Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Основные тенденции в сфере развития ГЛОНАСС в период с 23 марта по 19 апреля 2009 года

Аналитический комментарий Судя по публикациям СМИ, обращавшихся с 23 марта по 19 апреля 2009 года к теме дальнейшего распространения ГЛОНАСС, развитие российской спутниковой навигационной системы вызывает противоречивый резонанс у целевых аудиторий.
   С одной стороны, этот проект имеет всестороннюю поддержку со стороны руководства страны, старающегося, несмотря на мировой экономический кризис, сохранить его финансирование в должном объёме, дать дополнительный стимул к повышению интереса государственных, муниципальных структур и бизнес-сообщества к внедрению сервисов на платформе ГЛОНАСС. Благодаря этим усилиям возможности отечественного спутникового навигационного проекта находят всё большее применение в самых различных отраслях экономики и хозяйства: на железнодорожном, автомобильном и других видах транспорта, включая грузовые и пассажирские перевозки, в правоохранительной деятельности, работе МЧС, здравоохранения, сфере ЖКХ, геодезии и межевания земель и т.д. Особенно наглядно эти процессы были представлены в истекший период в сообщениях СМИ из Москвы, Республики Татарстан, Красноярского края, Иркутской области и ряда других регионов.
   С другой стороны, на новый виток вышли попытки некоторых СМИ навязать «государственникам» обсуждение вопроса о том, стоит ли, мол, далее развивать этот глобальный проект или настала пора поставить на нём точку? Противники системы апеллируют к его стоимости. При этом, космические аппараты, мол, целиком состоят из зарубежных комплектующих, и дальнейшие расходы на систему будут расти даже быстрее, чем у США на поддержание GPS. Вопрос спорный. По мнению аналитиков рынка в России активно идет процесс налаживания производства различных компонентов для космических аппаратов «Глонасс-М» и «Глонасс-К».
Вносит неразбериху у потенциальных потребителей и разнобой в сообщениях о судьбе финансирования системы ГЛОНАСС. В одних медиа-материалах говорится о сохранении его в прежних объёмах, в других – об инициативах достаточно высокого уровня, направленных на урезание бюджета у проекта.
   В какой-то степени дискредитирует идею ГЛОНАСС и попытки некоторых муниципальных чиновников вместо оснащения автобусов, троллейбусов, маршрутных такси и трамваев телематическими устройствами, пустить целевые средства на иные цели.
Таким образом, перед руководством страны и заинтересованными ведомствами (в особенности Минпромторгом (отвечает за элементную базу ГЛОНАСС), Российской академией наук и, конечно, Роскосмосом) встаёт первоочередная задача: внести необходимые коррективы в стратегию реализации системы, которые дали бы толчок к развитию отечественного производства компонентов для РНКА, элементной базы для персональных навигаторов и иных устройств с функцией позиционирования. Стоило бы рассмотреть возможности продвижения через российские и зарубежные СМИ этого инновационного продукта, имеющего оборот, по различным оценкам, от 1,5 до 3 млрд. долларов в год.
   В этой связи делаются первые шаги: аудитории транслируется детальная информация о доведении уже к концу текущего года орбитальной группировки ГЛОНАСС до расчётной численности в 24 спутника, что позволит охватить позиционным сигналом всю поверхность Земли. Широкое освещение в масс-медиа нашло и принятое Госдумой решение о сохранении финансирования гражданской составляющей ГЛОНАСС в прежних объёмах. Активно популяризируются в прессе технические и программные разработки, развивающие саму систему позиционирования и базирующиеся на её основе сервисы.
   В публикациях за истекший период неоднократно подчёркивалось, что применение ГЛОНАСС в самых различных отраслях положительно сказывается на их функционировании: организации работы общественного и железнодорожного транспорта, деятельности служб МЧС, Горгаза и «скорой помощи», обеспечении общественной безопасности и борьбы с преступностью, - а также приносит ощутимый экономический эффект.
   Примечательно, что в этот период вновь заявили о готовности участвовать в наземном развитии ГЛОНАСС и зарубежные государства, включая Белоруссию и целый ряд стран Латинской Америки. К сожалению, некоторые российские СМИ своими публикациями фактически реализуют известную директиву США, опубликованную на страничках Интернета, регламентирующую обязанности первых должностных лиц Америки по пропаганде GPS, и даже (по всей видимости, бесплатно) «мочат» российскую систему ГЛОНАСС под девизом: все, что сделано в России – плохо, а за рубежом – умнО.
   В эту струю работают и антипиарщики ГЛОНАСС – журналисты одной из так называемых независимых газет, чьи расценки за «черный пиар» известны в Москве. Продаются эти «журналисты» довольно дешево, получая наличными без росписи необходимые им на жизнь «тридцать серебряников». Эти господа на днях предложили россиянам отказаться от собственного навигационного проекта ГЛОНАСС. Нашли и аргументацию. А взамен рекламируют они развитие сервиса на основе навигационных систем других стран. Впрочем, по таким «пиарщикам» давно закон плачет...
    
