Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Информацию со спутника в Ульяновском университете впервые принимает ученик школы

 

 

 

 

19 июля 2013 года Юрий Штырлов, ученик 11 класса СОШ № 48 г. Ульяновска впервые и первый среди школьников Ульяновской области освоил работу на приёмном комплексе Ульяновского государственного университета и принял снимки из Космоса.

 

 

 

На фото: Юрий Штырлов (слева) и Виталий Морозов, студент УлГУ, за приёмным комплексом

 

Самые первые изображения с космических спутников были получены в Лаборатории космических исследований ровно 3 года назад, в июле 2010 года. Проект Ульяновская область из Космоса  неоднократно был представлен на сайте. Лаборатория много раз пыталась заинтересовать этим проектом школьников, учителей. Интерес и желание установить антенну на крыше школы и вести приём связи со спутниками были, но по различным причинам дальше разговоров дело не сдвигалось с места.

На фотографии красной линией выделен приёмник (он небольшой по размерам) с первого  комплекса, который можно применить для приёма спутниковых изображений даже из квартиры жилого дома. На столе приёмник занимает место в нерабочем состоянии, так как для работы приёмного комплекса предоставлен пока только небольшой стол.

Первый снимок на новом приёмном комплексе в Лаборатории космических исследований получили 25 июня 2013 года. Понадобилось время и "мозговой штурм" для наладки устойчивого приёма. Этот процесс, несмотря на чёткий испытанный алгоритм действий, продолжает оставаться творческим. Космические спутники - антенна - кабель - поворотное устройство антенны - приёмник - программа обработки изображения - компьютер - человек - окружающая среда. На любом этапе может произойти неожиданный сбой. Необходимо "прочувствовать" всю технологическую цепочку, чтобы научиться устранять внешние помехи и получать качественные изображения.

И, как выясняется, самое ценное и наиболее сложно восполнимое звено - человек. Почти месяц (за исключением выходных дней, в которые нет доступа к приёмнику) работали на комлексе только два студента - Виталий Морозов и Антон Симкин. Предлагали посмотреть работу приёмного комплекса и научиться принимать изображения многим...

Претензий ни к кому нет, понятны причины отказов. Есть благодарность Юрию Штырлову за доброжелательную отзывчивость. Когда Юрию предложили посмотреть, как работает приёмный комплекс, особенной надежды не было: каникулы, свободное время перед школой, никаких обязательств перед университетом. Но Юрий неожиданно сразу согласился и пришёл на следующий же день, причём почти на полчаса раньше намеченного срока. Это удивило.

Виталий Морозов показал порядок действий при приёме информации со спутника. Интересно, что информация со спутника поступает в виде звукового сигнала (на слух воспринимается пи-пи-пи...с еле уловимыми оттенками), который расшифровывается в видимое изображение.

Со стороны кажется процесс не очень простым, хотя все, кто освоили, утверждают, что это достаточно легко. Есть определённые тонкости (даже в такой детали, как правильно нажимать кнопку) и целый набор последовательных действий, которые сложно сразу запомнить.

Виталий Морозов показал, как проводить приём сигнала с двух пролетевших спутников. Затем со спутниками работал Юрий Штырлов почти самостоятельно. Надо отдать должное Виталию: он должен был передать полученные знания и научить за короткое время. Следует учитывать, что Виталий - студент, он сам только учится. Когда человек учит кого-то другого, сразу проявляются определённые черты характера: все ли секреты раскрывает обучающий или оставляет специально "подводные камни", чтобы ученик поранился о них.

Рядом постоянно был руководитель Лаборатории космических исследований Виктор Михайлович Журавлев. Он очень редко дополнял объяснения Виталия Морозова, в основном следил за процессом и фотографировал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основную нагрузку по обучению взял на себя Виталий Морозов. Сложно воспроизвести на сайте реальную ситуацию взаимоотношений, но мне, автору репортажа, показалось, что Виталий постарался передать свои, полученные в процессе работы за приёмным комплексом знания, с желанием научить по-настоящему.

Конечно, допускается при описании личная точка зрения. Но правда всегда важнее. Как-то  сотрудник Лаборатории (он тогда учился ещё в школе) сказал, что решил говорить честно в любой ситуации. Прошло уже несколько лет с того момента, а слова, как отпечатались в памяти. Сейчас появился в Лаборатории новый человек, который и своими поступками, и словами поддерживает этот уровень. Им были высказаны замечания, что не совсем точно описана обстановка на семинарах в НИТИ. Это связано только с тем, что репортаж писался не всегда при личном присутствии, иногда описание составлялось по фотографиям и кратко высказанным впечатлениям.

Юрий Штырлов впервые принимает сигнал со спутника самостоятельно.

