Отзыв о Космофизическом практикуме
Во-первых, заслуживает самой высокой оценки, сама идея приблизить учащихся к миру астрономии с помощью современных средств мультимедиа, которые, как никакие другие средства передачи информации, способны показать в буквальном смысле этого слова красоту Вселенной, а также позволяют сосредоточиться на сути изучаемых явлений, оставив «скучные» математические расчеты компьютеру.
Во-вторых, несомненной удачей следует считать идею использования «живых» данных, получаемых со спутников.
В-третьих, очень важно, что составители данного проекта не обошли стороной исторический аспект астрономии.
Всецело поддерживая саму идею продвижения астрономического знания в современной форме подачи материала, тем не менее, хочется высказать несколько замечаний и дополнений к предложенному пособию.
Исторический материал, на мой взгляд, следует дополнить и расширить, чтобы можно было увидеть развитие астрономических знаний, от ранних наивных до современных научных.
Количество лабораторных работ можно и нужно, исходя из требований школьной программы, увеличить. Просто просятся в пособие лабораторные работы по небесным координатам, карте звездного неба и другим подобным вопросам , так как средствами мультимедиа можно «оживить» мертвые картинки из учебника. С другой стороны, работа по определению ускорения свободного падения, скорее «физическая», чем «астрономическая» (хотя исторический материал к ней заслуживает всяческого уважения ).
Кроме того, в практикум вполне могли бы быть включены работы по изучению свойств звезд, построению пространственной карты созвездия, изучению диаграммы Герцшпрунга — Рассела , изучение эволюции звезд и т.д.
Совершенно очевидно, что подобное расширение пособия требует значительных усилий со стороны авторов, как по подбору фактического материала, так и по его программному воплощению, но результат вполне может оправдать затраченные усилия.
Со своей стороны, готов поделиться мыслями и идеями относительно одной из возможных лабораторных работ, заключающейся с составлением пространственной карты созвездия.
Капцов Сергей Евгеньевич,
учитель физики ЕУВК «Интеграл» г. Евпатория, Автономная Республика Крым
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 8046 просмотров
Отзыв на компьютерный проект «Космофизический практикум»
Данный проект является очень интересной идеей сочетания компьютерных технологий для наглядного изучения школьного материала по физике и астрономии.
Понятие об ускорении свободного падения и законе Всемирного тяготения учащиеся изучают в нашей школе в 8 классе, а законы Кеплера в разделе астрономии 11 класса, поэтому предложенные в данном проекте видеоматериал и лабораторные работы доступны для учеников 8-11 классов. Считаю, что можно их использовать в качестве дополнительных заданий при изучении физики и астрономии в общеобразовательной школе.
Предложенные в проекте лабораторные работы создают возможность творческого подхода к изучаемому материалу при решении поставленных задач.
Данный компьютерный проект является удачным замыслом предоставления учебного материала с целью заинтересовать школьников при его изучении.
Хотелось бы пожелать данному проекту дальнейшее развитие и наполнение новыми интересными материалами.
С уважением, Лариса Анатольевна Швайко (учитель физики и астрономии ЕОШ №13 г.Евпатория, Крым).
Уважаемый Сергей Евгеньевич, спасибо за обстоятельный отзыв, понимаю, что для этого потребовались силы и время.
Этот практикум - первая попытка приблизить школьное образование к современным научным достижениям. В настоящее время школа и даже университет дают знания, полученные в прошлых веках. А космические спутники и данные со спутников - современная Лаборатория настоящего времени, доступная с помощью Интернета каждому любознательному школьнику.
Кеплер обрабатывал данные только по 6 планетам Солнечной системы и то смог найти математические закономерности в движении планет, которые привели к открытию закона Всемирного тяготения. А здесь тысячи спутников вокруг Земли, измерения проводятся с большой точностью. Обработка спутниковых данных может привести к таким открытиям, о которых не упоминается даже в научной фантастике.
Первый космический практикум сделан для магистрантов и аспирантов. При внедрении его в образовательный процесс пришли к выводу, что надо начинать с учеников школ.
Планировалось использовать реальные спутниковые данные на уроках математики, информатики, физики, географии... Проект получил название "Спутник - на урок".
Космофизический практикум за короткое время участия в различных конкурсах получал только 1 места (количество приближается уже к 10), только положительные отзывы при демонстрации на конференциях, перед учителями, но... применяют этот проект фактически только в одной школе пос. Радищево Ульяновкой обл.
http://www.spacephys.ru/v-poselke-radishhevo-uljanovskoj-oblasti-proverili-na-prochnost-kosmofizicheskij-praktikum
Поэтому сейчас ясно: без учителя-энтузиаста, без поддержки директора школы и менеджера, который продвигает проект (как, например, Фисюков Владимир Иванович), все может затормозиться на начальном этапе.
Очередная надежда на Ваш "Интеграл". Название символическое.
И еще одно дополнение. Процесс обучения в школе традиционный: учитель объясняет, а учащиеся усваивают информацию в меру своих способностей. Космофизический практикум задумывался как творческий процесс. Есть информация для всех, а возможности обработки ее безграничны в различных вариантах.
Достаточно сказать, что творческую и техническую реализацию проекта полностью осуществил ученик гимназии г. Ульяновска с гуманитарным(!) профилем Владимир Фолунин в 16 лет.
Для младших школьников есть еще "Симулятор запуска космических аппаратов с 18 космодромов мира".
Сейчас работаем над новым дополнением к практикуму - приемник с антенной для получения снимков земной поверхности из Космоса
http://www.cosmoschool.ru/cosmos/o-shkole/laboratorii/kosmicheskoe-zondirovanie/180-kosmicheskoe-zon...
Это доступно каждой школе, в которой есть учителя, заинтересованные в современных методах преподавания информатики, математики и физики.
Есть много планов, но осуществление зависит только от учителей, именно они могут идеи донести до юного поколения.
Уважаемый Сергей Евгеньевич, Лаборатория космических исследований Ульяновского государственного университета готова сотрудничать с Вами. Спасибо за идеи и предложения. Вы, наверное, не знаете, что в российских школах убрали из программы предмет Астрономия, идет борьба за возвращение, но пока... Поэтому рады за крымских ребят, что они могут изучать астрономию на таком уровне.