Официально

28 марта по окончании общесибирского антикризисного совещания 1-й вице-премьер С. Иванов сообщил журналистам, что проект ГЛОНАСС дает все больший экономический эффект. Он начинает внедряться на муниципальном транспорте, как в Красноярске, на спецтранспорте, пожарных и «скорых» в ряде регионов Сибири. С орбитальной группировкой спутников в данном проекте проблем нет. Она функционирует и ежегодно пополняется новыми спутниками. Проблемы – на земле: слаба электронная база, есть пробелы в навигационном законодательстве. «Все это мы должны ликвидировать уже в ближайшее время с тем, чтобы составить реальную конкуренцию американской системе GPS», - подчеркнул зам. председателя Правительства РФ.
   * * *
Премьер-министр В. В. Путин подписал распоряжение от 31 марта 2009 г. № 395-р о внесении в Госдуму проекта федерального закона (ФЗ) "О внесении изменений в ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
   В разделе национальной обороны сохраняются статьи, связанные с боевой подготовкой и вооружениями. Урезаны будут в основном "технические расходы": содержание военных городков, другие статьи, касающиеся текущего содержания армии. Практически не сокращены расходы на закупку и ремонт вооружений, НИОКР, а также ГЛОНАСС.
   * * *
1 марта зам. генерального директора ОАО «НИИАС» И. Розенберг в интервью газете «Гудок» (http://gudok.ru/index.php/69925) заявил, что к 2011 г. ОАО «РЖД» потребуется 33 тысячи устройств спутниковой навигации.
   На сети внедряются системы комплексного управления движением поездов, динамического мониторинга состояния инфраструктуры и подвижного состава с использованием спутниковых технологий на базе ГЛОНАСС. Эта работа идёт в рамках реализации «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года».
   Цель внедрения таких систем – обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, повышение скорости их движения, внедрение технологии мультимодальных логических систем, снижение эксплуатационных расходов на перевозки.
   В настоящее время функционируют более 40 единиц систем контроля дислокации специального подвижного состава, включая вагоны, путеизмерители и дефектоскопы, развёрнуты системы контроля путевых бригад и дифференциальной коррекции, обеспечивающие высокоточное определение местоположения объектов. Также поэтапно спутниковыми системами связи оснащают ремонтно-восстановительные поезда.
   При этом впервые была реализована концепция ОАО «РЖД» по переходу от отдельных технических решений по применению ГЛОНАСС/GPS к созданию комплексных систем управления поездной работой, обеспечения безопасности движения и надёжности железнодорожной инфраструктуры.
   * * *
9 апреля глава предприятия "Информационные спутниковые системы" Н. Тестоедов на открытии выставки "Космос - выборы - связь" заявил, что, несмотря на экономический кризис, планы России по запуску новых навигационных спутников для завершения развертывания космической группировки «ГЛОНАСС-К» не изменились. Новые спутники будут запущены в декабре 2010 года с космодрома Байконур.
   По словам Н. Тестоедова, до 2012 года спутники "ГЛОНАСС-К" будут запускать в космос с Байконура, а затем – с космодрома Плесецк.
   * * *
10 апреля мэр Москвы Ю. Лужков на международной конференции "Региональная информатизация: приоритеты и решения" заявил, что, несмотря на кризис, использование ГЛОНАСС будет в Москве только расширяться. «Мы этой системой закроем всю Москву. Денег нет, но мы будем находить решение»,- сказал Лужков.
   Мэр отметил, что ГЛОНАСС, в частности, необходим для обеспечения безопасности, определения границ земельных участков и межевания земли. Он отметил, что использование системы ГЛОНАСС отработано в экстренных службах "01", "02", "03", "04", благодаря чему операторы могут одновременно принимать все поступающие звонки.
   Лужков высказался за расширение практического использования системы ГЛОНАСС. «Пока ГЛОНАСС не имеет таких пользователей, которые бы применяли систему в режиме практическом», - констатировал мэр.
   * * *
12 апреля руководитель Федерального космического агентства А. Перминов заявил, что Роскосмос установит наземную аппаратуру ГЛОНАСС на всех объектах строящейся инфраструктуры г. Сочи, где в 2014 году пройдут зимние Олимпийские игры. Оборудование установят на грузовиках, перевозящих материалы на стройплощадки города. Датчиками оснастят и опоры и линии фуникулеров, которые будут доставлять спортсменов в высокогорье. Кроме того, наземная аппаратура ГЛОНАСС будет установлена на всех видах транспорта и на строящихся объектах высоко в горах.
   По словам А. Перминова, сейчас Роскосмос решает вопросы, связанные с повышением надежности работы 20 спутников, которые входят в группировку ГЛОНАСС. Он также рассказал, что эксперимент по внедрению датчиков системы ГЛОНАСС, позволяющих отслеживать со спутников перемещения транспортных средств, проводится во многих регионах страны. Это позволяет выявлять несанкционированные выезды водителей по своим собственным надобностям.
   * * *
14 апреля министр транспорта РФ И. Левитин на совещании в Санкт-Петербурге, посвященном развитию транспортной инфраструктуры, заявил, что программа по внедрению инновационных технологий на транспорте предполагает оснащение системой ГЛОНАСС в 2009 году 230 тыс. потребителей. По его словам, в России необходимо ввести регламент, согласно которому вся производимая техника изначально оснащалась бы системой ГЛОНАСС.
   Сейчас происходит наоборот – сначала производители выпускают технику, а потом им приходится устанавливать на нее приемник ГЛОНАСС.
   * * *
15 апреля агентство «Фонтанка.ру» (http://www.fontanka.ru/2009/04/15/060/) сообщило: МВД России расширило экипировку нарядов милиции. Приказ о внесении дополнений в Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности (ППС) 7 апреля прошел регистрацию в Минюсте.
   МВД России впервые определило в нормативном правовом акте и комплектацию оснащения патрульного автомобиля строевого подразделения ППС. Все машины должны иметь камеру видеонаблюдения наружной обстановки и внутри автомобиля с записью на внешний носитель, комплект спутниковой навигационно-мониторинговой системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, радиостанцию и мобильное устройство для удаленного доступа к банкам данных.
   * * *
17 апреля глава Минтранса И. Левитин на конференции по развитию транспортных коридоров в РФ сообщил, что с 2010 года ведомство будет закупать только транспортные средства, оборудованные приемниками на базе системы ГЛОНАСС. Таким решением Левитин собирается оказать поддержку транспортникам по созданию системы ускоренного передвижения грузов. Кроме того, по мнению министра, внедрение новых инновационных технологий способствует "выходу из кризиса обновленным транспортным системам". Впрочем, на Западе такой протекционизм тоже существует...
   * * *
17 апреля руководитель Федерального космического агентства А. Перминов в ходе XXII конференции Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского заявил, что текущий год является рубежным для отечественной космонавтики.
   «В первую очередь это относится к обеспечению гораздо большего количества запусков космических аппаратов (КА) – 39 пусков 52 аппаратов (гражданских), — уточнил глава Роскосмоса. — Даже в сравнении с советским временем ракетно-космической промышленностью не выполнялось такого объема работ в течение одного года».
   Также, по его словам, в 2009 году необходимо осуществить подготовку и запуск космических аппаратов «Метеор-М», «Электро-Л», «Спектр-Р», «Канопус-В», «Фобос-Грунт".
   По оценке Роскосмоса, в 2009 году особую значимость приобретает выполнение задач по дальнейшему развертыванию и обеспечению применения глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Так, предстоит осуществить запуск 6 космических аппаратов «Глонасс-М». «Текущий год является определяющим в обеспечении установленных Президентом РФ сроков полного задействования этой системы — 2010 год», — подчеркнул Перминов.
   
