Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Отзыв о Космофизическом практикуме из Евпатории (Крым)

Отзыв о Космофизическом практикуме

Во-первых, заслуживает самой высокой оценки,  сама идея приблизить учащихся к миру астрономии с помощью современных средств мультимедиа, которые, как никакие другие средства передачи информации, способны показать в буквальном смысле этого слова красоту Вселенной, а также позволяют сосредоточиться на сути изучаемых явлений, оставив «скучные» математические расчеты компьютеру.
Во-вторых, несомненной удачей следует считать идею использования «живых» данных, получаемых со спутников.
В-третьих, очень важно, что составители данного проекта не обошли стороной исторический аспект астрономии.
Всецело поддерживая саму идею продвижения астрономического знания  в современной форме подачи материала, тем не менее, хочется высказать несколько замечаний и дополнений к предложенному пособию.
Исторический материал, на мой взгляд, следует дополнить и расширить, чтобы можно было увидеть развитие астрономических знаний, от ранних наивных до современных научных.
Количество лабораторных работ можно и нужно, исходя из требований школьной программы, увеличить. Просто просятся в пособие лабораторные работы по небесным координатам, карте звездного неба и другим подобным вопросам , так как средствами мультимедиа можно «оживить»  мертвые картинки из учебника. С другой стороны, работа по определению ускорения свободного падения, скорее «физическая», чем «астрономическая» (хотя исторический материал к ней заслуживает всяческого уважения ).
Кроме того, в практикум вполне могли бы быть включены  работы по изучению свойств звезд, построению пространственной карты созвездия, изучению диаграммы Герцшпрунга — Рассела , изучение эволюции звезд и т.д.
Совершенно очевидно, что подобное расширение пособия требует значительных усилий со стороны авторов, как по подбору фактического материала, так и по его программному воплощению, но результат  вполне может оправдать затраченные усилия.
Со своей стороны, готов поделиться мыслями и идеями относительно одной из возможных лабораторных работ, заключающейся  с составлением  пространственной карты созвездия.

Капцов Сергей Евгеньевич,
учитель физики ЕУВК «Интеграл»   г. Евпатория, Автономная Республика Крым
 

Отзыв на компьютерный проект «Космофизический практикум»
Данный проект является очень интересной идеей сочетания компьютерных технологий для наглядного изучения школьного материала по физике и астрономии.
Понятие об ускорении свободного падения и законе Всемирного тяготения учащиеся изучают в нашей школе в 8 классе, а законы Кеплера в разделе астрономии 11 класса, поэтому предложенные в данном проекте видеоматериал и лабораторные работы доступны для учеников 8-11 классов. Считаю, что можно их использовать в качестве дополнительных заданий при изучении физики и астрономии в общеобразовательной школе.
Предложенные в проекте лабораторные работы создают возможность творческого подхода к изучаемому материалу при решении поставленных задач.
Данный компьютерный проект является удачным замыслом предоставления учебного материала с целью заинтересовать школьников при его изучении.
Хотелось бы пожелать данному проекту дальнейшее развитие и наполнение новыми интересными материалами.
С уважением, Лариса Анатольевна Швайко (учитель физики и астрономии ЕОШ №13 г.Евпатория, Крым).

Уважаемый Сергей Евгеньевич, спасибо за обстоятельный отзыв, понимаю, что для этого потребовались силы и время.
Этот практикум - первая попытка приблизить школьное образование к современным научным достижениям. В настоящее время школа и даже университет дают знания, полученные в прошлых веках. А космические спутники и данные со спутников - современная Лаборатория настоящего времени, доступная с помощью Интернета каждому любознательному школьнику.
Кеплер обрабатывал данные только по 6 планетам Солнечной системы и то смог найти математические закономерности в движении планет, которые привели к открытию закона Всемирного тяготения. А здесь тысячи спутников вокруг Земли, измерения проводятся с большой точностью. Обработка спутниковых данных может привести к таким открытиям, о которых не упоминается даже в научной фантастике.
Первый космический практикум сделан для магистрантов и аспирантов. При внедрении его в образовательный процесс пришли к выводу, что надо начинать с учеников школ.
Планировалось использовать реальные спутниковые данные на уроках математики, информатики, физики, географии... Проект получил название "Спутник - на урок".

Космофизический практикум за короткое время участия в различных конкурсах получал только 1 места (количество приближается уже к 10), только положительные отзывы при демонстрации на конференциях, перед учителями, но... применяют этот проект фактически только в одной школе пос. Радищево Ульяновкой обл.
http://www.spacephys.ru/v-poselke-radishhevo-uljanovskoj-oblasti-proverili-na-prochnost-kosmofizicheskij-praktikum
Поэтому сейчас ясно: без учителя-энтузиаста, без поддержки директора школы и менеджера, который продвигает проект (как, например, Фисюков Владимир Иванович), все может затормозиться на начальном этапе.
Очередная надежда на Ваш "Интеграл". Название символическое.

И еще одно дополнение. Процесс обучения в школе традиционный: учитель объясняет, а учащиеся усваивают информацию в меру своих способностей. Космофизический практикум задумывался как творческий процесс. Есть информация для всех, а возможности обработки ее безграничны в различных вариантах.
Достаточно сказать, что творческую и техническую реализацию проекта полностью осуществил ученик гимназии г. Ульяновска с гуманитарным(!) профилем Владимир Фолунин в 16 лет.
Для младших школьников есть еще "Симулятор запуска космических аппаратов с 18 космодромов мира".
Сейчас работаем над новым дополнением к практикуму - приемник с антенной для получения снимков земной поверхности из Космоса
http://www.cosmoschool.ru/cosmos/o-shkole/laboratorii/kosmicheskoe-zondirovanie/180-kosmicheskoe-zon...
Это доступно каждой школе, в которой есть учителя, заинтересованные в современных методах преподавания информатики, математики и физики.
Есть много планов, но осуществление зависит только от учителей, именно они могут идеи донести до юного поколения.

Уважаемый Сергей Евгеньевич, Лаборатория космических исследований Ульяновского государственного университета готова сотрудничать с Вами. Спасибо за идеи и предложения. Вы, наверное, не знаете, что в российских школах убрали из программы предмет Астрономия, идет борьба за возвращение, но пока... Поэтому рады за крымских ребят, что они могут изучать астрономию на таком уровне.