Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Как отметила День Космонавтики Лаборатория космических исследований УлГУ

 

 

 

 

9 апреля 2015 года Лаборатория космических исследований УлГУ провела встречу со студентами университета накануне Дня космонавтики.

Руководитель Лаборатории Виктор Михайлович Журавлев прочитал лекцию "Космос вчера, сегодня, завтра..."

 

 

 

 

Встреча состоялась в гостеприимном читальном зале библиотеки УлГУ. Сотрудники читального зала подготовили объявление и выставки книг о Космосе.

Как показывает опыт, простого объявления бывает недостаточно для того, чтобы пришли студенты. Но в этот раз студенты пришли даже раньше назначенного срока. Это полностью заслуга деканата инженерно-физического факультета высоких технологий УлГУ. Заполненный зал приятно удивил.

Отличительной чертой этой встречи стали инициативные предложения выступлений. Заведующая читальным залом библиотеки УлГУ Анна Ивановна Журавлева (совпадение фамилий с руководителем Лаборатории) рассказала о выставленных книгах и о роли научной фантастики. Обращение неравнодушного человека, искренне заинтересованного в привлечении студентов к важной информации, всегда привлекает внимание.

И Сергей Анатольевич Шашарин сам предложил выступить перед студентами, накануне позвонив по телефону. Он много лет проработал в космической отрасли, участвовал в создании силовой установки комплекса "Буран-Энергия". Потом переехал на строительство авиационного комплекса в Ульяновск. А тяга к Космосу сохранилась на всю жизнь.

Любопытный факт. Как-то была запись на данном сайте, что приобрели в магазине игрушку - модель космической станции "Мир". Кто сейчас помнит внешний вид орбитальной станции "Мир", затопленной в Тихом океане 23 марта 2001 года "со слезами на глазах"? А руководитель Лаборатории космических исследований с удивлением сразу определил. И только уже после сборки (это был пластмассовый конструктор, произведённый в Китае!) на подставке была обнаружена подтверждающая надпись.

По непонятному порыву модель станции "Мир" принесли на эту встречу (для создания атмосферы интерьер составили ещё модель ракеты Р-7 и герб России, побывавший на борту космического корабля). До начала мероприятия показали Сергею Анатольевичу Шашарину с вопросом "Узнаёте?" Надо было видеть, как засветились его глаза. Оказывается, он собирал приборы "вот этими руками" для станции "Мир". Когда Сергей Анатольевич услышал, что модель покупалась в перспективе для любознательных школьников, он смущённо произнёс, что и сам не отказался бы от такого подарка. После этих слов космическая станция "Мир" была передана в надёжные руки в полной уверенности, что уж эта модель избежит уничтожения. Пока только утеряна одна пластина солнечной батареи, постараемся найти и передать. На фотографии под этим текстом Сергей Анатольевич держит в руках модель космической станции "Мир".

Сергей Анатольевич пришёл с заранее подготовленными подарками. Портрет Юрия Гагарина, привезённый из Звёздного городка, он подарил читальному залу библиотеки УлГУ

А календарь из Центра подготовки космонавтов с благодарностью приняла Лаборатория космических исследований. Этот календарь сразу же прикрепили на видном месте Лаборатории.

И только после выступлений Анны Ивановны и Сергея Анатольевича провёл лекцию Виктор Михайлович Журавлев. Среди всех его званий и должностей в данном случае важно, что он руководитель внештатной Лаборатории космических исследований и человек, увлечённый и устремлённый в Космос с детства. Принимали участие и активно помогали все аспиранты Лаборатории.

Конечно, была подготовленная презентация, в которой собрано много познавательной и интересной информации.

Но каждый раз лекция Виктора Михайловича звучит по-новому, потому что добавляются знания "за кадром". Его лекция - всегда импровизация в соответствии с настроем. Но чувствуется, что внутренний постоянный интерес к познанию Космоса, автора воодушевляет и вдохновляет.

Но самым главным итогом при передачи знаний от одного поколения к другому является не то, как была подана информация, а КАК она воспринимается. Чтобы не отвлекать аудиторию, снимки производились бесшумно "с галёрки". Только первая фотография показывает лица, но это было до начала встречи. Показалось, что студенты внимательно и с интересом слушали.

