Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Семинар Лаборатории 20 октября 2012 года

 

 

 

Семинар 20 октября состоял из трёх частей и проходил в трёх аудиториях с 11 до 17 часов:

1. Работа с геопорталом в компьютерном классе со студентами трёх факультетов: экологического, инженерно-физического и компьютерных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Беседа "Чёрные дыры" с ИТГ "Солярис". Название темы оправдало себя полностью на данном семинаре.

3. Теория решения изобретательских задач. рук. Самойлов Вадим Владимирович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В компьютерном классе нормальную работу компьютеров обеспечивал студент 3 курса ФМиИТ, специальность "Информационные системы и технологии", Андрей Коршунов в свой выходной день: ему пришлось заменять другого сотрудника. Для Лаборатории важно, что Андрей внимательно прислушался к работе над геопорталом, ведь именно подключение профессиональных программистов может помочь новому образовательному проекту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первые и самые активные в освоении геопортала оказались экологи. Нельзя не написать добрые слова Митрофановой Наталье Александровне. По внешнему виду не сильно отличаясь от студентов, преподаватель Наталья Александровна старательно и ответственно вникает в алгоритм совершенно новой работы. Ведь никто не заставляет, это помимо основной, вероятно, большой нагрузки. Лаборатория космических исследований ценит, благодарна за интерес и готова оказать поддержку экологическому факультету, как самому отзывчивому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Валентина Корнилина, Лада Емельянова, Акимова Анна от экологического факультета осваивают действительно сложный процесс. На последнем семинаре активно подключился админ геопортала и сайта Лаборатории, он записал видеоролик, помогающий при заполнении слоёв геопортала. После замечаний и предложений участников семинаров планируется записать весь алгоритм на видеоролики. К работе над геопорталом подключаются всё новые участники. Впервые пришёл на семинар Дмитрий Пузырев (на фотографии он в белой футболке), привлекательный студент 5 курса, прежде всего своей новой идеей для геопортала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа на семинаре была действительно рабочей. На все перспективные предложения ответ был только один: сначала надо освоить, как заполнять геопортал. Наверное, не случайно, что первыми начали работу экологи, у них, наверное, особое восприятие окружающего мира. Небольшой опыт общения позволил почувствовать искренние переживания экологов за сохранения леса и даже отдельных деревьев не только от природных вредителей, но и от людей. Вспомните, как тяжело дышится на улицах, где не осталось деревьев: сразу ощущается серый холодный бетон домов и тротуаров. Как только появляются в поле зрения зелёные деревья, трава и цветы возде домов, сразу же мир воспринимается более оптимистично и жизнерадостно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На этой фотографии только экологи вместе с руководителем Лаборатории.

Упорства, творческих идей и достижений поставленных целей первым!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юлия Назарова (специальность Стандартизация и сертификация, Инженерно-физический факультет высоких технологий) решилась связать тему своей дипломной работы с геопорталом. Уже имеющие свои слои на геопортале Александр Бызыкчи (слева) и Михаил Петряков (справа) готовы помочь. Им же предстоит обучение работе с геопорталом в СОШ № 15.

В компьютерном классе в первой части семинара принимали участие 12 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из-за напряжённой работы в компьютерном классе с геопорталом задержалось начало второй важной части субботнего семинара - беседы о "чёрных дырах". После сообщения руководителя ИТГ "Солярис" на мобильный телефон, что ребята ждут, пришлось срочно перебегать из III корпуса во II. И начались сплошные провалы в "дыры".

