Интервью руководителя Федерального космического агентства Анатолия Николаевича Перминова в рамках совместного спецпроекта радиостанции "Голос России" и студии Федерального космического агентства (Роскосмос). Ведет беседу Мария Кулаковская.
Фото пресс-службы Роскосмоса.
Кулаковская: В нашей студии руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов. Анатолий Николаевич, мировые СМИ уже разобрали на цитаты выступление вице-премьера Сергея Иванова на коллегии Роскосмоса. Мы не будем сейчас повторяться. Скажу только, что речь Иванова была довольно жесткой и подтвердила, что минувший год был, наверное, не самым удачным для отечественной космонавтики. Какое мнение у вас по этому поводу? Что не получилось, какие для этого были объективные и субъективные причины?
Перминов: При работе с ракетно-космической техникой не всегда бывает все удачно. Действительно, в прошлом году у нас была неудача при запуске космических аппаратов ГЛОНАСС. Мы на коллегии выяснили все причины, поставили точку над "i", приняли соответствующие планы, которые были необходимы для устранения недостатков. А Сергей Борисович просто констатировал еще раз и заострил внимание на том, что впредь подобных вещей не должно быть. Вот основа тех причин, которые были высказаны Сергеем Борисовичем на коллегии.
Кулаковская: Сейчас во всех неудачах обвиняют Роскосмос. Скажите, за что конкретно сейчас отвечают чиновники? Какой должна быть их мера ответственности?
Перминов: Когда все говорят, что во всем виноват Перминов, если я скажу что-то обратное, то это вызовет резкую реакцию всего журналистского корпуса и явную критику тех людей, которые заранее запрограммированы на эту критику. Мне бы не хотелось этого. Я просто приведу совершенно другой пример.
Чиновник НАСА, как и чиновник в Европейском космическом агентстве, не несет никакой ответственности, если какой-то прибор отказал на какой-то ракете. Есть определенные люди, есть конструкторы этой системы, есть главный конструктор ракеты или космического аппарата, который его разрабатывает. Есть директор по качеству программы, который несет ответственность за качество. И там легко, так же, как и у нас, можно обнаружить, кто виноват в том или ином вопросе. Ведь чиновник должен быть талантливым менеджером. Он не должен знать гайки, крутить различные винты. Он даже не обязан разбираться, если уж так досконально, как работает гироскопическая платформа.
У нас, к сожалению, пока эти вопросы стоят именно так, что руководитель Роскосмоса и нижестоящие должны разбираться и в ракетах-носителях, и в космических аппаратах всех типов. Это глубокое заблуждение, и никакой необходимости в этом нет. Но как раз есть необходимость в другом. Ниже руководства предприятия на большинстве предприятий генеральный конструктор. У нас продукция двойного назначения. И есть военная приемка везде. И когда космический аппарат военного назначения оказывается неисправен, но ведь все подписано, все это проверено, наверное, как-то должны спросить и с них хотя бы что-то. А у нас получается, что всегда отвечает один человек в стране - руководитель Роскосмоса.
Наверное, в этом есть какая-то глубинная сущность нашей страны, это трудно сказать. Но я никогда не отказывался, потому что я хорошо знаю технику, достаточно прилично занимался ею всю жизнь. И на сегодняшний день моих знаний вполне хватает во всех этих направлениях. Но если так дальше будет продолжаться, я считаю, что это не правильно.
Кулаковская: Иванов сказал, что, несмотря на то, что было создано меньше космических аппаратов, чем было запланировано, Россия все равно лидирует по количеству запусков - 31 в прошлом году. У американцев было 16. Может быть, этого и достаточно, нет смысла наращивать такую космическую активность?
Перминов: Мы не стараемся искусственно наращивать космическую активность. Она получается сама собой, исходя из того, сколько аппаратов у нас есть. И на сегодняшний день у нас есть ряд космических аппаратов, которые уже требуют запуска, но под них нет ракет. Но в основном это аппараты других ведомств, бывает и такое.
