Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Человек между микро и макромиром

 

 

 

 

31 мая 2013 года, в день юбилея Ульяновского государственного университета для школьников г. Ульяновска стартовал проект «Школа юных академиков».

 

 

 

 

 

 

 

Удивительно, что организаторам удалось собрать большое количество школьников в конце мая, когда занятия в школе практически закончились. Было организовано 5 больших групп учеников из различных школ Ульяновска, и каждая группа  почти полностью заполняла большую аудиторию на 250 мест строго на 1 час. В каждой группе были организованы 2 лекции всего по 30 минут о физике, психологии, основах права... Лекции, преподаватели в различных группах не совпадали. 

Надо отдать должное четкой организации во времени. Но гораздо важнее, с каким настроением выходили школьники и сопровождающие их преподаватели из зала. Для того, чтобы увлечь молодых людей, которые могут найти в интернете практически любую информацию с красочными анимациями, видеороликами, яркими картинками, надо уметь почувствовать аудиторию и суметь заинтересовать.

Судя по лицам ребят на фотографиях (есть профессионально сделанные снимки) и устному опросу, руководителю Лаборатории космических исследований Журавлеву Виктору Михайловичу удалось за очень короткое предоставленное время что-то затронуть у части ребят.

Необычно выбрано название темы беседы «Сила, что движет мирами».  На сфотографированном слайде  -  созданный несколько веков назад человек Леонардо да Винчи разделяет микро и макромир. А к яркой презентации (с анимациями) прилагается желание и умение лектора донести ЗНАНИЯ.

Все ребята, которых удалось опросить, искренне ответили, что было очень интересно слушать и совершенно доступно для понимания. Некоторые подошли к Виктору Михайловичу, лично поблагодарили и пожали руку. Одна учительница после ответов своих учеников добавила, что даже ей было интересно.

В конце любимая тема - КОСМОС. На слайде вид Земли с Международной космической станции. Удивило мнение учителя истории: «Мои интересы далеки от физики и Космоса, но было интересно слушать по-настоящему увлеченного человека. Видно было, что лектору действительно важно все, о чем он рассказывал»

Нельзя не упомянуть о явных проколах. Почему-то было запланировано включение прямого видеорепортажа из Научно-исследовательского технологического института (НИТИ) посередине короткой лекции. Видимо организаторы решили, что слушать профессора по физике десятиклассникам будет сложно, поэтому пусть лучше посмотрят видеоролик. При всём искреннем уважении к партнеру Лаборатории, видеофильм, подготовленный молодыми сотрудниками, не прозвучал ни в прямом, ни в переносном смысле. Для первой группы школьников было плохое качество звука, а во второй группе видео просто зависло. Лектор достойно вышел из создавшейся ситуации, объяснив, как изменились современные микроскопы по сравнению с прежними, каким можно увидеть микромир, и что на таких микроскопах в НИТИ могут работать после соответствующей подготовки даже школьники.

Название мероприятия «Школа юных академиков» не всегда соответствовало содержанию других выступлений (правда, удалось принять участие только в двух первых группах). Ребята в зале переговаривались между собой, что вместо ожидаемых научных знаний слишком навязчиво рекламируется университет.

Конечно, важнее проанализировать более объективно, узнав мнения большего количества слушателей после проведенных лекций во всех пяти группах. Это необходимо сделать, если данный проект планируется развивать.

Фотографии:  Михаил Петряков, сотрудник Лаборатории космических исследований.

У нас началась конференция в 14:00. Было спланировано очень некомпетентно. Поставить 10-летнего мальчика читать о физике при такой аудитории как-то странновато. Его было плохо слышно, и просто непонятно то, о чём он говорит.

II-ая часть этой конференции, рассказанная нам про психологию прошла ненамного лучше. Ничего интересного я в ней не услышал. А хотя тема очень интересная, просто наверно стоит приглашать более заинтересованных и подготовленных педагогов.

Вывод: для человека, который приехал на эту конференцию в УлГУ не просто для того, чтобы посидеть - время однозначно потеряно впустую.