Ещё ДО начала всех выступлений студентам было предложено ответить анонимно на несколько вопросов. Содержание вопросов представители Лаборатории подвергли критике, но изменить, к сожалению, было уже поздно. Вопросы сформулированы были таким образом под влиянием дискуссии, проходящей в настоящее время на сайте. В этот раз не акцентировалось внимание на прослушанной лекции.

Первый вопрос: Как Вы считаете, почему снизился интерес к Космосу?

Кроме космоса есть ещё другие интересные вещи

Не хватает средств на освоение Космоса

Потому что людям стали интересны открытия в других отраслях

Считаю, что интерес к космосу не пропадал. Ведь космос это малоисследуемое пространство. Большой простор для познания.

Из-за навязанных обществу лживых сомнительных ценностей. Людей перестает интересовать что-либо кроме достижения материального богатства и личного удовлетворения

Мне кажется из-за появления интернета, соц. сетей

Интерес к любой области снижается вследствие ее развития. Больше людей заняты в ней и они просто так не уйдут.

Молодёжь полностью погрузилась в гаджеты

Потому что сейчас много новых открытий, новых технологий

Я считаю, что интерес к Космосу снизился из-за того, что современная молодежь отдает предпочтение мобильным телефонам и компьютерам

Людям легче зайти в интернет и посмотреть интересующие вещи там, чем изучать что-то самому.

Недостаточно средств и времени уделяется министерством образования космонавтике. Если в СССР хоть как-то пытались выделять на это время, то сейчас, видимо, не до этого.

Рано или поздно всё становится обыденным по мере его освоения. Это в порядке вещей...

Т.к. средний уровень образования очень снизился. И относится это не только к космосу. Хотя космологией занимается каждый второй физик-теоретик.

Второй вопрос. Вы хотели бы полететь в Космос?

Нет, я бы хотел остаться на Земле

Нет, но изучать космические явления не отказался бы.

Нет. Не позволяет состояние здоровья. Да и лететь на полгода-год не хотелось бы - домосед

Нет (2 ответа)

Конечно же ДА

Да. Мне кажется, там очень интересно. Хотелось бы почувствовать на себе, что такое невесомость

Да, конечно. Интересно самому ощутить на себе гравитацию и увидеть звезды, космос.

Да, но это очень страшно

ДА !!! (ответ представителя старшего советского поколения, две анкеты не были анонимными)

Да  (7 ответов)

И третий вопрос. Почему научные исследований не интересны молодому поколению?

Научные исследования не интересны молодому поколению из-за гаджетов

Потому что молодежь ведет пассивный образ жизни и полностью погружены в социальные сети и игры на гаджетах

Потому что сейчас в любом гаджете можно найти любую информацию, хоть про космос, хоть про что-то другое

Потому что молодому поколению "легче" проявлять интерес к обыденному. С развитием технологий мы перестали стремиться узнать неизведанное

Я считаю, что также из-за различных гаджетов

Большинство молодого поколения, к сожалению, заинтересовано в более простых вещах. Мало кто действительно хочет учиться и заниматься исследованиями

Люди считают, что им это не пригодится в жизни, поэтому считают, что не стоит тратить на это время, которого у них почему-то всегда не хватает

У них не остается времени на исследования, т.к. полностью погружены в учебу и бытовые дела

Потому что приоритеты молодого поколения поменялись в связи с различными достижениями в науке, которые изменяют повседневную жизнь. Достижения в космической области не помогут в развитии современной жизни человека

Молодое поколение как и все хотят есть

                                      U+2193.svg

                           Нужна работа

                                       U+2193.svg

Если наука финансируется, то интерес есть. Если нет - интереса особо нет, т.к. молодые люди заняты своей работой

Кому-то интересны

Кому-то нет

Каждому своё!

Может из-за того, что у молодого поколения другие интересы, но я думаю, что не у всего поколения пропал интерес

Я не считаю, что нашему молодому поколению безразлична наука. Наоборот, нужно увлечь этому нашу молодёжь. Необходимо учить, инициировать на научные проекты, побольше устраивать научные форумы. Только тогда научные исследования заинтересуют молодое поколение. И вскоре мы увидим новых Ломоносовых и Менделеевых.

Это ещё смотря какое молодое поколение.                    

Лаборатория космических исследований благодарна всем студентам за честные ответы. Эта информация не просто принята к сведению, она очень важна для понимания нового поколения и выстраивания взаимоотношений.

