Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
День Авиации в Ульяновске

   

  15-го августа страна отмечала День Авиации. Ульяновск, претендент на звание авиационной столицы России (а он  станет столицей, я уверен) имеет на своей территории уникальнейшее предприятие- ЗАО Авиастар СП. Не имеющий аналогов в мире завод, единственный  выпускающий "Русланы".Тут небольшая справка по теме: Сборочных линий "Русланов" было две. Одна у нас, другая на Украине. В "лихие 90-е" наша линия была законсервирована, а украинцы свою... ммм... как бы помягче выразиться... скажем так , утратили. Правда у них остался самолет Ан-225 "Мрiя", но он свой ресурс отлетает и всё. Говорят, правда, что будут строить еще один экземпляр, но я не думаю, что идея их продвинется дальше проектов.

 

 

       Сейчас Авиастар в основном занимается ремонтом, а не постройкой новых "Русланов". Для ввода сборочной линии надо 2 месяца на отладку циклов и кругленькую сумму, которую в настоящее время неоткуда взять.

     Но вернемся в тот замечательный день, когда Авиастар, по сути, отмечал именины. С утра на заводе был день открытых дверей. Каждый желающий, предъявив паспорт, (лично я свой дома забыл, спасибо, друзья выручили, я прошел с ними как сопровождаемый) мог пройти на территорию комплекса и своими глазами увидеть это потрясающее зрелище: огромные цеха, стапеля с  частями воздушных кораблей. 45-й корпус -  инженерная  башня поднимается ввысь, кажется, что до неё  рукой подать, а идешь, а она как будто и не приближается. Внутри башни  мрамор и хрустальные люстры  -   прямо пятизвездочный отель. Правда, кое-что испортило настроение. В одном цехе я решил поподробнее рассмотреть стоящее на стапеле хвостовое оперение Ту-204. В пространстве передней кромки я обнаружил огрызок яблока. Кем надо быть, чтобы засунуть его туда?! До такого даже олигофрен не додумается. Как говорится в России две беды... Наверное, из-за подобных личностей в цехах были натянуты предупреждающие ленты с табличками "проход запрещен".

     Но идем дальше, в одном из цехов стоял уже загрунтованный Ил-76. Несколько уже почти готовых Ту-204 и проходящие ремонт "Русланы" в следующем. На одном из "Русланов" (судя по окраске "Полетовскому") меняли или снимали для ремонта двигатели (Д-18Т). А тем временем стрелки часов подходили к часу дня. Пройдя по рулежной дорожке (там ходили бесплатные автобусы, но многие шли пешком) там стояли открытые для общего доступа самолеты Ил-76ТД (опять же "Полетовский"), Ту-204 и "Трансаэровский" Боинг-747-200, очередь к ним была огромной. По дороге я наблюдал выброску парашютистов.

     Подойдя ближе к самолетам, я заметил, что двигатели Ила и Тушки зачехлены, а Боинговские не только не укрыты, но и еще на авторотации, т.е. вал турбины  раскручивается под действием ветра, дребезжали, как ложка в стакане. Тут же на поле стоял заслуженный ветеран Ан-2, очередь к которому так же была немаленькой. Была еще и бронетехника-  БМД и ЗУ-23 на шасси той же "беэмдешки". Были представлены и самолеты малой авиации-  "Вильга" (см. на главной фотографии ее нижнюю повехность крыла со звездой), А-7, были и дельтопланы.

     Шоу началось с выступления авиамоделистов, маленькие самолетики, как настоящие, рассекали небо над головами зрителей. Потом последовал пролет самолета "Вильга",- какие пируэты летчик творил над зрителями! А потом в небе появился реактивный учебно-тренировочный самолет Л-29. Представьте себе легкую серебристую машину, с ревом проносящуюся над землей перед зрителями на высоте всего 20-30 метров! Он взмывал ввысь, чтобы потом, перевернувшись вновь спикировать, и пронестись перед пораженной толпой, напоследок еще и помахал крыльями -  дескать, пора и честь знать.

      А потом... Потом у меня не хватает слов описать ЭТО. Пролет самолета Ту-204 на малой высоте над головами завороженной толпы впечатлит любого, даже далекого от авиации человека. Очень символичным являлось то, что самолет пролетал над стоящим на рулежке Боингом. Боинг стоит-, "Тушка" летит! Так и будет! Под песню 

"Объявлен рейс длиною в жизнь на крыльях "Ту",

мы флаги Родины поднимем в высоту,

идем уверенно-  маршруты нам ясны,

"Ту"- это сила, это крылья для страны"

ТУ-204  летел над полем. Самолет был еще даже не окрашен, в этом тоже было что-то символическое. Через несколько минут над полем показался "Руслан" (Волгаднепровский).

     В самолетах я разбираюсь, понимаю, что есть тяга двигателей, подъемная сила крыла, аэродинамика, физика, это понятно. Объясните мне только одну вещь-  КАК  такая громадина может летать??? И не просто летать, а даже замахиваться на высший пилотаж!!

     Это незабываемая, гигантская машина легко, словно фантастическая бело-голубая птица  (кто не знает именно эти цвета фирменные "волгаднепровские")  грациозно проплывает (да-да именно проплывает) над людьми... Нет  слов,  чтобы это описать. Не находятся, хоть ты тресни...

     А вечером был концерт, завершившийся праздничным салютом. Салют- это вообще отдельный разговор, по своей красоте он не уступает салюту (а может даже превосходит, лично мне так показалось)  на Новый год и 9-е мая. После увиденного, я укрепился в мысли, что нашу авиацию не сломить ничем!