В этом году, к сожалению, общее количество еще больше стоит в плане. И все будет зависеть от различных силовых ведомств, смогут ли они обеспечить ракетами, необходимо ли им такое количество запусков. Поэтому количество, конечно, может отличаться в ту или другую сторону от плана, утвержденного нами. Это бывает, ничего страшного нет. Главное, чтобы не было неприятных случаев, аварий.
Кулаковская: Что касается планов на будущее, вас часто критикуют за отсутствие каких-то конкретных программ. Это справедливо, на ваш взгляд?
Перминов: Нет. И на коллегии не было такой критики. Да, иногда пишут, но это пишут далекие от космоса люди. Мы не можем что-то создавать вне программы. У нас есть Федеральная космическая программа, которая работает до 2015 года. Сейчас, не дожидаясь окончания этой программы, мы начинаем уже разрабатывать государственную космическую программу до 2020 года, в которую войдут все программы, которые есть у нас по космосу или где Роскосмос имеет свое влияние и является созаказчиком. Таких программ достаточно много.
На слуху у всех федеральная целевая программа ГЛОНАСС. Это тоже специальная программа, которая тоже заканчивается в ближайший год. И сейчас уже давно приступили мы к разработке новой программы до 2020 года. Следующая программа - это развитие или строительство космодрома "Восточный". Это тоже специальная программа. И таких программ очень много. Что-либо без программ правительство Роскосмосу не выдает.
Говорят, что у нас нет программ научного космоса. Мы вместе с Академией наук работаем по этому вопросу. Президент Академии наук Юрий Сергеевич Осипов является председателем Совета по космосу РАН, он утверждает все эти программы. Эти программы только с его подписью верны, только после этого они поступают к нам и финансируются. Или программы освоения Луны, Марса, дальнего космоса. Все эти вопросы у нас есть. У нас даже пилотируемая программа, она проработана до 2035 года.
Вся стратегия развития космической программы России проработана до 2035 года и утверждена президентом России. Когда пишут, что программ нет, то зачастую это пишут журналисты, которые редко с нами соприкасаются. Или такое люди говорят, которых в силу определенных обстоятельств не интересует космос, или у них нет возможности ознакомиться. Поэтому им кажется, что у нас делается что-то хаотично, без программы. Но такого нет.
Кулаковская: Давайте немножко подробнее остановимся на проекте ГЛОНАСС. Сколько космических аппаратов данный момент работает в космосе? Чем отличается новый спутник ГЛОНАСС-К и каковы перспективы дальнейшего развертывания группировки?
Перминов: На сегодняшний день на орбите находятся 27 космических аппаратов, 22 из них работают по целевому назначению. Четыре аппарата находятся на исследовании главного конструктора. И только что запущен еще один аппарат ГЛОНАСС-К нового поколения, который проходит летные испытания.
Существующая орбитальная группировка обеспечивает доступность навигации на всей территории нашей страны, а на всей территории земного шара - 98 процентов покрытия. Поэтому по плану на этот год мы планируем довести орбитальную группировку до 24 космических аппаратов, тем более ее доводить немного. Но с учетом выработки ресурса некоторых аппаратов на орбите во второй половине этого года планируется запуск четырех космических аппаратов ГЛОНАСС-М и в конце года одного аппарата такого же ГЛОНАСС-К. Почему в конце? Потому что нужно провести летные испытания, установить, какие есть недостатки, вовремя внести корректирующие изменения в этот аппарат и только после этого уже запускать следующий аппарат нового назначения.
Кулаковская: Как вы оцениваете последний запуск ГЛОНАСС-К, как он прошел? Был ли он застрахован?
Перминов: Был. Запуск, конечно, проходил достаточно сложно. Там был ряд элементов, которые пришлось отменять. Запуск проходил в ведении Министерства обороны, поэтому я бы не хотел вдаваться особенно в подробности. Но я должен сказать добрые слова в отношении щепетильного отношения государственной комиссии. Они не стали рисковать, они возвращали дважды в исходное состояние. Но, в конце концов, устранили все сомнения, какие у них были в том, что запуск пройдет гарантированно качественно.