На мониторе появляется изображение, снятое видеокамерой, установленной на космическом спутнике, пролетающем над Ульяновском на высоте около 850 км. Это изображение приняла антенна на крыше корпуса университета. По кабелю (на фотографии часть кабеля проходит по полу, и небольшой участок белого кабеля виден на столе) передан сигнал приёмнику. Конечно, приём и обработку сигнала осуществляют приборы. Но они сделаны руками и "мозгом" (в основном!) человека (конкретно, Евгений Ронов, Наро-Фоминск, и создатель компьютерной программы обработки сигнала из Австралии). А конечный результат принимает ученик 11 класса Юрий Штырлов в Ульяновске.

На мониторе компьютера расшифрованное изображение, которое принял Юрий Штырлов 19 июля 2013 года в 14 час. 58 мин. с космического спутника NOAA-18 (США). Данный снимок  останется в Снимки из Космоса сайта Лаборатории космических исследований. Кроме изображения в видимом спектре Юрий обработал ещё 8 снимков в различных диапазонах для данного момента приёма сигнала со спутника.

Эта работа достаточно кропотливая (по ранее высказанным словам студентов, даже нудная) и напряжённая, особенно для первого раза. На фотографиях по выражению лица Юрия можно почувствовать сосредоточенность. На робкую просьбу высказать отношение к процессу получения снимков со спутника, Юрий неожиданно уверенно ответил: "Всё понятно и интересно, мне понравилось".

Чтобы не утомлять однообразной работой, поставив приёмный комплекс на автоматический приём, все перешли с 7 этажа на 2 этаж в Лабораторию. В Лаборатории Виктор Михайлович показал геопортал, спутниковые снимки в высоком разрешении, на которых Юрий смог увидеть корпуса университета, в котором находились в данный момент, свой дом в Железнодорожном районе. Основная цель этого показа - спутники могут передавать более интересные изображения. Было подсознательное понимание, что вряд ли можно школьника, выросшего в мире компьютерных игр, заинтересовать "скучными" однообразными картинками. Тем более, что до него все отказывались даже просто посмотреть.

Самым неожиданным оказалось, что после Лаборатории (хотя подразумевалось, что на этом участие гостя закончилось), Юрий снова поднялся на 7 этаж , чтобы принимать новые снимки и был до самого окончания работы на приёмном комплексе в этот день. А это заняло несколько часов.

В конце этого материала можно поставить только многоточие ...

Спасибо большое!!!!! Очень приятно.

Евгений Ронов написал по скайпу 21 июля 2013 года:

[23:39:59] Евгений:

Добрый вечер!
Школьники - это здорово.
Это самое главное.
В моей голове давно живут идеи насчёт школьников.

1. Школьники должны приходить и обучаться приёму информации со спутников.
Причём с нуля и до полного освоения всего этого.
2. В конце обучения каждый сдаёт экзамен или тест.
Т.е. школьник должен будет самостоятельно принять несколько картинок, причём
пользуюсь Орбитроном, чтобы он понимал, куда крутится антенна и смог бы буквально на карте показать, где сейчас спутник проходит.
3. Затем обработать их различными способами в программе wxtoimg.
Он должен быть уверенным пользователем программы Орбитрон, т.е. понимать все её функции. То же самое с программой wxtoimg. Там только способов обработки и проекций целая куча.
Думаю, что тот кто это осилит (а это не так уж и сложно, особенно если есть преподаватель), докажет тем самым, что он не случайный человек, а весьма заинтересованный.
Такому можно и какой-то приоритет дать при поступлении в ваш университет.
4. Ещё можно давать задания школьникам - например создать свой сайт (из бесплатных) и публиковать там снимки, которые они приняли самостоятельно, да ещё и с комментариями собственными.
5. В папке, где wxtoimg, есть файл, pdf с описанием всей программы.
Этот файл на английском языке.
Можно дать задание ребятам самостоятельно перевести этот файл, пользуясь любыми переводчиками. Т.к. все переводчики переводят весьма коряво, ребятам придётся приложить определённые усилия и немало покопаться в интернете, изучая отдельные термины, чтобы текст стал осмысленным.

Думаю, что такому школьнику полшколы будет завидовать, когда он начнёт рассказывать и показывать, чем он занимается в университете.
Возможно, это привлечёт и других ребят.

Данный материал неожиданно для Лаборатории космических исследований попал в Космический дайджест № 31 стр. 62-63. Это Электронный бюллетень новостей по космической тематике.

Где можно приобрести Космический дайджест?

Где можно приобрести Космический дайджест?

Вопрос удивил. Космический дайджест - это Электронный бюллетень новостей (ЭБН). Его каждую неделю составляет коллектив редакции, выбирая новости, заслуживающие внимания. Космический дайджест начал выходить в этом году, вышло пока только 35 выпусков. Этот материал сайта можно найти в интернете по электронной ссылке Космический дайджест № 31 стр. 62-63.

Есть версия для просмотра на компьютере и мобильных устройствах. Также указывается версия для печати.