50 с лишним лет кружения вокруг Земли на одной орбите заставили забыть песню о цветущих на Марсе яблонях. Однако теперь мечта о полётах к Марсу и даже далее приобретает реальные черты - по мере того как разрабатывается уникальный транспортно-энергетический модуль.
Основную проблему, которая стала самым очевидным препятствием для космических полётов, кратко можно сформулировать так: ресурс двигателей на жидком или твёрдом топливе (а именно такие до сих пор используются в космических аппаратах) выработан практически полностью. Как их ни усовершенствуй - никаких значительных изменений не последует, нынешние результаты - это всё, на что они способны.
Соответственно, для того чтобы осуществить дерзкие мечты дальних перелётов, нужны принципиально иные решения. Это понимали ещё отцы нашей космонавтики - идеей создания ядерного двигателя занимались академики Сергей Королёв, Игорь Курчатов и Мстислав Келдыш. В 1970‑е СССР запустил три десятка спутников, оснащённых ядерными энергетическими установками малой мощности.
Ядерный реактор выделяет тепло, генератор преобразует его в электричество. Инертный газ ксенон ионизируется - положительно заряженные ионы ускоряются в электростатическом поле до заданной скорости, создают необходимую тягу. Таков принцип работы нового транспортно-энергетического модуля (ТЭМ) на основе ядерной энергодвигательной установки.
Внутри ТЭМа будет вот такой энергоблок. Изображение предоставлено Научно-исследовательским и конструкторским институтом энерготехники (НИКИЭТ) им. Н. А. Доллежаля
Главным конструктором реакторной установки стал Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники (НИКИЭТ) им. Н. А. Доллежаля, входящий в госкорпорацию «Росатом». Юрий Драгунов, его директор, генеральный конструктор, член-корреспондент РАН, говорит, что работы, несмотря на поставленные жёсткие сроки, идут по графику. А это значит, что уже через 4 года такая установка должна быть создана.
- В проекте заложены принципиально новые параметры, используются принципиально новые решения. Впервые в мире разработана технология создания монокристаллических длинномерных трубок из высокотемпературных сплавов. Конструкция настолько продумана, в ней так хорошо решены, что есть уверенность в работоспособности изделия. Первые испытания закончились в 2012 году.
Россия впереди!
- Как любой большой проект, ваш тянет за собой развитие других отраслей и производств?
- А как же! Как и атомная энергетика в целом тянет за собой развитие других - высокотехнологичных - отраслей и производств.
Вообще нужно чувствовать новые перспективные направления развития энергетики, чтобы не отстать. Меня радует, что «Росатом» чувствует. Его стратегия - «на шаг впереди». Ядерные технологии нового поколения, которые уже активно используются, - это «на шаг впереди». Наша работа для космоса - это тоже «на шаг впереди». Россия сегодня впереди.
- А в других странах подобные разработки ведутся?
- В Европе начинают делать первые шаги в этом направлении: формируют «дорожную» карту, сообщество, определяют цели и задачи. Мы их значительно опережаем.
В США, я лично уверен, это направление развивают, потому что нет другой возможности осваивать космическое пространство. Мы знаем, что там начинали такую работу. Правда, параметры у них были пониже наших. Но сейчас достаточной информации нет.
- После крупных аварий на атомной электростанции сложилось настороженное отношение ко всему, что связано с атомом. Насколько безопасным будет создаваемый модуль?
- Мы имитируем разные ситуации - с транспортированием нашей реакторной установки, различные аварийные ситуации, включая аварию на старте и падение с различных высот. Мало того что мы моделируем их математически - вместе с Саровским ядерным центром запланировано провести испытание на разгонном треке. Это разгон с большой скоростью, удар о бетонную стену, с тем чтобы сымитировать то, что может наш реактор испытать в процессе нештатных ситуаций.
Я считаю, что главное внимание должно быть обращено не на работу на номинальном режиме, а на работу именно в нештатных ситуациях. осмотрите, когда происходили серьёзные аварии. Три-Майл-Айленд - это практически был период остановки. Чернобыль - на низком уровне мощности. Фукусима - реакторы были заглушены. Поэтому основное внимание нужно уделять работе не на номинале, а на переходных и стояночных режимах, а также тех, которые связаны с нештатной ситуацией на ракете-носителе.
- Над проектом работают конкретные люди. Кто они? Говорят, в науке катастрофически не хватает молодёжи...
- Это не про нас. У нас много молодых. Вообще везде должно быть удачное сочетание людей, которые являются носителями критических знаний, опыта, и молодёжи. Идёт мощное развитие атомной отрасли, работа в ней стала престижной. И молодёжь с удовольствием идёт сюда.
- Как этот большой разновозрастный коллектив относится к конечной цели проекта? Люди верят в то, что можно будет долететь до Марса?
- Мы в институте (МГТУ имени Баумана) уже записываемся на первое путешествие. Хотите, и вас запишем?..
Хотя успех этого проекта открывает возможности не только для космических путешествий. Атомная энергетика в космосе позволяет решить много проблем. В том числе и выведение спутников, которые уже стали космическим мусором, и устранение астероидной и кометной опасности - такие установки позволят увести астероид на безопасную орбиту, пропустив его мимо Земли.
- Вы часто смотрите в звёздное небо?
- Люблю смотреть. Люблю две вещи: смотреть на костёр и в звёздное небо. И то и другое очень сильно впечатляет, завораживает, наводит на размышления...
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 3861 просмотр