Несмотря на сложившееся мнение, что молодые люди пишут с ошибками, порадовало, что в написанных ответах грамматических ошибок не было. Все ответы перенесены на сайт в точном соответствии. 

Как некоторый итог встречи, своеобразным "героем нашего времени" стал гаджет (удивительно, что такое "колючее" на слух слово, прижилось у молодых людей).  Поэтому в конце репортажа фотография молодого человека со смартфоном. Надо признать, что с телефоном постоянно общался во время выступлений только один человек. Эта фотография сделана уже после окончания мероприятия.

Зафиксирован ещё один удививший факт. В этот раз не было задано ни одного вопроса никому из трёх выступавших. После прочтения высказываний участников встречи следует логический ответ: ведь на любой вопрос можно получить информацию на выбор из интернета. В этом случае выстраивается и линия взаимоотношений - отойти в сторону и не отнимать время у нового поколения от контактов с  гаджетами. А носители знаний пусть вкладывают информацию, если уж есть такая потребность, в эти самые гаджеты. Так и пришлось освоить чужеродное слово.

В Лаборатории ещё не успели поразмышлять над этим, как через три дня произошла встреча с курсантами Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации. Та же тема "Космос вчера, сегодня, завтра", посвящённая Дню космонавтики. Но впечатления полностью перевернули сложившиеся представления. Об этом в следующем репортаже.

Сергей Александрович Шашарин прислал письмо по электронной почте:

Это макет орбитальной станции МИР, которая начала свое функционирование на орбите с 1986г. с базового модуля, в дальнейшем к которому были пристыкованы множество других модулей - КРИСТАЛЛ, ПРИРОДА, СПЕКТР, КВАНТ-2 , в дальнейшем к нему причаливали корабли грузовик Прогресс-М, пилотируемые Союз-ТМ (Союз-ТМА тогда еще не было), и даже американский Челленджер На борту международной станции перебывало более 100 космонавтов! Планировалось, что она проработает на орбите плановых 5 лет. А она проработала 15! И проработала бы больше, если бы на ее содержание нашлись деньги... Но пришло время время МКС, и ее приговорили...
На ее кончину - затопление в безлюдном районе Тихого океана съехалось множество ликующих зевак, предвкушающих красочное зрелище.
Для нас это был день позора, растерянности,печальный день траура, зловещего зарева отечественной космонавтики
Но разработки по МИРу даром не прошли. Строительство МКС начиналось с тех же модулей.
Для меня она памятна тем, что на ее борту были установлены ЖРДМТ, в испытании которых я принимал участие.
 Теперь это дела давно минувших дней, преданья старины глубокой....

Как оказалось, этот макет сделан китайцами...

С днем космонавтики вас!

Искренне ваш - Шашарин Сергей Анатольевич г. Ульяновск

12 апреля 2015 года.

Ответы студентов университета, нельзя сказать, что оказались совсем неожиданными, но всё-таки поразили: слишком быстро изменяется мировоззрение нового поколения. Как часто бывает, как только вскрывается проблема, начинаешь "видеть" её часто.

Ирина Марчукова, г. Павлодар, Казахстан:

Включать мозги они не умеют  (название статьи в газете от 9 апреля 2015 года)

Преподаю психологию в педагогическом колледже. Слушают с удовольствием, в глазах неподдельный интерес, главный объект внимания - преподаватель, а не любимый сотовый телефон.

Но восторг быстро проходит, когда предлагаю примерить психологию на себя, то есть даю проблемные задания, где надо включить мозги. С этим мои студенты категорически не справляются. Не потому что нет желания, а потому что навыки умственной деятельности развиты очень слабо, и в этом не их вина.

Современное школьное обучение больше направлено на развитие механической памяти, чем на формирование навыка мыслительных операций. Поэтому любое задание, предполагающее минимальное творчество, вызывает недовольный ропот.

...

В последние пять лет в образовании появился новый термин - доводимость. На занятия такие студенты не ходят, но исключать их из профессионального учебного заведения директор не может. 

Во времена моей юности таких студентов исключали в течение месяца с формулировкой "профнепригодность". Сегодня они годами числятся "мёртвыми душами" и даже умудряются получать дипломы. А потом учат детей, лечат больных. Я не знаю, с какой целью введён всеобуч, но эффект от этого только отрицательный.

...

Студенты, конечно, стали другие. но они - дети своего времени, и давайте любить и принимать их такими, какие они есть.