Финансирование проекта ГЛОНАСС в условиях кризиса

23 марта спикер нижней палаты парламента Б. Грызлов после заседания фракции «Единой России» при участии вице-премьера А. Кудрина сообщил, что 27 марта в Госдуму будут внесены поправки в бюджет. Первое их чтение состоится не 2 апреля, как планировалось, а 6-го. В этот же день в Госдуме выступит с отчетом премьер-министр В. Путин.
   «Сейчас работа над бюджетом продолжается в Минфине. По итогам заседания Правительства РФ было дано поручение восстановить некоторые статьи расходов, оставив неизменными основные параметры бюджета», - рассказала изданию «Ведомости» замминистра финансов Т. Нестеренко. Их предложили сократить профильным министерствам в рамках предложенных лимитов, сняв с других направлений, которые сейчас менее важны. В качестве примера она привела увеличение средств на ФЦП «ГЛОНАСС»: «ГЛОНАСС - инновационное направление…», - пояснила она.
   Пока эти направления представлены как сокращаемые, отметил глава комитета Госдумы по строительству М. Шаккум. Согласно пояснительной записке, ФЦП «ГЛОНАСС» планировалось уменьшить на 4,6 млрд. руб.: почти 2 млрд. руб. - на закупки специальной космической техники, 2,6 млрд. руб. - на функционирование программы.
   * * *
25 марта глава Минфина А. Кудрин в ходе расширенного заседания комитета Совета Федерации по бюджету сообщил, что дефицит бюджета 2009 г. по прогнозам Минфина РФ составит 7,4%. В связи с макроэкономическими изменениями в Госдуму внесены поправки в Бюджетный кодекс, согласно которым планируемый ранее бюджет 2009-2011 гг. признается утратившим силу, сообщил министр.
   Вместе с тем, сказал он, увеличение расходов в 2009 году планируется в объеме 667,5 млрд. рублей, при этом новые расходные обязательства увеличатся на 1 трлн. 610 млрд. рублей, а плановые расходы, напротив, сократятся на 943 млрд. рублей. «Меньше сократятся расходы, которые имеют максимальную эффективность для российской экономики», - отметил Кудрин. Он добавил, что речь идет о расходах на нацпроекты, закупку вооружения и военной техники, программы "Космос" и ГЛОНАСС, финансирование проектов, связанных с инновационными технологиями, а также объекты строительства, вводимые в 2009 году. По его мнению, "такие программы создают базу для послекризисного развития экономики".
   * * *
27 марта вице-премьер С. Иванов заявил, что Правительство РФ сохранит неизменным бюджетное финансирование практически всех федеральных целевых программ (ФЦП) технологической направленности.
   Помимо более чем 10 ФЦП, связанных с оборонно-промышленном комплексом, Иванов также перечислил гражданскую часть программ, финансирование которых останется на прежнем уровне. По его словам, это такие ФЦП, как космическая программа, ГЛОНАСС, ядерно-энергетические программы, ФЦП «Электронная компонентная база», «Национально-технологическая база», гражданское авиа- и судостроение. Иванов отметил, что в условиях мирового финансового кризиса приоритетным является ускоренное инвестиционное развитие секторов «новой экономики».
   Вице-премьер особо подчеркнул, что при достижении поставленных целей нельзя рассчитывать исключительно на деньги государства. В осложнившихся финансово-экономических условиях необходимо своевременно и эффективно осуществить весь пакет антикризисных мер, предусмотренных планом правительства.
   * * *
6 апреля Госдума ФС РФ приняла в первом чтении уточненный проект федерального бюджета на 2009 год. Правда, за него проголосовали только депутаты от "Единой России" - 314 человек. Один член правящей партии воздержался. Против выступили депутаты КПРФ, "Справедливой России" и ЛДПР - всего 91 человек.
   Документом практически не сокращены расходы на закупку и ремонт вооружений, НИОКР, а также ГЛОНАСС, сохранены расходы на выплату внутреннего долга и подготовку к Олимпиаде 2014 года в Сочи.
   По словам спикера Госдумы Б. Грызлова, депутаты планируют полностью завершить работу над бюджетом 15 апреля, после чего документ будет внесен на рассмотрение в Совет Федерации.
   * * *
15 апреля Госдума ФС РФ приняла поправки в бюджет-2009. Комментируя это событие, 1-й зампред ГД О. Морозов отметил, что в результате принятия поправок, инициированных «Единой Россией», были перераспределены средства в сумме 23,7 млрд. руб. При этом выделены три основных направления бюджетной политики, требующие дополнительных вложений: жильё, дорожное строительство, социальная поддержка отдельных групп граждан.
   Представляя проект, глава Комитета по бюджету и налогам Ю. Васильев сообщил, что на реализацию ФЦП ГЛОНАСС выделяется 145 млн. руб.
   
