20 ноября 2014 в НИТИ УлГУ состоялся очередной еженедельный научный семинар.
На семинаре был заслушан доклад:
1. Возникновение периодических структур в среде в двумя типами дефектов
Докладчик: студент 6 курса УлГУ Виталий Морозов
Уже почти традиционно семинар начинается в немногочисленном составе, к 16 часам не все успевают закончить основную работу. Но постепенно зал заполняется. Существенным было отсутствие научного руководителя. Ведь Виталий Морозов - ещё студент университета и является самым молодым участником научного семинара НИТИ. К тому же качественный состав этого семинара - три доктора наук, включая "грозного" в глазах аспирантов Владимира Васильевича Учайкина.
Но и кандидат физико-математических наук Дмитрий Александрович Коробко не остался в тени профессоров. Именно он первым включился в обсуждение и стал задавать уточняющие вопросы по постановке задачи.
На первом слайде пришлось задержаться более 10 минут, так много было вопросов. Надо отдать должное Виталию Морозову: ни один из вопросов в тупик его не поставил, и ни разу он не сослался на то, что задача была поставлена научным руководителем. Виталий отвечал за рассматриваемую задачу лично, некоторые выкладки для пояснения были проделаны на соседней доске в виде импровизации.
Когда появился опоздавший научный руководитель (его, как оказалось, срочно вызвали на важное совещание по дороге на семинар), ход семинара изменился.
Научный руководитель Виктор Михайлович Журавлев тоже стал задавать уточняющяе вопросы по постановке задачи. И именно после вопросов научного руководителя стало ясно, что Виталий проводил расчёты по своему сценарию. Это оказалось неожиданным, так как сначала казалось, что научный руководитель должен полностью контролировать работу студента. Уже в конце семинара выяснилось, что это исследование никак не связано и с дипломной работой Виталия Морозова, защита которой должна быть через два месяца.
Виталий не терялся от вопросов "посторонних", и научный руководитель не сбил с намеченного пути собственных вычислений и расчётов. И это человек, у которого в 9 классе по физике была "3", прошу заранее прощения за публикацию такого, случайно выявившегося факта, (будет удалено по первому же требованию). От того же источника информация, что Виталий совершенно не собирался связать свою жизнь с технической специальностью, но по объективным, не зависящим от него обстоятельствам, пришлось переключиться в 10-11 классах на изучение физики и математики, чтобы поступить на бюджетное место в университете.
Виталий оказался в хорошей компании по такому критерию. Не акцентируя уже всем известные факты, как учились в школе великие Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн, можно обнародовать школьные оценки научного руководителя. У него сейчас основные научные интересы в области астрофизики и топологии, а в аттестате две тройки по астрономии и геометрии (!) Но, справедливости ради, надо написать, что юный Виктор Михайлович увлекался математикой, физикой и астрономией с детства. Просто у его школьных учителей по этим предметам и у него не совпали некоторые научные представления. У будущего доктора наук оказалась своя "Земля, которая всё-таки вертится", и он не стал жертвовать своими научными принципами ради оценок.
Доктора наук обращались к студенту на "Вы". Да, так принято на научном семинаре, и это выглядело аристократично, как будто находишься в высшем обществе. Несмотря на сверхвнимательное отношение к формулам, Владимир Васильевич Учайкин обратил внимание, какое красивое изображение даёт тень Виталия Морозова на экране (жаль, нечёткая фотография).
К сожалению, в присутствии научного руководителя Виталий Морозов стал менее уверенным, тем более, что на некоторые вопросы стал отвечать Виктор Михайлович. Даже захотелось внести пожелание, чтобы в дальнейшем научные руководители присутствовали молча, без права выступления в процессе представления научной работы.
Хотя и здесь в оправдание можно добавить. Виктор Михайлович мыслит формулами и чувствует ошибку интуитивно. У профессиональных музыкантов есть абсолютный слух, и они физически не могут воспринимать неправильно сыгранную ноту, у учёных, наверное, есть нечто подобное. Плюс неравнодушие, когда хочется добиться понимания у всех.
После "как бы" окончания выступления началось снова бурное обсуждение. Василий Александрович Орлов задал свой коронный вопрос "А что даёт этот метод?"
Виктор Михайлович начал отвечать, Виталий же, вполне обоснованно недовольным тоном, сказал и тому, кто задал вопрос, и тому, кто начал отвечать: "Я же об этом подробно рассказал".
На замечание Дмитрия Александровича Коробко "Ну почему так сложно надо рассчитывать? Сделали бы для одномерного случая и достаточно" разгорелся острый спор. Владимир Васильевич Учайкин, как мудрый человек с большим опытом ведения дискуссий, добровольно взял на себя роль ведущего и модератора семинара.
Ренат Тимергалиевич Сибатов удивил всех. В некоторый момент он вышел из обсуждения и стал работать на своём ноутбуке. А потом попросил слово для выступления со своей презентацией, которую он, как выяснилось, подготовил прямо во время семинара.
Ренат Тимергалиевич предложил рассмотреть для сравнения результатов эту же задачу методом, который представил на другом семинаре НИТИ Павел Евгеньевич Львов.
Сообщение было выслушано с большим вниманием и интересом. Много вопросов задал научный руководитель и консультант двух диссертаций Рената Сибатова Владимир Васильевич Учайкин.
Конечно, очень заинтересованным оказался и Виктор Михайлович Журавлев, который искренне поблагодарил Рената Сибатова за предложенную новую идею.
На эту благодарность Ренат Тимергалиевич Сибатов ответил:
Спасибо нашему семинару за возможность узнавать новое.
Это, наверное высшая похвала семинару. Уже который раз протягивается ниточка взаимосвязи от одного семинара к другому, хотя темы рассматриваются совершенно различные.
Окончательный слайд презентации Виталия Морозова - СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. Слово "внимание" на кадре получалось расплывчатым. В данном случае более соответствуют слова Рената Тимергалиевича - СПАСИБО ЗА СЕМИНАР!
Павел Миронов, ответственный за представление фоторепортажей на сайте НИТИ, по уважительной причине пропустил этот семинар, поэтому фоторепортаж на сайте НИТИ аналогичен.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 4466 просмотров