Конструкторы «ракетомобиля» Bloodhound SSC рассчитывают, что создаваемый ими двигатель станет безопасным вариантом для частных космических кораблей.
Для того чтобы разогнаться до рекордных 1 690 км/ч (что на 462 км/ч больше установленного в 1997 году достижения), британскому сверхзвуковому автомобилю Bloodhound SSC потребуются три двигателя суммарной мощностью 135 тыс. л. с. Каждый «заточен» под выполнение собственных задач по разгону и обеспечению работы различных систем.
Если с турбовентиляторной установкой Eurojet EJ200 и топливным мотором производства Cosworth проблем нет (они успешно используются соответственно в истребителях Eurofighter Typhoon и гоночных болидах), то на третий — ракетный — двигатель разработчики потратили уйму времени, денег и сил.
Ответственный за его изготовление Дэниэл Джабб, основавший небольшую компанию Falcon Project Limited (FPL), рассказывает, что твердотопливный вариант был сразу отвергнут, поскольку в аварийной ситуации его нельзя «отключить» (топливо должно полностью выгореть). Авторы проекта перепробовали различные комбинации жидкого горючего (керосин, водород, спирт) и окислителей (азотная кислота, азотный тетраоксид, пероксид водорода, жидкий кислород), но ДУ были неподъёмными, а жидкий кислород, как известно, и вовсе требует сверхнизких температур.
Эта «пуля на колёсах» лишь формально является автомобилем. (Фото Bloodhound SSC.)
В конце концов остановились на гибридном варианте: твёрдый полимер полибутадиен в качестве топлива и жидкий окислитель — закись азота (NO2). Та же комбинация применялась, к примеру, в SpaceShipOne — предшественнике активно испытываемого частного космолёта SpaceShipTwo производства компании Scaled Composites.
FPL уже была готова начать работу над двигателем, но в 2007 году при проверке текучести закиси азота случился взрыв, убивший трёх инженеров Scaled Composites. Точная причина трагедии не была установлена, но г-н Джабб и его команда изучили историю инцидентов, связанных с NO2, и выяснили, что закись становится взрывоопасной в присутствии некоторых посторонних веществ или под действием тепла и высокого давления.
После выявления угроз, связанных с закисью азота, Scaled Composites продолжила с ней работы, а вот FPL обратилась к более безопасному окислителю — концентрированной перекиси водорода (HTP). При её хранении тоже есть свои риски, но они не столь существенны, утверждает г-н Джабб.
По его словам, вне зависимости от того, будет ли установлен новый автомобильный рекорд скорости, новый ракетный двигатель может внести свою лепту в развитие безопасного коммерческого космоплавания. Стендовые испытания системы пройдут в ближайшие три месяца.
Ну а судьбоносный для Bloodhound SSC заезд состоится примерно через полтора года.
Подготовлено по материалам NewScientist.
Источник: compulenta.ru Текст: Андрей Величко
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 3754 просмотра