Я считаю, что это правильно. Мы часто в России гонимся, начинаются охи и ахи, почему не вовремя что-то запустили. В то же время, допустим, американцы не делают никаких трагедий. Они по два, три, четыре месяца не могут запустить, но зато запускают безаварийно. У нас все средства массовой информации, как правило, начинают такой нездоровый вой, если не вовремя, если не минута в минуту взлетела ракета. Совершенно нет необходимости в этом. Если бы это была война, боевые действия, да, это безобразие. Но когда запускают научный аппарат или космическую станцию, не надо совершенно гнаться за временем и подстегивать боевые расчеты к работе. Люди начинают торопиться и делают, как правило, ошибки. А спешить-то некуда, надо было все досконально проверить.
Кстати, этот вопрос страхования Сергей Борисович поднимал. Это больной вопрос, и я на него отвечал. Во всем мире существует цивилизованное страхование результатов запуска, и если сейчас коммерческие аппараты зарубежных заказчиков страхуются, то они страхуются заказчиками на сто процентов. У нас же нет закона о страховании. Роскосмос разрабатывал три года назад три варианта закона о страховании, в Госдуму мы их вносили. Но, к сожалению, Министерство финансов все три раза не поддержало. В результате у нас нет ни копейки на страхование.
Сколько бы ни было указаний, возгласов, критики, денег нет, и страхования полного не будет. Но так как этот аппарат был опытный, он был застрахован. Мною дана была команда изыскать деньги за счет предприятия, за счет программы. Это тоже не очень здорово, что за счет прибыли предприятия. Как говорится, забрали последние деньги и застраховали космический аппарат. Но он пошел первым, это летный образец, и, конечно, мы не могли его не застраховать. Нужен закон о страховании.
Кулаковская: Он будет прорабатываться сейчас Роскосмосом?
Перминов: Да, мы внесли такие предложения еще раз. Я надеюсь на здравый смысл. Это касается страхования только государственных аппаратов, а коммерческие страхуют сами заказчики. Там проблем нет.
Кулаковская: В регионах Центры космических услуг сейчас работают?
Перминов: Да, работают. После того, как Владимир Путин в Рязани лично знакомился с работой одного из вариантов Центра космических услуг, и было его одобрение, и специально рассматривали этот вопрос, было дано указание во всех регионах заняться этим вопросом: хуже нельзя, можно лучше.
На сегодняшний день, я знаю, что на территории России в восьми губерниях работают Центры космических услуг. В этом году, по-моему, еще плюс девять запланировано. Идет такой порядок создания Центров космических услуг. Все губернаторы без исключения уже работают над этим вопросом. Некоторые из них сомневались, но сейчас, когда они разобрались, то поняли, для чего нужна эта информация. Им нужна не сама космическая информация, им нужна обработанная в этом Центре информация, тогда ею можно будет пользоваться.
Впереди идут такие регионы, конечно, как Татарстан, Калуга, Ярославль, Красноярск. Есть даже муниципалитеты. Например, в городе Одинцово есть Центр космических услуг в муниципальном органе. Я знаю, что губернатор Смоленской области планирует к концу году в городе Гагарине, на родине Гагарина, сделать муниципальный орган - Центр космических услуг.
Кулаковская: Сейчас продолжается последний полет шаттла "Дискавери", который по возвращении на Землю, как мы знаем, станет музейным экспонатом. Сколько американских челноков посетят еще МКС?
Перминов: По плану еще два шаттла. Один запуск запланирован на апрель этого года, второй - на лето, по-моему, на июнь. Наверно, как всегда сдвинется, это июль-август.
Кулаковская: После окончания программы "Спейс шаттл" вся нагрузка по обслуживанию МКС и ротации экипажа целиком будет лежать на российских "Союзах". Означает ли это, что количество кораблей и запусков увеличится?