Работа орбитальной группировки ГЛОНАСС

Как сообщил информационно-аналитический центр системы ГЛОНАСС, 1 апреля количество одновременно работающих спутников в системе уменьшилось с 20 до 19 в связи с временным выводом из неё спутника № 713 (24 позиция 3 орбитальной плоскости). Он запущен 25 декабря 2005 г. и введён в систему менее 3 лет назад, 31 августа 2006 г.
   * * *
По данным информационно-аналитического центра системы ГЛОНАСС, 3 апреля с возвращением спутника № 727 в штатный режим работы количество одновременно работающих аппаратов в системе из 20 спутников вернулось к значению 19. Временно выведен их эксплуатации спутник № 713 (3 позиция 3 орбитальной плоскости).
   * * *
6 апреля в Петербурге в ходе III Всероссийской конференции «Фундаментальное и прикладное координатно-временное и навигационное обеспечение» представитель Роскосмоса В. Косенко сообщил, что финансовые параметры федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» на период до 2011 года «сохраняются в запланированных объемах».
   «В рамках федеральной программы ежегодно производится и выводится на орбиту для штатной эксплуатации шесть космических аппаратов „ГЛОНАСС-М“», - уточнил первый зам. главного конструктора компании «Информационные спутниковые системы им. академика Решетнева» Косенко. По его словам, с 8 марта 2009 года в орбитальной группировке системы «ГЛОНАСС» эксплуатируются 19 аппаратов модификации «ГЛОНАСС-М» и один спутник типа «ГЛОНАСС. Все 20 аппаратов функционируют на орбите в штатном режиме.
   Он также рассказал, что на втором этапе - в 2010 году - предусмотрено доведение орбитальной группировки до штатного состава - 24-х космических аппаратов. При этом дополнительно «три аппарата будут выведены на орбиту и находиться в резерве по одному в каждой плоскости»,- отметил Косенко. Развитие орбитальной группировки планируется осуществить с помощью инновационных аппаратов модификации «ГЛОНАСС-К», призванных системно заменять выработавшие гарантийные ресурсы спутники, отметил представитель Роскосмоса.
   * * *
По данным информационно-аналитического центра системы ГЛОНАСС, 14 апреля из системы ГЛОНАСС вслед за аппаратом № 713 был временно выведен аппарат № 714. Признак неисправности аппарата - отсутствие эфемерид.
   Оба аппарата были выведены на орбиту чуть более трёх лет назад, 25 декабря 2005 года (время нахождения в космосе - 39,6 месяца). Третий аппарат этого кластерного пуска уже окончательно выведен из состава системы.
   В настоящее время в системе ГЛОНАСС, орбитальная группировка которой насчитывает 20 аппаратов, по штатному назначению используются 18.
   
ГЛОНАСС и общественная безопасность

26 марта сайт МВД России (http://mvdrf.ru/news/25023/) сообщил: «В целях совершенствования форм и методов организации и управления нарядами комплексных сил в системе единой дислокации, на основе передового опыта других регионов России, в оперативно-служебную деятельность УВД по г. Абакану осуществляется внедрение аппаратно-программного комплекса «Безопасность».
   В соответствии с программой с декабря 2006 года Управлением вневедомственной охраны при МВД по Республике Хакасия внедрена система мониторинга «Арго-страж», обеспечивающая контроль за передвижением 22 автопатрулей вневедомственной охраны по Абакану. В настоящее время продолжена работа по введению в эксплуатацию системы мониторинга транспортных средств с использованием УКВ-связи «Арго-страж».
   В настоящее время в подразделениях милиции общественной безопасности, осуществляющих охрану правопорядка, имеется 239 радиостанций, оборудованных спутниковой системой навигации «ГЛОНАСС/GPS»: 15 - резервные, а 224 подключены к системе мониторинга. 137 из них - носимые, 87 - мобильные.
   * * *
2 апреля портал «Вечерняя Москва» (http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=74950) проинформировал: «Машины милиции Северного округа Москвы оснастили системой ГЛОНАСС». Зам. начальника УВД САО Ш. Сагдеев отметил: «При помощи отечественной системы ГЛОНАСС мы получили возможность в реальном времени наблюдать, где в любой момент времени находятся мобильные патрули».
   Рассчитанный на год эксперимент продолжается всего 2,5 месяца, и возможности электронной системы задействованы пока примерно на 40 % от предусмотренного объема. Но уже сейчас с каждого оборудованного терминалом автомобиля компьютер снимает данные о средней скорости и о маршруте. И всегда можно “проиграть” сценарий дежурства конкретного патруля, восстановив, в какой точке района тот в любой момент времени находился.
   Разрабатывает электронную систему управления нарядами целиком на бюджетные средства Управление информатизации столичного правительства. Как утверждает окружное милицейское начальство, ее внедрение (даже в пилотном режиме) позволило с начала года раскрыть 36 преступлений. «По свежим «криминальным» отчетам вместе с дежурными мы посмотрели последние данные из этой серии. В основном, речь идет о грабежах, раскрываемых по горячим следам, когда преступника берут с поличным. Но пока терминалами оснащены только 187 из 350 запланированных машин. И, конечно, о реальной эффективности можно будет говорить лишь после того, как к единой сети подключат все оперативные автомобили».
   Со своей стороны В. Пронин, начальник ГУВД Москвы, сказал: «По окончании эксперимента в Северном округе мы переходим в Центральный, затем – в Северо-Восточный или Юго-Восточный административный округа. Правда, в бюджете на эти программы денег пока нет».
   * * *
3 апреля интернет-сайт МВД России (http://mvdrf.ru/news/25336/) проинформировал, что сотрудники уголовного розыска ОВД по Невьянскому, Верх-Нейвинскому городским округам (Свердловская область) при помощи ГЛОНАСС раскрыли разбойное нападение на водителя такси с целью завладения автомобилем.
   31 марта в селе Аятское в ожидавшее клиентов такси сели двое неизвестных. Не дожидаясь, когда водитель спросит о направлении маршрута, один из пассажиров, севший сзади водителя, достал пистолет и, угрожая его применить, потребовал ключи от «ВАЗ 2114». Водитель передал ключи и вышел из машины.
   Потерпевший сразу же сообщил по «02» о разбойном нападении, указав, что угнанная автомашина оборудована маяком спутниковой системы навигации ГЛОНАСС. Эта информация в дальнейшем поспособствовала успешному поиску автомобиля и поимке злоумышленников.
   «Маячок» ГЛОНАСС привел оперативников в город Реж. Транспортное средство находилось в личном гараже одного из совершивших разбойное нападение. Сотрудники ОВД Невьянского, Верх-Нейвинского городского округа вернули счастливому владельцу похищенную автомашину ровно через сутки.
   
