Очень интересно.

Очень понравилось.

Вроде бы положительные вежливые ответы, но "без полёта мысли". На общем фоне выделился один отзыв:

Появилось много "пищи для размышлений". Есть желание узнавать новое на таких лекциях. Немного непривычно.

Заставило улыбнуться сделанное замечание:

Лекция была довольно интересная, но хотелось бы большей наглядности.

Наверное, Лаборатории космических исследований сложно показать запуск ядерного или фотонного ракетного двигателя. Но переход в другое измерение или хотя бы сквозь стену продемонстрировать наглядно можно было постараться? smiley

Эта встреча подарила надежду, что новые выдающиеся физики и математики в России обязательно появятся.

Вместо ожидаемой лекции по математике организатор встречи предоставил слово ИТГ "Солярис". Хорошо знакомый Лаборатории Серафим Серюбин рассказал, чем занимается творческая группа. Серафим говорил очень тихо, что отметили и в анкетах. Удалось расслышать, что ребята 8 класса лицея № 40 занимаются изучением космических лучей с помощью сконструированного ими (!) телескопа.

В Лаборатории космических исследований есть сотрудник Николай Стрижаков, который смотрит на Звёзды, фотографирует и дарит снимки всем участникам этого сайта.

Например, такая фотография:

Туманность в созвездии Орион. Является областью ионизированного водорода, где происходят процессы активного звёздообразования.

Дата съёмки 18.03.2014 год. 21:15

Об этом упоминалось в лекции "Путь к Звёздам"

17 апреля. /Корр. ИТАР-ТАСС Наталья Хороших/. Сканирующий меридианный телескоп космических лучей для исследования космоса собрала команда школьников из Ульяновска во главе с восьмиклассником Серафимом Серюбиным. Как рассказали  корреспонденту ИТАР-ТАСС в управлении научных исследований Ульяновского госуниверситета, телескоп может быть использован для разработки более точной модели с последующим запуском в космос. "Подобная технология позволит получить новую информацию о раскрытии черных дыр", - подчеркнули в управлении.

В телескопе сканирование производят несколько счетчиков одновременно по 12 направлениям, это снижает вероятность пропуска небесных частиц. Школьники пояснили, что телескоп вращается в одном направлении с Землей - это позволяет в течение суток просканировать небесную сферу с разных сторон, а значит, сделать анализ более точным. Обработка информации производится по двухуровневой системе: сначала записывается на HD-карту, а затем данные считывает специальная компьютерная программа - такой уровень позволяет произвести исследование более детально.

Как рассказал руководитель творческой группы "Солярис" Илья Иванов, "разработка уникальна тем, что в ней объединены несколько идей. Телескоп сканирует небесную сферу, а затем изображение движущихся частиц в космосе наносится на звездную карту; похожие разработки стоят миллионы долларов, а ребятам детали телескопа обошлись в 20 тыс. руб.".

Телескоп Серюбина завоевал первое место в областном конкурсе робототехники и диплом первой степени во всероссийском заочном конкурсе "Шаги в науке" в Обнинске.

20 апреля телескоп отправится на олимпиаду "Созвездие" в космическую столицу России - город Королев Московской области.