Перминов: Нет, мы не планируем увеличивать. Мы и так достаточно много запускаем. Я считаю, наоборот, надо работать над тем, как уменьшить количество пилотируемых запусков. На сегодняшний день мы запускаем 4 пилотируемых, 5 грузовиков в год, и этого вполне достаточно. Мы провели расчеты, мы справляемся с доставкой на МКС и наших, и иностранных экипажей. А шаттлы ротации проведут свои, иностранные, в основном. Допустим, там был американец, а будет итальянец, или был итальянец, полетит канадец. Они эту вещь сделают, и все. Сейчас они доставили итальянский модуль, он пристыковывается сейчас. Поэтому нет необходимости какого-то увеличения пилотируемых кораблей типа "Союз" и грузовиков.
Кулаковская: Что происходит сейчас в Гвианском космическом центре? Когда планируется старт российского "Союза"?
Перминов: В Гвианском космическом центре практически закончены все строительные работы. Сейчас я официально поставил вопрос перед руководством стройки и перед французским космическим агентством. В марте или в апреле, как говорится, один сдал, а второй принял. Все, стройка закончена. Если есть проблемные вопросы или доработки, то их можно проводить после этого, отдельными, разовыми вещами, и передать все хозяйство французскому космическому агентству, которое будет эксплуатировать в части, касающейся всей этой техники. А дальше, когда они найдут нагрузку, какие космические аппараты будут запускать, прибывает наша команда, наши специалисты и активно оказывают помощь в подготовке и проведении запуска. Первый запуск, насколько мне известно, стоит у них на август месяц. Это навигационные, кстати, спутники.
Кулаковская: То есть все-таки планируется участие России на космодроме Куру?
Перминов: Конечно, так указано в договоре. Поэтому, мы, конечно, это будем делать.
Кулаковская: А с восточного направления какие новости? Роскосмос в проекте строительства нового космодрома тесно сотрудничает с руководством Амурской области. Может ли новый космодром быть не просто площадкой для стартов, а центром науки и технологии?
Перминов: Я считаю, что там наиболее благоприятная обстановка сейчас. Председатель правительства Владимир Путин проводил специальное заседание президиума правительства по этому вопросу. Там обсуждался порядок действий по началу строительства в этом году. В настоящее время концепция находится на утверждении в правительстве, на подписи у председателя правительства. Программа проработана в полном объеме с Министерством экономики. Параллельно она сейчас отрабатывается в Минфине. Предложено внести ее в кратчайшие сроки в Министерство экономики, в правительство. Я думаю, что в марте будет программно утверждено строительство обеспечивающих объектов.
Таким образом, ничто не мешает созданию дирекции по строительству и территориальному управлению под руководством Роскосмоса на космодроме, чтобы была чисто организационная структура. Сейчас у нас ни одного человека на этом космодроме нет. Все это появится в кратчайшие сроки, я думаю, в течение марта, в крайнем случае - в апреле месяце.
И так как проектно-изыскательские работы в основном выполнены на первую часть строительства, с июня месяца, я считаю, можно начинать строительство. Конечно, строятся первоочередные обеспечивающие объекты: подъездные пути, шоссейные и железные дороги, энергетика, строительная база. Это все начнется в этом году.
Кулаковская: Сейчас никакой инфраструктуры там нет?
Перминов: Инфраструктура есть, старый поселок городского типа Углегорск. Но они закрыты административно-территориальным образованием, они занимаются своими делами, просто выживают, будем так говорить. А космической деятельностью они никакой не занимаются.
Кулаковская: Недавно вы рассказали, что в России разрабатывается проект по созданию транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергии. Вы отметили, что проект не имеет мировых аналогов. Какие преимущества российской космонавтике даст возможность использования мирного атома?
Перминов: Да, у нас действительно разрабатывается проект создания транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергии. И он действительно пока не имеет мировых аналогов. Мы работаем совместно с Росатомом, создавая эту энергодвигательную установку большой мощности. Прежде всего, мы ее рассматриваем для межорбитального корабля, для дальнего космоса, для изучения таких планет, как Марс. Потому что существующие двигатели на твердом или жидком топливе требуют очень длительного времени полета, что для человека небезопасно. Сложно выполнить такой полет.