Новости рынка спутниковой навигации

24 марта портал «Глобальные навигационные системы» (http://gnsystems.net/news653.html) проинформировал о том, что компания «РУСЛАН Коммуникейшнз» предлагает интегрированное решение видеонаблюдения и контроля на базе IP-технологии в рамках федеральной программы "Безопасный город".
   При этом система может вводиться поэтапно по мере выделения бюджета и объединяться с уже существующими, в том числе аналоговыми системами.
   Основой интегрированной интеллектуальной системы дистанционного принятия решений, предлагаемой компанией для муниципальных структур, являются объединенные на единой интеграционной платформе технологии видеонаблюдения Milestione XProtect и контроля подвижных объектов «АвтоТрекер». Модульность, открытость и масштабируемость данного решения являются ее основными преимуществами, отмечается в публикации.
   * * *
25 марта портал «GPS-CLUB» (http://gps-club.ru/yandex_news/detail.php?ID=30950) сообщил: «Компания «М2М телематика» впервые представила профессиональному сообществу программное обеспечение для автоматизации предприятий ЖКХ на базе спутниковых навигационных GPS/ГЛОНАСС систем в рамках IV отраслевой выставки «Передовые технологии и оборудование в ЖКХ Подмосковья 2009».
   В ходе выставки особое внимание губернатора Московской области Б. Громова привлек стенд компании «М2М телематика», на котором впервые были представлены новинки: программные продукты «М2М-ЖКХ Администрация» и «М2М-ЖКХ Предприятие». Помимо программного обеспечения для автоматизации предприятий ЖКХ, компания «М2М телематика» представила на своем стенде ряд продуктов на базе спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS.
   * * *
27 марта портал «Глобальные навигационные системы» (http://gnsystems.net/news657.html) сообщил, что компания "Русские Навигационные Технологии" успешно внедряет систему "АвтоТрекер" для нефтедобывающих предприятий. Одним из самых успешных проектов в этом направлении является сотрудничество "РНТ" с компанией "ИнкомНефть", чьи нефтедобывающие мощности стоят на крупнейшем месторождении России – Самотлорском.
   После успешного внедрения системы в класс бурильных установок и заправочных бензовозов компания "ИнкомНефть" закупила еще несколько датчиков для установки на технику других типов. Аппараты "АвтоТрекер" были настроены согласно специфике каждой машины, что позволило обеспечить полный контроль и максимальную прозрачность их эксплуатации. Для наиболее удобного мониторинга всей техники на компьютерах диспетчеров была настроена программа "АТ-администратор". Она сопоставляет множество параметров и позволяет быстро составлять отчеты о работе всей техники, подключенной к системе "АвтоТрекер". После столь удачного внедрения компания "ИнкомНефть" планирует оснастить аппаратами от "РНТ" более 100 единиц своей техники.
   * * *
27 марта портал «GPS-CLUB» (http://gps-club.ru/yandex_news/detail.php?ID=31076) проинформировал о том, что 24 - 25 марта компания «М2М телематика» приняла участие во II-ой выставке-форуме «Верхневолжский транспортный форум – 2009».
   В рамках форума прошел круглый стол «Транспортные проблемы и перспективы Верхневолжского региона в современных условиях», на котором присутствовали представители комитетов по транспорту администраций Ярославской, Костромской, Ивановской, Тверской, Нижегородской, Вологодской областей и городов Верхней Волги. На мероприятии обсуждались наиболее острые проблемы и перспективы развития транспортной инфраструктуры области. С докладом «Региональная навигационно-информационная система транспортного комплекса» выступил коммерческий директор компании «М2М телематика» А. Смятских.
   «М2М телематика» представила на выставке собственную экспозицию, на которой посетители могли ознакомиться с программными средствами и абонентским терминальным оборудованием на базе спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS, входящим в региональную навигационно-информационную систему транспортного комплекса.
   По словам Смятских, важность и необходимость повсеместного внедрения автоматизированных систем управления на городском транспорте бесспорна.
   * * *
30 марта портал «GPS-CLUB» (http://www.gpsearch.org/news/1186.html) сообщил: «Иркутский транспорт берут под ГЛОНАСС-контроль. Новые троллейбусы начнут курсировать по улицам города уже в апреле. Пока же в троллейбусном депо 18 машин — по условиям контракта, их выход на линию возможен только после прибытия полного комплекта, купленного мэрией в конце прошлого года, то есть всех 26 единиц.
   Сама система обойдется бюджету Иркутска в полтора миллиона рублей, но прогнозируемый эффект от ее работы — четыре миллиона в год».
   * * *
Решением Правительства РФ Республика Татарстан в 2009 г. включена в федеральную программу по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП, - сообщил 31 марта министр здравоохранения РТ А. Фаррахов.
   Все автомобили, которые примут участие в этой программе, будут оснащены системой ГЛОНАСС с единой системой управления.
   * * *
3 апреля стало известно, банк ВТБ предоставил 2 гарантии на общую сумму 18,7 млн. долл. в пользу индонезийского банка PT Bank Mandiri (Persero) Tbk в рамках исполнения обязательств по экспортному контракту ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнева. Предприятие осуществит поставку в Индонезию спутниковой системы TELCOM-3 по контракту с компанией Telekomunikasi Indonesia Tbk.
   За все время существования предприятия было спроектировано и изготовлено около 40 типов космических аппаратов и антенн, более 1160 спутников. В 2008 году предприятие полностью выполнило свои годовые обязательства по реализации Федеральной целевой программы «ГЛОНАСС» (6 спутников ГЛОНАСС-М).