Почему-то в этот день "чёрные дыры" поглощали всё.  Неожиданно много пришло ребят, и семинар перенесли в гостеприимный читальный зал, ставший любимым местом Лаборатории. Презентация выступления, которая должна была запуститься через секунду, настраивалась долгие минуты, но так и не запустилась на библиотечном компьютере. На этой фотографии запечатлен длительный момент ожидания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уже с помощью ноутбука руководителя ИТГ "Солярис" презентация наконец-то появилась на экране. Сдвинутые столы и переплетение чёрных проводов помогли осуществить передачу информации в ХХI веке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по плану лектория Лаборатории готовил Михаил Петряков. На фотографии юные школьники, но о "чёрных дырах" они знали многое. Это выяснил руководитель Лаборатории в процессе опроса во время вынужденного ожидания настройки компьютера. Достаточно упомянуть, что Серафим (14 лет) удивил просьбой напомнить формулу гравитационного радиуса, чтобы объяснить какой-то момент своему соседу такого же возраста. Вопреки распространённому мнению, ребята брали в основном знания из энциклопедий (в печатном варианте), а не из интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интересно, что в презентации формула гравитационного радиуса появилась на экране, хотя большинство пришедших в университет ребят физику ещё даже не начали изучать. Но нужно было видеть раскрытые для познания мира удивительные глаза ребят (фотографии получились очень тёмными, но одухотворённые лица мальчишек трудно будет забыть).

Нельзя не обойтись без критики в адрес Лаборатории. Для такой аудитории и выступление, и презентацию необходимо готовить совершенно по-другому. Упрёк руководителя "Соляриса" совершенно справедлив.

Для детей надо стараться рассказывать, как для взрослых, только ещё лучше (перефразированный немного лозунг из советского времени). У лектора должно быть прежде всего искреннее бескорыстное желание передать знания другим. Те, у кого есть такой дар, становятся преподавателями. Но этому можно научиться.

 

 

Хорошая новость, что стали приходить сотрудники Лаборатории из первого состава. Поступило предложение повторить семинар "Были ли американцы на Луне?" для новых участников. В читальном зале в семинаре принимали участие 22 человека, количество изменялось за время семинара.

Самойлов Вадим Владимирович свыше четырёх часов знакомил студентов инженерно-физического факультета с ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.  Эта часть семинара оказалась скрытой от объектива фотоаппарата и от посторонних.

Уже после того, как почти все разошлись, руководителям семинаров пришлось восстанавливать компьютер читального зала.

Фотографии: сотрудники Лаборатории.

Лекция о чёрных дырах
 

20px;">

20 октября соляристы посетили очередную лекцию из цикла лекций о Космосе, проводимого Лабораторией космических исследований УлГУ. На этот раз темой беседы были чёрные дыры.

Лекция вызвала большой интерес у ребят и, как всегда, они задавали много вопросов и вступали в дискуссии с сотрудниками Лаборатории:

 

Дискуссия Владика Плаксина с профессором Журавлёвым В.М. о размере чёрной дыры :)

 

Закончилась лекция разговором о галактиках:

 

http://itgsol.ucoz.com/news/lekcija_o_chjornykh_dyrakh/2012-10-21-205

 

Занятия по ТРИЗ 20 октября проходили с 9-00 до 13-30.

zhvictorm пишет:
Для такой аудитории и выступление, и презентацию необходимо готовить совершенно по-другому.

Да, слайд, состоящий из одного текста - это не лучший вариант даже для взрослых слушателей. Все фото и видеоматериалы нужно иметь скачанными с собой, а не надеяться на интернет, которого может и не быть там, где Вы выступаете. Ну, и желательно иметь с собой лазерную указку и ... компьютер с проектором :) 

Отсутствие чего-либо из перечисленного (кроме последнего) у нас в Солярисе называется "неготовностью к выступлению".

Если Михаил будет вести занятия в школе №15 со школьниками, ему нужно иметь это ввиду.

А в целом лекция была интересной для ребят, судя по их активности. Спасибо Лаборатории!

zhvictorm пишет:
Самойлов Вадим Владимирович свыше четырёх часов знакомил студентов инженерно-физического факультета с ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Эта часть семинара оказалась скрытой от объектива фотоаппарата и от посторонних.

Нет, не оказалась скрытой. По просьбе Вадима Владимировича я сделал несколько снимков заключительной части его занятия и передал фотографии ему.