Здесь же в десятки раз уменьшается время доставки. Правда, увеличиваются другие факторы, нужна радиационная защита. Но все эти вопросы продумываются. Поэтому мы работаем в рамках этого проекта. Проект признан президентским, он финансируется. Буквально несколько недель назад я работал по этому проекту в Центре Келдыша. Мы проводили заслушивание по этому вопросу. На сегодня он удачно вписывается в проекты будущего, проекты изучения дальнего космоса, о которых сейчас и говорит Академия наук.
Многие ученые заинтересованы. К этому проекту приковано пристальное внимание других стран. Конечно, многие страны хотели бы работать с нами. Мы не исключаем возможности использования этого проекта в условиях международного взаимодействия. Возможно, это так и будет. Но не торопимся, надо спокойно разобраться.
Кулаковская: Этот год для российской космонавтики юбилейный. В течение этих 50 лет космонавтика остается той сферой достижений человеческой деятельности, которыми наша страна по праву может гордиться. Каким вам видится дальнейшее движение в освоении космоса?
Перминов: Конечно, мне видится не только околоземное освоение космического пространства. Сейчас всех интересует работа уже вне околоземных орбит, и она рассматривается нами как одно из основных направлений космической деятельности России. И основная задача здесь - создание космической инфраструктуры нового поколения для освоения Луны, Марса.
Потребуются совершенно новые космические средства. И на их создание сегодня направлены усилия нашего агентства и те финансовые средства, которые выделяет нам государство. Мы стараемся их аккуратно, бережно использовать именно на эти направления. Наш головной Институт ЦНИИмаш на сегодняшний день представил три различных стратегических сценария освоения Солнечной системы до 2050 года. Все они, конечно, отличаются по своей масштабности и по стоимости. Но все они предполагают последовательное расширение присутствия человека на околоземных орбитах.
Начало полетов на Луну намечено на середину 20-х годов, создание исследовательских баз на Луне - где-то в 30-х годах, а начало пилотирования и освоения Марса - на рубеже 40-х годов. Мы сейчас внимательно изучаем эти предложения. Окончательный выбор сценария будет определятся, конечно, возможностями государства по финансированию. Я лично считаю, что многие из этих проектов могли бы выполняться при международном взаимодействии.
Допустим, я не исключаю, что изучение Луны, создание там поселений вполне можно было бы провести в рамках тех стран, которые работают сейчас на Международной космической станции. Этого вполне достаточно. Это минимизировало бы наши финансовые затраты, дало бы возможность более качественно использовать образцы ракетной и космической техники тех стран, у кого они лучше получаются. Например, если взять сегодняшний срез тяжелых ракетоносителей - это американцы, пилотируемый корабль - это, конечно, Россия, спускаемый аппарат на Луну - это, конечно, тоже Россия или Европа могла бы. О поселении надо договариваться. Я просто привожу пример. Вполне можно бы такие проекты реализовывать.
В ближайшее время, 15 апреля, по договоренности с НАСА сюда прилетает большая группа во главе с Болденом, и мы будем проводить заседания рабочей группы, как это нам поручено президентами России и США, Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Мы будем рассматривать, что нами сделано, и перспективы дальнейшего сотрудничества. Я думаю, что одним из вопросов можно было бы рассмотреть и этот.
Кулаковская: Относительно космического туризма появились сообщения о том, что будут создаваться космические отели.
Перминов: Различные коммерческие проекты есть как в США, так и у нас. Роскосмос поддерживает эти проекты. И если эти проекты будут выполняться за счет внебюджетного финансирования, за счет коммерческих инвестиций, то мы будем только рады как специалисты оказать помощь в тех или иных вопросах, чтобы повысить надежность исполнения этих проектов.
источник: www.roscosmos.ru
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 5637 просмотров
Если говорить об ошибках прошлого и настоящего, то и Перминов и Галимов замечают, что у нас неэффективная система управления, как внутри агентства, так и со стороны государства; плохая законодательная база, которая не регулирует отвественность чиновников и не является гарантией развития отрасли.