   * * *
6 апреля Агентство комментариев (http://www.kommentarii.ru/comment/15969/2397) опубликовало аналитический обзор, заказанный ФГУП "Российский НИИ космического приборостроения", в котором после экскурса в историю создания системы ГЛОНАСС было заявлено: «На космических аппаратах нового поколения «Глонасс-К» планируется разместить ретрансляторы сигналов международной системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ – самой гуманной спутниковой системы. (ФГУП «РНИИ КП» – головной разработчик российского сегмента этой системы).
   В России разрабатываются конкурентоспособные системы, в т. ч. и так называемые системы на кристалле, которые можно будет встраивать в «наладонники» и сотовые телефоны.
Радует, что в этом бизнесе много увлеченных людей. Недавно одна из фирм-производителей навигаторов разработала продуктовую линейку навигационных приборов для домашних животных и автомобилистов. Поразило то, что частная фирма ООО «М2М телематика» не просто предложила качественный продукт, но и продумала до мелочей дизайн изделия, хотя при этом ей пришлось пойти на серьезные затраты».
   Профессиональная аппаратура, используемая, например, в картографии, геодезии, совершенно другого класса и делается под заказ. Там уже давно выбор сделан в пользу двухсистемных приемников ГЛОНАСС/GPS.
   Для госзаказчика, так называемого регулируемого рынка в России, потребуется около миллиона комплектов такой аппаратуры. Рынок нерегулируемый – это, по разным маркетинговым оценкам, порядка 5 –7 млн. навигаторов.
   В заключение автор резюмирует: «Под решение столь масштабных задач необходимы серьезные, научные идеи и разработки с одной стороны, и стабильное финансирование с другой».
   * * *
7 апреля в Москве в «Президент-отеле» состоялся первый Российский международный конгресс по Интеллектуальным транспортным системам. В его работе приняли участие более 250 представителей промышленности, государственных структур, международных и общественных организаций, проинформировал интернет-портал «Openmarket.ru» (http://openmarket.ru/PressRelease/PressReleaseShow.asp?ID=41072).
   В работе Ассоциации «ИТС – Россия» приняли решение участвовать следующие организации: Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС Форум», ФГУ Дирекция по управлению Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», ФГУП «Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие (ГОССМЭП) МВД России, ФГУП «РНИИ КП», ОАО «Концерн ПВО «Алмаз - Антей», Ассоциация Транспортной Телематики (АТТ – Россия), Профессиональная Ассоциация противодействия угонам транспортных средств, Министерство транспорта Московской области, Департамент транспорта и связи Правительства Москвы, ГУП «Центр организации дорожного движения города Москвы», НПО «Итэлма», «М2М телематика» и другие участники рынка интеллектуальных транспортных систем.
   Участники Ассоциации «ИТС – Россия» ставят перед собой следующие цели:
- улучшение качества жизни населения;
- повышение безопасности дорожного движения, снижение смертности и травматизма на дорогах;
- повышение качества грузовых и пассажирских перевозок;
- повышение эффективности использования транспорта и транспортной инфраструктуры;
- обеспечение защиты от внешних факторов (включая терроризм) при осуществлении грузовых и пассажирских перевозок;
- противодействие угонам транспортных средств;
- снижение негативного влияния транспорта на окружающую среду.
   Задачи, которые предстоит решать Ассоциации «ИТС – Россия» включают в себя:
- разработку правовой и нормативной базы для развития рынка интеллектуальных транспортных систем в России;
- целевое финансирование утвержденных программ;
- международное сотрудничество в области ИТС.
   * * *
8 апреля портал «GPS-CLUB» (http://gps-club.ru/yandex_news/detail.php?ID=31892) проинформировал, что руководство компании «Аэрокосмические технологии», входящей в холдинг СТК «Союз», приняло решение о спонсорской поддержке III Международного форума по спутниковой навигации, который пройдет в Москве 12-13 мая 2009 г. в ЦВК «Экспоцентр».
   Поскольку основная деятельность компании – разработка и внедрение комплексных инновационных проектов в области систем связи и навигации на железнодорожном транспорте, то этот опыт будет представлен в докладе компании на форуме. Компания по заказу ОАО «РЖД» проводит крупномасштабное внедрение комплексных инновационных проектов в области систем связи, навигации и обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Данная работа является на сегодняшний день крупнейшей в России по использованию системы ГЛОНАСС в экономике страны.
   * * *
14 апреля портал «GPS – Клуб» (http://gps-club.ru/yandex_news/detail.php?ID=32124) сообщил: в марте Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС – Форум» подписала соглашение с египетской компанией «Middle East Representative office for Sciences and Technology». Согласно документу, стороны начинают проведение совместных акций по популяризации спутниковых навигационных технологий на базе системы ГЛОНАСС и поиск потенциальных потребителей (покупателей) навигационных товаров и услуг.
   * * *
15 апреля портал «GPS-CLUB» (http://gps-club.ru/yandex_news/detail.php?ID=32132) сообщил о завершении II экспедиции «Северный десант», которая проходила при поддержке компании «М2М телематика». Её участники преодолели 3,5 тыс. км на снегоходах, которые были оборудованы телематическими терминалами M2M-Cyber GLX, принимающими навигационные сигналы двух спутниковых систем: ГЛОНАСС и GPS.
   
Новости технологий

24 марта газета «Гудок» (http://gudok.ru/index.php/69559) проинформировала: «На Южно-Уральской железной дороге магистральный электровоз переоборудовали в передвижной рельсосмазыватель».
   На Челябинском опытном заводе путевых машин имени В. Х. Балашенко машину оснастили специальным оборудованием, а в локомотивном депо Карталы специалисты ЗАО «Микчел» установили на ней систему управления рельсосмазывающей установкой на базе спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/GPS. Как прогнозируют специалисты, автоматизированное управление процессом смазки за счёт повышения точности её подачи увеличит эффективность применения лубрикации. Снизится и износ колёсных пар и рельсов, сократятся энергетические затраты на тягу поездов.
   До конца года спутниковой навигацией оснастят ещё шесть локомотивов-рельсосмазывателей магистрали.
   * * *
6 апреля в Санкт-Петербурге в институте прикладной астрономии состоялась открытие III Всероссийской конференции, посвященной развитию системы ГЛОНАСС. В ходе форума участники сообщили, что российская навигационная система принята государственной комиссией в так называемую «опытную эксплуатацию».
   (Как известно, в 2010 году будет развернут состав орбитальной группировки, а до конца 2011 года – наземная часть ГЛОНАСС должна функционировать в полном объеме) Между тем, участники конференции констатировали, что создать систему, близкую к идеалу, планируется лишь к 2020 году. По их мнению, только тогда ГЛОНАСС сможет конкурировать с американской GPS в точности. Вывод «академиков»: пока у широкого российского потребителя наша система не пользуется популярностью - водители предпочитают пользоваться GPS.
Зато геологи, нефтяники, геодезисты, которые работают на более сложном оборудовании, уже оценили преимущества ГЛОНАСС.
   Н. Лаверов, академик, вице-президент РАН: «Мы будем повышать точность постоянно. Мы стремимся к тому, чтобы определять местоположение человека в труднодоступных местах - в тоннелях, под водой, в домах».
   В течение нескольких дней российские ученые, представители Роскосмоса и Минобороны разработают так называемую «дорогу действий». На конференции предложили концепцию единой системы, в которой ГЛОНАСС, GPS и европейская «Галилео» работали бы вместе, За исключением аспектов обороны, поскольку глобальные навигационные системы, прежде всего, позволяют создавать и применять высокоточное оружие.
   Со своей стороны главный конструктор системы ГЛОНАСС Ю. Урличич впервые с уверенностью заявил, что пора начинать производство исключительно российских приемников, т.к. большинство проблем позади.
   В одной из разработок система ГЛОНАСС нашла неожиданное применение. Совсем скоро с подобной геодезической аппаратурой на улицы Сочи выйдут строители, а на улицы Петербурга - специалисты «Водоканала». Благодаря спутнику, петербуржцы смогут скорее получить горячую воду в случае аварии.
   * * *
7 апреля портал «GPSearch.Org» (http://www.gpsearch.org/news/1219.html) проинформировал, что РЖД опробуют в Сочи новую систему цифровой радиосвязи, разработанную финскими специалистами. Соответствующее соглашение было подписано между компанией «НИИАС» — дочерним предприятием РЖД и финской компанией «АнсальдосТС», являющейся «дочкой» корпорации «Финмекканика». Система цифровой радиосвязи «Итарус», разработанная финскими специалистами, будет тестироваться на участке «Сочи-Адлер».
   Представитель российской стороны отметил, что «особенностью проекта станет применение спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS, потому что они уже используются на более чем 12 тыс. локомотивах и других самоходных единицах». «Итарус» требует меньших капитальных затрат в сравнении с другими аналогами из Европы, в обслуживании он также обходится значительно дешевле».
   * * *
По мнению члена Центризбиркома Г. Райкова, более активное использование спутниковых систем поможет сократить расходы на ГАС "Выборы". В год на ее функционирование из федерального бюджета поступает 1,7 млрд. рублей.
Сейчас спутниковая система "Гонец" используется для обеспечения связи при ЧС, контроля газо- и нефтепроводов, сбора экологической и промышленной информации, мониторинга мирового океана и других целей.
   * * *
7 апреля агентство «Portnews» (http://portnews.ru/news/43434/) проинформировало, что сибирские ученые разработали в рамках государственного контракта высокоточное навигационное оборудование для речных и морских судов грузоподъемностью до 3 тыс. тонн. Оно может работать самостоятельно и со спутниковой системой ГЛОНАСС. Испытания пройдут на реках Сибири нынешним летом.
   По словам одного из руководителей компании НПО «Микран» (резидент особой экономической технико-внедренческой зоны), «разрешающая способность нового комплекса превышает все известные образцы в 5 раз, а ресурс в 20 раз выше, чем, например, у японских приборов».
   * * *
8 апреля директор Института прикладной астрономии РАН профессор А. Финкельштейн в ходе III Всероссийской конференции «Фундаментальное и прикладное координатно-временное и навигационное обеспечение» /КВНО-2009/ заявил, что система позиционирования ГЛОНАСС после 2012 года должна быть не хуже, чем у GPS, с погрешностью до одного метра. По его мнению, «реально достичь этого можно будет за счет «перехода на инновационные космические аппараты «ГЛОНАСС-М» и «ГЛОНАСС-К» и программной модернизации всего наземного комплекса управления».
   Ученый уточнил, что «снижение погрешностей у ГЛОНАСС обеспечит переход на так называемую беззапросную технологию с одновременным расширением сети таких модернизированных станций, а также на высокоточное и оперативное определение Всемирного времени и повышение точностных характеристик Государственного эталона времени частоты».
   Финкельштейн указал, что в настоящее время точность позиционных определений с помощью ГЛОНАСС заметно уступает соответствующей точности GPS.