Лунная гонка была вызвана политическими причинами и проиграли её руководства стран, а не конструкторы и ученые. В научном плане, она мало, что дала американцам, всю лунную научную программу на тот момент легко можно было выполнить автоматическими станциями, не затрачивая дополнительные средства на систему жизнеобеспечения и отработку надежности аппаратов.
И на мой взгляд, эта проблема неизбежное зло госуправления, возможно, перевод отрасли на коммерческие рельсы поможет её обойти.
Из интервью, я впервые узнал о Центрах космических услуг, которые по словам Перминова, планируется создать в каждой области. Их задача близка нашей - обработка космической информации. Жалко, информации очень мало.
Т.е. ты разделяешь мнение Чертока о том, что обитаемые экспедиции на Луну и Марс - это утопия, и достаточно отправлять туда автоматические станции?
При всей моей уверенности, что государственное управление означает управление неэффективное, в отношении космической программы мне с этим сложно согласиться. Космическая программа всегда будет управляться государством, т.к. все, что связано с космосом, имеет как правило двойное назначение. И управлять такими программами может только государство. Исключений, мне кажется, два:
1. Привлечение коммерческих организаций в качестве подрядчиков.
2. Чисто коммерческие проекты, организованные самими коммерческими организациями.
В первом случае проблема не решается: у руля все равно чиновники. И от этого, думаю, не избавиться. Тут лучше избавляться от плохих чиновников.
Второй случай - это довольно узкий сегмент космонавтики. Сейчас разве что у американцев в этом плане что-то получается. Думаю, это и возможно только в Америке, т.е. в стране, в которой принято тратить в 2 раза больше, чем зарабатывать.
К сожалению, не знаком с мнением Чертока, но я пока не вел речь об обитаемых экспедициях, а говорил именно про научную программу лунной гонки. А мысль о создании долговременных обитаемых баз мне нравится, по крайней мере такие проекты имеются в космических программах НАСА, Японии и Китая, возможно появится и в нашей.
Я с тобой согласен, государство имеет монополию на военный сектор, к тому же фундаментальные начные исследования могут проводиться только при поддержке государства. Использование подрядчиков нашими чиновниками по традиционной схеме с откатами, думаю, только загубит космонавтику.
А вот во втором случае, я тебя не совсем понимаю, коммерческие проекты, даже в Америке, даже с учетом венчурных капиталистов, не должны быть убыточными, иначе в них не будут инвестировать деньги.
... даже в Америке, даже с учетом венчурных капиталистов, не должны быть убыточными, иначе в них не будут инвестировать деньги.
Вот потому я и сказал:
"Думаю, это и возможно только в ... стране, в которой принято тратить в 2 раза больше, чем зарабатывать."
Уважаемый fundaev, как раз эту фразу я не понял, можете объяснить детальнее?
Где-то слышал, что в преддверии кризиса США производили 20% мирового ВВП, а потребляли - 40.
То что доля США составляет 20% от мирового ВВП верно, вот в потверждение но, хоть я не являюсь специалистом в области экономики, думаю говорить о потреблении ВВП неграмотно. ВВП рассчитывается не только по доходам, но и по расходам. Это довольно абстрактный показатель, по-моему, он показывает сколько стоит экономика государства и в данном случае США стоят дороже всех, мы на 6-ом месте в мире после Германии, перед Великобританией. Мне кажется, у нас такая коммереческая деятельность невозможна из-за законодательства и высокого уровня коррупции, а не из-за ВВП.
Уважаемый fundaev, можете ли привести источник, откуда вы знаете про 40%?
Я подозреваю, что когда говорили про те 40%, подразумевались затраты США в пересчете на мировой ВВП (траты США известны, и величина мирового ВВП тоже, так что не проблема).
Источник дать не могу: как и сказал, где-то слышал.
А что включается в данном случае в затраты - это только импорт, это внутренние расходы американцев или это расходы бюджета? Хотя честно, лучше чтобы по этому вопросу дали какие-то объяснения экономисты.
Твой вопрос, действительно, к экономистам.
P.S. Вот скажи, что самое дорогое сейчас есть у американцев?