   Среди ключевых задач федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» на период до 2011 года он выделил «сравнимость потенциалов систем ГЛОНАСС и GPS». При этом по завершении реализации федеральной программы «точность позиционных определений ГЛОНАСС должна быть не хуже 3,7 метра», - уточнил профессор. «Этому будет способствовать, в частности, подключение к национальному радиоинтерферометру «Квазар-КВО» радиотелескопа РТ-70 в Уссурийске, который оснащен соответствующими аппаратно-программными средствами».
   * * *
10 апреля радиостанция «Голос России» (http://www.ruvr.ru/main.php?&q=109584&cid=437&p=10.04.2009) проинформировала: сибирские ученые разработали высокоточное навигационное оборудование для речных и морских судов, которое обеспечит безопасность судовождения, позволяя на расстоянии до 13 км в любое время суток и любую погоду отчетливо видеть береговую линию, а на небольшом расстоянии — предметы малых размеров на воде. Разрешающая способность нового комплекса превышает все известные образцы в 5 раз, а его ресурс в 20 раз выше, чем, например, у японских приборов. Он может работать как самостоятельно, так и со спутниковой системой ГЛОНАСС. Испытания пройдут на реках Сибири этим летом.
   Ряд судоходных компаний и МЧС РФ уже заинтересовались новым навигационным оборудованием, серийное производство которого начнется в 2010 году.
   * * *
14 апреля «Комсомольская правда» (http://www.kp.ru/daily/24277/472990/) в статье «Молодежь отправят на Северный полюс» сообщила о молодежной экспедиции «На лыжах - к Северному полюсу». Участники – молодые ребята – представляют Москву, Псковскую область, Чебоксары, Томск, Мордовию и Екатеринбург. Один из них – юноша с ограниченным здоровьем, он плохо слышит. Возглавит группу знаменитый полярник М. Шпаро, у которого будет специальное устройство, которое объединило в себе рацию и ГЛОНАСС/GPS-навигатор. Экспедиция пройдет около 100 км на лыжах по рыхлому снегу, а если потребуется, проплывет необходимое расстояние в специальных костюмах. Финиш намечен на 23 апреля.
   * * *
16 апреля в ходе III Международной конференции «Космическая съемка – на пике высоких технологий» генеральный директор ФГУП «Госцентр «Природа» В. Седельников поделился планами Роскартографии по развитию космической группировки картографических спутников (http://rnd.cnews.ru/tech/news/top/index_science.shtml?2009/04/16/344561). Специалисты Роскартографии пришли к пониманию, что без технологий космической съемки сегодня уже невозможно решить задачу создания и обновления картографической продукции на быстро развивающиеся регионы РФ.
   В настоящее время у России отсутствуют на орбите спутники, способные поставлять качественную информацию для высокодетальной картографической съемки территорий. Из запланированного в 2008 году объема съемки территории России в 5 млн. кв. км «Ресурс-ДК1» смог поставить только 2 млн. кв. км. По словам Седельникова, «Ресурс-ДК1» «не в полной мере обеспечивает потребности Роскартографии, прежде всего из-за сложных метеоусловий».
   Создание 4-спутниковой группировки позволит разрабатывать и обновлять геоданные, обеспечивать безопасность на транспорте, картооснову для применения системы ГЛОНАСС и снизить зависимость от иностранных поставщиков космических снимков.
   * * *
17 апреля зам. генерального директора ОАО «НИИАС» И. Розенберг в интервью газете «Гудок» (http://gudok.ru/index.php/70559) рассказал о внедрении ОАО «РЖД» проекта «Интеллектуальная система комплексного управления движением поездов на скоростном направлении Москва – Санкт-Петербург» и спутниковых технологий при комплексной реконструкции участка Котельниково – Тихорецкая – Тимашевская Северо-Кавказской железной дороги. По его словам, спутниковые технологии на железнодорожном транспорте позволяют получать координатно-временные и навигационные данные об объектах железнодорожного транспорта с использованием глобальных навигационных систем ГЛОНАСС/GPS, систем дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и подвижной спутниковой связи.
   Розенберг также сообщил, что «уже много лет НИИАС оснащает отечественный подвижной состав комплексными локомотивными устройствами безопасности КЛУБ-У и КЛУБ-УП производства Ижевского радиозавода. В их составе используют спутниковые навигационные приёмники ГЛОНАСС/GPS. В общей сложности выпущено 13,5 тыс. таких изделий. Сейчас устройствами спутниковой навигации оборудованы почти 10 тыс. локомотивов и других подвижных объектов, или 35,6% от их общего количества.
   «Сотрудники института предложили инновационную технологию планирования, мониторинга и анализа работы специальной техники при производстве работ по ремонту инфраструктуры железных дорог с использованием спутников, обеспечивающую оптимизацию управления работами по ремонту и содержанию железнодорожной инфраструктуры в «окно». Опытные образцы пусковых комплексов мониторинга дислокации специальной техники службы пути введены в эксплуатацию на Куйбышевской и Приволжской железных дорогах…
В прошлом году мы разработали и внедрили технологию мониторинга железных дорог на основе данных ГЛОНАСС/GPS, спутниковой радиолокационной съёмки высокого разрешения и геоинформационной базы данных по опасным природно-техногенным участкам на полигоне Туапсе – Адлер Северо-Кавказской железной дороги».
   * * *
17 апреля агентство «Росбалт» (http://www.rosbalt.ru/2009/04/17/634413.html) проинформировало, что компания «Русские Навигационные Технологии» (РНТ) разработала модуль «АТ-ГЛОНАСС» для комплекса «АвтоТрекер».
   Небольшой блок создан специально для расширения функционала системы при позиционировании транспортного средства. Помимо информации от спутников GPS, модуль позволяет использовать данные ГЛОНАСС.
   
Информационно-аналитический центр
департамента маркетинга
группы компаний «ГЛОНАСС-Навигатор»
20 апреля 2009 года

Источник: www.spacenews.ru/live/full_news.asp?id=24819