Рискну предположить, что самое дорогое в Америке - это её люди. Это - те лучшие специалисты, учёные, изобретатели, предприниматели, которых Америка активно искала и ищет по всему миру и привлекает к работе на себя. Америка всегда делала ставку на привлечение лучших. Со времён начала формирования американской нации туда стекались самые активные, предприимчивые, которым было тесно в условиях коснеющего Старого Света.
Нет-нет, я именно материальные ценности имел в виду. Можно, конечно, сказать, что толковые специалисты приносят в конечном итоге и материальные ценности тоже. Но я все же непосредственно про эти ценности.
Если говорить о реальных материальных ценностях, а не фиктивных (типа зелёных бумажек с надписью "доллар"), то, возможно, это - продукты интеллектуальной творческой деятельности - технологии, патенты и т.п. Ну и всё остальное - здания, сооружения, инфраструктура, и т.п. Да и природные ресурсы, которыми Америка обеспечена не хуже, чем Россия. А Вы как считаете?
Это не совсем корректный вопрос, поэтому отвечу тоже некорректно. По-моему, самое дорогое у американцев — печатный станок.
Мне кажется, самое дорогое у них - это их государственный долг :)
Очень информативный материал.
Хорошие вопросы корреспондента. Как нужны на переднем крае науки энтузиасты, которые могут увлечь своими идеями других. Циолковский, Цандер, Королёв с "горящими" глазами... Для первого полета в Космос можно было выбрать любого человека, но Королёв выбрал именно по человеческим качествам Гагарина - обаяние, жизнерадостность, улыбка. И в Космос хотелось всем!
Нефтегазодобывающая промышленность переведена на коммерческие рельсы. Это помогло обойти проблемы отрасли и России?
Более подробную информацию обязательно надо найти. Возможно, в поисковых системах по указанным конкретным центрам?
Уважаемая Полина, а какие проблемы сейчас у нефтегазодобывающей промышленности? В нашей стране эта самая доходная статья в бюджете. Даже не смотря на то, что половина акций нефтедобывающих компаний принадлежит государству. Но тут стоит принять во внимание, что это ненаукоёмкая отрасль.
Уважаемый leon,
Цитата дословная, потерялась ссылка. В этом смысле проблем в данной отрасли нет, но этот максимум за счет минимумов со всех сторон. И запасы нефти не бесконечны, и терпение российского народа предел все-таки имеет.
Уважаемая Полина, я полностью с Вами согласен. Мне кажется, дело в том, что когда я сказал про перевод на коммерческие рельсы, то это начинает болезненно восприниматься, в связи с 90-ми годами, когда начало коммерческой деятельности предполагало приватизацию имущества. Надеюсь, что такой часто бандитский способ навсегда останется в прошлом. Я имею в виду нормальную коммерческую деятельность, когда для основания фирмы необходим начальный капитал, на который всё необходимое закупается. Такая деятельность предполагает создание нового продукта ( например ракетоносителя) и обеспечивает людей рабочими местами, а бюджет налогами.
В этом смысле проблем в данной отрасли нет...
А какой еще смысл может подразумеваться при обсуждении такого сравнительно мелкого вопроса как эффективность управления?
Согласен. А при чем здесь вопрос об управлении организацией? Или Вы о чем-то другом?
Согласна, что не очень вразумительно написано. Комментарий был большой, но при введении графика вдруг пропал, не получилось восстановить даже с помощью adminа. Настроения хватило только на итоги своего восприятия. Если опять же коротко, то получается, что на коммерческих рельсах даже при эффективном управлении теряется нечто более ценное.
Образование, медицина, наука - получение прибыли балансирует с нравственными ценностями. В этом же ряду нефть и газ России - они значат больше, чем просто отрасль промышленности.
Я опять же выскажу мнение, что нравственность относится к самому человеку, а не к тому, где он работает (в коммерческой или государственной организации). Если человек, скажем так, редиска, то это будет проявляться хоть в коммерческой, хоть в государственной организации. Пример - наши чиновники. Или вот еще хороший пример - административный аппарат УлГУ.
Убедительно и разумно.